Игорь Корзенков Игорь Корзенков открывал презентацию итогов I этапа исследования совета Европы, направленного на борьбу с коррупцией на муниципальном уровне

СПАСЕНИЕ ОТ КОРРУПЦИИ — В ЦИФРОВИЗАЦИИ?

«Все  считали, что сейчас приедут представители совета Европы и начнут нас учить. Нет, у нас другая логика!» — заявил на конференции в казанском «Корстоне» руководитель приемной аппарата уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Игорь Корзенков. Он открывал презентацию итогов I этапа исследования совета Европы, направленного на борьбу с коррупцией на муниципальном уровне. Эксперты совета совместно с бизнес-омбудсменами проверили 15 регионов, включая Татарстан, — их интересовала коррупция в органах власти при организации закупок и при оказании госуслуг бизнесу.

Авторы исследования пояснили, почему был выбран именно муниципальный уровень. По данным за 2015–2016 годы, большинство жалоб от предпринимателей — от 25% до 60% жалоб — приходилось именно на действия или бездействия представителей органов местного самоуправления.

Наиболее проблемными муниципальными услугами в России оказались так называемые услуги развития. Чиновники строят козни бизнесу, например при предоставлении муниципального имущества в аренду. Просят «дать на лапу», оказывая услуги размещения нестационарных торговых объектов — овощных палаток, ларьков. Намекают на взятку, когда решается вопрос преимущественного выкупа имущества, находящегося в аренде.

Понятно, что такие ситуации возникают не на пустом месте. Исследователи выявили главные предпосылки, которые позволяют твориться всему этому беззаконию. Во-первых, это отсутствие закрепленного на уровне федерального законодательства порядка предоставления ряда услуг бизнесу. Это приводит к тому, что предпринимателей долго гоняют по «заколдованному кругу», условно говоря, из администрации в мэрию и обратно.

Во-вторых, не всегда в регионе четко прописаны стандарты предоставления поддержки субъектам МСП. В-третьих, слабо закреплены на бумаге административные процедуры «после заключения договора». Все это нередко приводит к необоснованному расторжению договора с представителями МСП, резкому увеличению стоимости аренды, возврату грантов или же, например, к сносу ларьков и киосков.

Универсальные антикоррупционные рецепты, которые охотно выписывали эксперты совета Европы российским властям, — это цифровизация всего и вся: мобильные приложения, онлайн-кабинеты, принципы «одного окна», возможность подачи документов через сайт, электронные перечни объектов недвижимости.

В целях прозрачности предлагается случайное распределение заявок между чиновниками, мотивация чиновников за хорошую работу. Казалось бы, жителям продвинутого в плане информатизации Татарстана сложно было услышать здесь что-то новое, но нет. Любопытным, на наш взгляд, показался опыт европейских стран по «автоматическому согласованию», когда услуга считается согласованной, если в течение определенного срока не поступило отказа. Еще одно ноу-хау — тестовая подача документов для предоставления какой-то услуги, чтобы выяснить, каких бумаг не хватает (это экономит время). Участники даже всерьез порассуждали о перспективах уведомительного порядка получения разрешения на строительство.

Айрат Хайруллин Все умозрительные рассуждения о коррупционном зле и о том, как его победить, ярким выступлением приземлил Айрат Хайруллин

«СРЕДСТВА НА ЗАРПЛАТЫ ЗАЛОЖЕНЫ МИНИМАЛЬНЫЕ. И ТУТ ВОЗНИКАЮТ КОРРУПЦИОННЫЕ РИСКИ». 

Все эти умозрительные рассуждения о коррупционном зле и о том, как его победить, ярким выступлением приземлил глава Альметьевского района Айрат Хайруллин. Он привел в пример выдачу ГПЗУ — градостроительного плана земельного участка, который предваряет выдачу разрешения на строительство.

«ГПЗУ муниципалитетом выдается бесплатно, но это очень объемный документ — чтобы его подготовить, регламентом предусмотрено 30 дней. В прошлом году мы выдали 1200 ГПЗУ, то есть каждый день мы выдаем по четыре-пять ГПЗУ. Но в местном бюджете управления архитектуры средства, заложенные на содержание оплаты труда этих людей, минимальные. И тут возникают коррупционные риски. Все понимают, что каждый бизнес заинтересован быстрее этот документ получить, на его основании разработать ПСД, потом получить разрешение на строительство и реализовать свой бизнес-план», — откровенно заявил о проблемах Хайруллин.

Напомним, что совсем недавно нефтяную столицу РТ сотрясла история с арестом главного архитектора Альметьевска Альфии Маненковой,
которая подозревается в получении взятки за содействие в получении подписи на паспорта наружной рекламы для одного из бизнесменов Альметьевска. Значит ли это, что Хайруллин постфактум оправдывает действия своей бывшей подчиненной или, напротив, осуждает их?

Так или иначе, глава Альметьевска продолжил свою речь.

