Быки (биржевые игроки, играющие на повышение; прим. mixednews) возвращаются в Кремниевую долину под любым предлогом. Будем надеяться, что отчеты по экономическому восстановлению соответствуют действительности, оптимизм участников рынка не достигнет безумного роста и не обратится в «пузырь» эпохи доткомов. 

Первые полосы и Сан-Хосе Меркури Ньюс, и Нью-Йорк Таймс пестрят заголовками о возвращении «хороших времён» в Кремниевую долину (и давайте не забывать про Лос-Анжелес Таймс). Они основываются как на данных по безработице, так и на достаточно смешных признаках, по их мнению, свидетельствующих о восстановлении, нежели о формировании «пузыря». 

В качестве одного из наиболее изумительно-смешных признаков пришествия «хороших времён» приводится тот факт, что Юрий Мильнер (российский инвестор, основавший фонд DST, средства которого инвестированы в Facebook, Zynga и Groupon; прим. mixednews) купил дом в Лос-Альтос Хиллс, одном из городов Кремниевой долины, за 75 млн. долларов. Дом площадью 25,5 тыс. кв. футов (ок. 2369 м2), принадлежавший пионеру микроэлектроники Фреду Чену (Fred Chan). Хорошая новость в том, что пресс-секретарь опроверг слухи о том, что за дом Мильнер заплатил акциями Facebook. Такая сделка могла стать однозначным признаком «пузыря» в критической фазе. При этом цена покупки была самой высокой за всю историю Кремниевой долины. 

Государственная статистика показывает, что в округе Санта-Клара (который включает самую большую часть Кремниевой долины – Сан-Хосе) наблюдался рост новых рабочих мест, который был больше, чем обычно для данного периода года, в сочетании с падением уровня безработицы до 10,3% (в сравнении с уровнем прошлого года 11,8%), который является наименьшим за последние два года. Уровень безработицы в округе Сан-Франциско составляет 9,5%, а в округе Сан-Матео – 8,4%. Как бы то ни было, уровень безработицы в целом по Калифорнии составляет 12,2%, а в целом по экономике 8,9%. 

Так что регион не находится в лучших условиях, чем страна в целом, когда не хватает работы. Однако благодаря технологическому сектору в феврале произошёл локальный рост количества рабочих мест. Ситуация с безработицей лучше, в сравнении тем, когда она достигла своего пика 12,1% в округе Санта-Клара в январе 2010. Однако, текущий уровень безработицы далёк от уровня примерно в 4% в декабре 2006 и 2,2% в ноябре 1999. Цифры говорят о том, что многие люди не увидели плодов какого-либо восстановления экономики в регионе. Совершенствуя экономические объяснения, почему набор квалифицированных рабочих в технологическом секторе начинает выглядеть так оптимистично, Нью-Йорк Таймс указывает, что в таких компаниях как Google для работников есть дополнительные выгоды, обычно включающие в себя бесплатное питание, пригородные автобусы и опционы на акции. Zynga предлагает набираемым сотрудникам бесплатные стрижки и iPad`ы. Instagram предлагает возможность своим сотрудникам делать индивидуальные заказы еды и напитков. Стартовая оплата труда научным сотрудникам в области компьютерной техники составляет от 90 тыс. до 105 тыс. долларов. HP, которое под руководством предыдущего управляющего Марка Харда урезало оплату труда сотрудникам, под руководством нового босса Лео Апотекера восстановило прежний уровень оплаты с целью сохранения своей конкурентоспособности на рынке труда. 

Лос-Анжелес Таймс пишет, что в компании Google трудятся 24 тыс. человек и планируется увеличить количество сотрудников на 25%, т.е. более чем до 30 тыс. человек. В Facebook работает 2 тыс. человек, 1,4 тыс. человек в Кремниевой долине. Количество рабочих мест в Facebook растёт примерно на 50% в год, так что этим летом пришлось переехать в 57 акровый офисный комплекс недалеко от Пало-Альто в Менло-Парке, Калифорния; где когда-то был большой комплекс зданий Sun Microsystems. В фирме-разработчике социальных игр Zynga занято более чем 1,5 тыс. человек (по слухам численность этой фирмы более чем 1,7 тыс. человек), и фирма предполагает увеличить свою численность более чем в два раза в следующем году. В Twitter`е трудится более чем 400 человек и есть желание увеличить численность занятых более чем до 3 тыс. человек к середине 2013 года. Job site Dice.com имеет 5 тыс. открытых позиций в Кремниевой долине, что на 41% больше, чем год назад. 

