В Татарстане за последние 10 лет посевные площади под подсолнечник увеличились в 160 раз, но этого все равно недостаточно, чтобы загрузить мощности модернизированного Казанского маслоэкстракционного завода. Где предприятие намерено найти миллион тонн маслосемян и почему продукция завода популярна за границей, рассказал генеральный директор АО «КМЭЗ» Михаил Сыровацкий.
«Мы работаем 11 лет, и ни один сезон не был похож на другой»
«РАПС ОБОГАЩАЕТ ПОЧВУ АЗОТОМ И УЛУЧШАЕТ ЕЕ СВОЙСТВА»
– Михаил Федорович, уже можно начинать подводить итоги сезона 2017/18? Насколько уходящий сезон был сложным как для аграриев, так и для переработчиков сельхозпродукции?
– Мы работаем 11 лет, и ни один сезон не был похож на другой. Холодное лето и дождливая осень, безусловно, внесли свои коррективы в уборочную кампанию в текущем году. Но сезон выдался сложным не только для нас – переработчиков, но и для производителей. Он охарактеризовался существенным смещением сроков уборки, которая растянулась до весны.
Тем не менее сезон еще не закончился, в данный момент продолжается закупка подсолнечника: очень много предложений от фермеров. Посевная 2018 года уже совсем скоро, аграрии заинтересованы в получении денежных средств на проведение весенних полевых работ.
Особо отмечу, что мы не остановили закупки, в данный момент продолжаем активно работать, чтобы закрыть потребности предприятия.
– Откуда вы получаете сырье?
– Ни для кого не секрет, что сырье мы закупаем в Приволжском федеральном округе. В большей степени это Самарская и Ульяновская области, конечно, же Татарстан, а также Оренбургская, Саратовская области, Башкортостан, Марий Эл, Чувашия. На следующий год расширим географию: на днях прошла встреча с губернатором Пензенской области Иваном Белозерцевым.
– Почему вы проявили интерес именно к Пензенской области?
– Во-первых, мы понимаем, что миллион тонн маслосемян Татарстан не производит, а именно столько составляет годовая потребность маслоэкстракционного производства ГК «Нэфис». На сегодняшний день РТ производит порядка 160 тысяч подсолнечника и порядка 70 тысяч тонн рапса. Соответственно, мы вынуждены закупаться в других регионах.
«Сырье мы закупаем в Приволжском федеральном округе. На следующий год расширим географию: на днях прошла встреча с губернатором Пензенской области Иваном Белозерцевым (справа)»
Во-вторых, Пензенская область всего за 3 года увеличила посевы подсолнечника со 180 до 280 тысяч гектаров. Это говорит о том, что подсолнечник — высокоприбыльная культура, которая интересна сельхозтоваропроизводителю.
Уверен, что именно по этой причине последние несколько лет аграрии пересмотрели структуру севооборота и либо начали выращивать подсолнечник, либо увеличили в структуре объем посевных площадей.
В Татарстане за последние 10 лет посевные площади под подсолнечником увеличились с тысячи гектар до 160 тысяч! Возобновляется и возделывание рапса. Долгое время рапс был забытой культурой, которой аграрии не уделяли должного внимания. Однако не стоит забывать, что посевы рапса являются отличным предшественником для многих культур, в том числе и зерновых. Рапс обогащает почву азотом, улучшает ее структуру.
В прошлом году совместно с министерством сельского хозяйства была реализована программа «3 по 100», которая способствовала увеличению посевов рапса до 100 тысяч гектаров.
Примечательно, что расширение посевных площадей под подсолнечник и рапс происходит не только за счет участия крупных холдингов, но и благодаря независимым сельхозтоваропроизводителям. Фермеры обратили внимание на масличные культуры как сверхмаржинальные, приносящие стабильный доход.
«ТОТ, КТО НАЧАЛ С НАМИ СОТРУДНИЧАТЬ, УЖЕ НИКУДА НЕ УХОДИТ»
– Вы не раз говорили об активной поддержке аграриев. В чем она заключается?
– Ни для кого не секрет, что на протяжении нескольких лет мы оказываем поддержку местным сельхозтоваропроизводителям: авансирование семенным материалом, предоставление средств защиты растений, сеялок, а также денежных средств. Более того, оказываем техническую и научную поддержку. Одно дело – посеять и забыть, другое – в течение всего сезона внимательно следить за ростом и развитием культуры, проводить мониторинг посевов, активно взаимодействовать с фермерами, обеспечивая научное сопровождение вплоть до завершения уборочной кампании.
По прошлому году объем инвестиций составил 300 миллионов рублей, что позволило засеять 50 тысяч гектаров подсолнечника в Татарстане. В этом году объем поддержки будет порядка 350 миллионов рублей.
Также хочется отдельно отметить, что мы помогаем аграриям не только в Татарстане, но и в соседних регионах, например в Чувашии, Марий Эл, Ульяновской и Оренбургской областях.
– В чем выгода простого фермера работать именно с вами, ведь крупных переработчиков в ПФО с десяток?