«Глубина проблемы коррупционных рисков имеет более системный характер и связана со 131-м федеральным законом („Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерацииприм. ред.). Полномочия, которые наложены на муниципалитет, не обеспечены финансами. То есть муниципалитет обязан выдавать документы, но для этого финансовых условий и средств недостаточно. Как бы странно ни звучало, Альметьевск — это нефтяной регион в Татарстане, но даже он является дотационным: 50 процентов бюджета нам дотирует республика», — делился головной болью Хайруллин.

Далее шеф нефтяного города рассказал об опыте борьбы с другой „коррупционной“ темой — перевода помещений из жилого в нежилое: «Мы на своем уровне внедрили систему „тайный покупатель“. У меня есть определенные сотрудники, которые выполняют работу заявительного характера, и мы смотрим, на каком этапе могут быть проблемы». Он говорит, что такая работа уже дала свои плоды — так, увеличено время работы соответствующего ведомства и количество выдаваемых документов.

Иван Гущин О том, как построена антикоррупционная работа в республике, рассказал Иван Гущин

«РОДИТЕЛИ ПРЕДПРИНИМАЛИ КОРРУПЦИОННЫЕ ПОПЫТКИ, ЧТОБЫ РЕБЕНОК ПОПАЛ В ДЕТСКИЙ САД»

О том, как построена антикоррупционная работа в республике, рассказал замначальника управления президента РТ по вопросам антикоррупционной политики Иван Гущин (заявленный изначально в качестве спикера его шеф Марс Бадрутдинов в итоге не пришел).

«Коррупционный охват снижается. Если в 2011 году каждый пятый житель республики встречался с коррупционными проявлениями, то сейчас это уже каждый 11-й», — начал Гущин с радостных новостей.

Продолжая тему цифровизации как средства борьбы со взятками, он рассказал, как в республике удалось победить коррупционную гидру в системе образования, просто внедрив электронную очередь в детсады. «Была очередь в детские сады — как выяснилось, в большей степени она была на бумаге. Родители не могли определить своих детей в детсады, и родители предпринимали попытки, в том числе коррупционные, чтобы ребенок попал в детский сад. Изучив механизмы зачисления, было решено замкнуть электронную очередь на портал госуслуг. Не поверите — очередь сдулась почти в два раза, сегодня она абсолютно открыта и прозрачна!» — восхищался антикоррупционер простому решению проблемы.

Наконец, любимое блюдо последних недель — декларации. «У нас порядка 8 тысяч госслужащих предоставляют декларации о доходах. В прошлом году 370 госслужащих было привлечено к ответственности, ряд должностных лиц были уволены. В том числе и при участии органов прокуратуры, в связи с утратой доверия», — сообщил Гущин.

«По рекомендации комиссии по вопросам противодействия коррупции 9 лиц, имеющих госдолжности, были привлечены к ответственности. Невзирая на „погоны“, (отслеживается) соблюдение ограничений, установленных законодательством», — рассказывал гостям представитель антикоррупционного управления.

Наталья Маслова (слева) По словам Натальи Масловой (слева), объем закупок в рамках контрактной системы в 2017 году по России составил 7 трлн рублей, из которых на муниципальные закупки приходится 1,2 трлн рублей

«ПОДОИЛ КОЗУ — И ПОБЕЖАЛ УСТАНАВЛИВАТЬ БЛОКЧЕЙН»

После обеда обсуждение итогов исследования совета Европы продолжилось темой коррупционных практик во время проведения муниципальных закупок в РФ. Так, по словам эксперта совета Натальи Масловой, объем закупок в рамках контрактной системы в 2017 году по России составил 7 трлн рублей, из которых на муниципальные закупки приходится 1,2 трлн рублей.

В числе основных проблем эксперты назвали дробление/объединение закупок. «В рамках таких закупок снижается их эффективность», — сказала Маслова и перечислила другие типичные проблемы — «заточка» требований закупок под конкретного поставщика, неполное раскрытие технической информации, уклонение от подписания акта о выполнении работ, отказ от оплаты муниципального контракта.

Другой эксперт совета, Арам Хагагордян, добавил, что проблемы с муниципальными закупкам есть не только в России, но и в Европе. Например, в Сербии в 2012 году было выявлено 28% неконкурентных торгов, через два года этот показатель сократился до 5%. Хагагордян считает, что необходимость анализа закупок вызвана большой долей государственных расходов в РФ (29%), высоким риском коррупции, трудностью контроля, отсутствием исследований на муниципальном уровне.

С тем, что было сказано и написано в материалах, оказался категорически не согласен генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу РТ» Яков Геллер. «То, что написано в материалах, — это попытка устранить симптомы, а не вылечить больного! — сказал Геллер в затихшем зале и назвал болезнь — 44-й федеральный закон „О контрактной системе“. — Закон этот — причина всех бед. Я говорил эти слова со всех трибун, где мне удавалось. Карфаген должен быть разрушен, 44-й закон должен быть отменен! Он содержит столько родовых травм, что принятые за пять лет 47 поправок его не поправили, а все больше углубили характеристику о том, что это закон о легализации договоренностей! Не может каждый завклубом быть государственным заказчиком!»