Оплата труда устойчиво растёт по крайней мере в последние 5 месяцев, с тех пор как Google, «воюя за таланты», увеличил всем своим сотрудникам оплату труда на 10%. Стив Бланк сказал на прошлой неделе, «сейчас мы живём в условиях второго «интернет-пузыря», а также, что «найм талантливых специалистов в Кремниевой долине стал трудным настолько, насколько не был со времён доткомовского «пузыря»» (хотя если судить по данным о безработице, которые приведены выше, это не совсем верно). Фред Вильсон, ведущий блог венчурный капиталист компании Union Square Ventures, сказал, что вы можете собственными глазами наблюдать свидетельства «войны за таланты», развернувшейся повсеместно в Кремниевой долине, которая особенно ярко проявляется в борьбе компаний за «сердца и умы» независимых разработчиков для поддержки их платформ. 

Подражая младенческого вида основателю Facebook Марку Цукербергу, человеку года журнала Таймс 2010 года, многие выпускники хотят последовать его стопами и открыть свой собственный бизнес. Шеннон Калахан, специалист по подбору персонала для компаний из инвестиционного портфеля группы Andreessen Horowitz, сказала для Нью-Йорк Таймс, что треть инженеров, с которыми она встречалась, запрашивают финансирование для их собственных стартапов вместо того, чтобы принимать предложения о трудоустройстве от уже существующих фирм. 

Обостряющийся дефицит на рынке труда, это факт, являющийся следствием того, что у многих иностранных инженеров до сих пор есть сложности с получением виз для работы в этой стране. В числе стартапов, чья рыночная оценка становится огромной, Zynga, чья капитализация, как сообщается, выросла примерно с 500 млн. долларов до 10 млрд. долларов (что пока остаётся слухами), компания Color, социальные фотографии, раскрывшая на этой неделе свои 41 млн. долларов капитализации. Кто-то может смеяться над этими уровнями капитализации, однако если эта война фондов используется, чтобы прикупить что-то более стоящее на рынке, то версия «надувания пузыря» становится более реалистичной. Это именно то, что происходило на рынке во время последнего «пузыря», когда AOL купила Time Warner. 

Тим Драпер, управляющий директор компании Draper Fisher Jurvetson, на этой неделе сказал, что «пузыря» на рынке пока нет, а также то, что восстановление, которое может продлиться пять лет, только начинается. Я склонен согласиться с тем, что большинство людей пока не увидело плодов восстановления экономики. Эпоха доткомов длилась с 1994 по 1999 год. Большое количество людей предсказывали возникновение «пузыря» в 1994 году, и потому остались в стороне от ничем не обеспеченных акций и инвестиций, они не разбогатели в те дни, потому что были чрезмерно осторожны, или как выразился Вильсон «сидели рядом и нагоняли страху». 

Другими словами, период восстановления, похоже, начнётся спустя некоторое время, после полного сумасшествия на рынке, и после того, как лопнет «пузырь». Мы пока не должны паниковать, поскольку многие «горячие» компании удивительно прибыльны. Если сейчас на рынке возник «пузырь», ещё есть достаточная хорошая возможность того, что «пузырь» станет больше, по причине инерции динамики рынка. Осознание того, что на рынке возник «пузырь», не должно вас парализовывать. Правильнее было бы просто отдавать себе отчёт в том, что идёт игра «музыкальные стулья на выбывание». Когда музыка остановится, вам нужно не остаться без стула. 

Бен Хоровиц, один из основателей компании Andreessen Horowitz, написал, что каждый чрезмерно обеспокоен по поводу сегодняшнего «пузыря», в сравнении с временами «пузыря» доткомовского. Он сказал, что «высокие уровни капитализации – отлично, если они подкреплены реальными активами». Он отметил, что рыночные оценки стоимости в эпоху «пузыря» были завышены в десять раз в сравнении с реальными оценками стоимости, намекая, что сегодняшний уровень капитализации компаний основан на реальной выручке и прибыли. Он также отметил, что сегодняшний поток денежных вложений в венчурный капитал составляет четверть от того, что было во времена доткомовского «пузыря». То, что у нас сейчас, сказал он, это долгожданное начало интернет-бума. 

Опасности возникновения на рынке «пузыря» всегда разнообразны. Если динамика будет чрезмерно ускоряться, мы точно держим курс к ситуации, которая вызовет взрыв «рыночного пузыря». Это может стать позором, с момента обрушения рынка восстановление будет уничтожено и исчезнут плоды такого восстановления, основанного на увеличивающейся безработице. Да, давайте, не будем рушить приятное для остальных мероприятие.

Mixednews