– Да, крупных порядка 10, и в несколько раз больше мелких маслобоек. Тем не менее татарстанские фермеры выбирают нас по нескольким причинам: всегда есть возможность приехать к нам и посмотреть, как мы работаем, определяем качество, сор, влагу, как выстраиваем взаимоотношения с другими фермерами.
Во-вторых, у нас всегда прозрачная и объективная цена и своевременная оплата. Фермеру не придется переживать, что могут возникнуть задержки по оплате. И самое главное преимущество – в период массовой уборки своевременное предоставление транспорта под вывоз подсолнечника со складов и площадок фермеров. Когда подсолнечник убирают с поля в дождливую погоду и он некондиционный, без своевременной подработки (сушки и очистки) он быстро теряет свои качества как сырья для производства масла, и фермер может даже потерять весь выращенный урожай. В этом случае буквально по звонку фермера можем оперативно предоставить необходимый транспорт. Мы располагаем автопарком в 250 единиц специализированной современной техники, предназначенной для транспортировки масличных культур!
– Как регулируются ваши взаимоотношения с фермерами?
– У нас есть департамент закупок, который заключает договоры с фермерами, есть и департамент логистики, который занимается вывозом маслосемян. Обе службы работают сообща. Но я хочу особенно подчеркнуть, что всегда индивидуально работаем с каждым поставщиком.
Мы переживаем за каждого из фермеров, идем навстречу каждому.
Например, в 2017 году принимали подсолнечник с высоким показателем кислотного числа. На это согласятся далеко не все переработчики, потому что есть свои сложности.
– Высокий показатель кислотности как-то влияет на итоговое качество продукта?
– Безусловно, негативно влияет и на качество масла и увеличивает потери при производстве.
Дело в другом: мы понимаем, что, если не примем этот товар, фермер останется без прибыли и не сможет на следующий год ничего посеять, да и, скорее всего, просто выбросит все сырье в ближайшем поле, поэтому всегда идем навстречу и ищем варианты.
Порой принимаем подсолнечник с повышенной влажностью. Многие заводы устанавливают пограничные показатели влажности. Приходится загружать сушилки и несколько раз прогонять подсолнечник, вместо того чтобы отказывать фермеру. Безусловно, высокая влажность значит, что объем приемки в сутки сокращается с 5 тысяч тонн до 2. Но бросать в беде фермеров – не дело.
– За 11 лет работы полностью ли укомплектована клиентская база фермеров или вы продолжаете искать новые контакты?
– Мы постоянно расширяем клиентскую базу. В РТ примерно 90–95 процентов фермеров работают с нами. Есть те, кто с нами 10 и более лет. Как правило, компании, которые начали с нами сотрудничать, от нас уже не уходят. Тут я хотел бы отметить агрохолдинги из Самарской области, которым комфортнее работать с нами, несмотря на наличие крупных переработчиков в своем регионе.
«ВЕДЕМ ПЕРЕГОВОРЫ О ПОСТАВКАХ ТОВАРА В ИНДИЮ И КИТАЙ»
– Некоторое время назад муссировалась тема с закупочной стоимостью подсолнечника в ПФО. Как формируется стоимость и кто контролирует этот момент?
– В целом цена на подсолнечник зависит от двух фундаментально значимых вещей: мировая цена на масло и курс доллара. Последний скачок валют моментально взвинтил цены.
Мы, как переработчики, знаем, что основополагающим с точки зрения реализации готовой продукции является мировой рынок масличных, в частности соевых бобов, и растительных масел, в соответствии с которым мы и формируем цены на готовую продукцию. На протяжении последних сезонов цена на подсолнечное масло внутри страны формируется под давлением экспортной, так как большая часть произведенного в России масла отправляется за границу. Таким образом, так или иначе, формирование цены на подсолнечник в России происходит под влиянием тенденций мирового рынка, на который повлиять мы не можем.
Тем не менее цена, которую мы декларируем, соответствует рыночной в Поволжье, и мы считаем ее справедливой.
– Казанский маслоэкстракционный завод активно развивается, расширяет географию закупки сырья и сбыта готовой продукции. В какие регионы, страны поставляете готовую продукцию, а в какие только планируется экспорт?
– География поставок продукции, безусловно, не ограничивается только ПФО. Мы также работаем с Центральным регионом, Уралом и Сибирью. Что касается экспортных отгрузок, активно отгружаем в страны Евросоюза: Литву, Латвию; Турцию, Египет, Иран, Ирак и другие, а также в страны СНГ: Казахстан, Беларусь, Азербайджан. В потенциале экспортных поставок видим такие страны, как Индия и Китай. Переговоры уже активно ведутся.
– С какими целями и задачами подходит Казанский маслоэкстракционный завод к сезону 2018/19?
– Перед нами стоит амбициозная задача – закупить на следующий сезон миллион тонн маслосемян. Соответственно, планируем расширить географию закупок и сбыта продукции. Верим в тесное и плодотворное сотрудничество с Индией и Китаем, а также продолжим оказывать всестороннюю поддержку аграриям и независимым фермерам не только в Татарстане, но и в других регионах.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.