Тут Геллер рассказал, что в США работает система «трех офицеров» и только они могут от имени государства заключать контракты, а не завклубами.

«Подоил козу — и побежал устанавливать блокчейн. В первой половине дня коллеги рассуждали о том, что блокчейн — это панацея для торгов. Отнюдь!» — не скупился в выражениях Геллер и вообще сказал, что система построена, будто подразумевается, что «за пределами Садового кольца разумных людей в принципе нет».

Рассказал глава ГУПа и о том, что в 44-м ФЗ есть одна дырка — 93-я статья о закупках у единственного поставщика. «Делай что хочешь! — добавил Геллер и продолжал. — Говорили, что контрактная система — и всё! Коммунизм! А сейчас этим законом занимается пятая [по счету] команда...»


«ДЕРЖА РУКИ В МЕДЕ, КАК НЕ ОБЛИЗАТЬ ПАЛЬЦЫ?!»

Модератор Корзенков даже перебил Геллера, но потом, правда, извинился.

«Коррупция в госзаказе — это производная поливариативного поведения заказчика. Держа руки в меде, как не облизать пальцы?! 44-й закон провоцирует на коррупцию!» — говорил Геллер и озвучил то, как должно быть. Продавцы не должны вступать в сговор, должна быть совершенная информированность продавцов, однородность продукции, свободный вход и выход с рынка, множество мелких продавцов и покупателей.

Далее Геллер, конечно же, рассказал о работе и преимуществах его электронной торговой площадки, упомянув, что у него на электронных торгах по закупке канцелярских скрепок экономится 18% средств! От бизнес-омбудсменов звучали разные вопросы к Геллеру.

«Когда есть интернет, я готов ответить на любой ваш вопрос», — сказал глава ГУПа, показывая открытость своей площадки в онлайн-режиме.

«Да при наличии интернета вам палец в рот не клади!» — сказал модератор.

Бизнес-омбудсмен Курской области Владимир Казарин попросил ответить на один вопрос: «Каким образом система не дает возможности делать преференции?»

«Так я же вам показываю!» — ответил Геллер. 

«Я плохо вижу», — сказал немолодой омбудсмен под смех в зале.

«Любой человек может участвовать в торгах, мы в онлайн! Где преференции? Только цена на валидную продукцию!» — сказал в завершение дискуссии Геллер.

Тимур Нагуманов Тимур Нагуманов: «Вопиющих отклонений Татарстан не показывает. Но мы большой регион, и большинство типовых историй, в которые попадают предприниматели, для нас тоже характерны, и мы с ними боремся»

«ЗЕМЛЯ, ИМУЩЕСТВО, ПРОВЕРКИ, УГОЛОВНОЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ БИЗНЕСА — ЭТО ТИПОВЫЕ ВОПРОСЫ...»

Вопреки ожиданию, гости из Европы не стали жечь напалмом Россию как одну из самых коррумпированных стран мира. Хотя все права у них, конечно, были — по итогам 2017 года РФ заняла только 135-е место из 180 государств мира по уровню коррупции мы примерно на одном уровне с Гондурасом, Киргизией, Лаосом и Мексикой. Напротив, Петр Зих остался доволен тем, как российская сторона реагирует на те рекомендации, которые дают эксперты совета Европы (исследования начались еще в 2015 году). Тем временем во многих странах Европы, напротив, этот процесс замедляется.

«Вообще-то борьба с коррупцией  для совета Европы — это не вопрос только к России, это вопрос к всем 47 членам совета Европы. Большинство из них ратифицировало конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию, в том числе и Российская Федерация. Россия получила достаточно высокую оценку за то, что большинство рекомендаций экспертов выполняется», — похвалил Россию в беседе с журналистами Зих — глава программного офиса совета Европы в РФ.

Представитель совета Европы не стал отвечать на вопрос «БИЗНЕС Online» о том, какие новые или интересные виды коррупционных проявлений встретились ему и его коллегам в Татарстане, а дипломатично перенаправил его татарстанскому бизнес-омбудсмену Тимура Нагуманову.

«Вопиющих отклонений Республика Татарстан по результатам исследования не показывает. Но мы большой регион, и большинство типовых историй, в которые попадают предприниматели, для нас тоже характерны, и мы с ними боремся», — говорит Нагуманов.

«Земля, имущество, проверки, уголовное преследование бизнеса — это типовые вопросы, с которыми к нам обращается бизнес», — рассказал омбудсмен. Рост обращений — на 10–15% в год — Нагуманов связывает с повышением известности института бизнес-омбудсмена, срабатывает эффект сарафанного радио, прибавило число обращений и крушение банков.

Как рассказал Зих, первая часть исследования стоимостью 1,5 млн евро завершена. Сейчас в самом разгаре второй этап, который финиширует в конце 2019 года, он оценивается в 2,5 млн евро. Финансирование ведет как совет Европы, там и российская сторона, пояснил Зих корреспонденту «БИЗНЕС Online».