Выставка, названием которой стала цитата из Дени  Дидро, - «Восторг души и восторг мастерства» - подготовлена к профессиональному празднику – Международному дню музеев. Все картины объединены их новейшей историей – реставрацией, которая не только восстановила произведения в первозданном виде, но у некоторых позволила определить авторство и время создания, другие - освободить от позднейших записей и т.д.

Наиболее примечательной картиной раздела экспозиции мифологического жанра является работа школы Франсуа Лемуана «Нарцисс». Лемуан является признанным мастером эпохи рококо, придворным художником Людовика XV, учителем всемирно известного художника и декоратора Франсуа Буше. Лемуана очень ценил Вольтер, а сам он мечтал сравниться в славе с директором Королевской академии живописи и скульптуры Шарлем Лебреном. И когда эта мечта практически осуществилась, Лемуану доверяют декорировать королевские покои в Версале, он добровольно и страшно обрывает свой жизненный путь.

Лемуан, Франсуа, школа Нарцисс Франция, XVIII в. Холст, масло, овал 81×64 см БСИИ ASG, инв. №04-0850

Картина «Распятие» круга Джованни Ломаццо, итальянского художника и теоретика искусства, выполненная в стиле маньеризма, воспринимается как многообещающая заявка оригинального мастера, большинство работ которого, к сожалению, не дошло до наших дней. Последние 9 лет своей жизни Ломацци провел в полной слепоте, создавая трактаты по теории искусства. Не случись этой трагедии, мир узнал бы гениального маньериста, объединившего эмоциональную монументальность Микеланджело с духовностью Леонардо.

Ломаццо, Джованни Паоло, круг (?) Распятие Италия, ок. 1560 г. Дерево, масло, 108×77 см БСИИ ASG, инв. №04-1721

Все посетители обращают внимание на пейзаж венецианца Антонио Марини «Шторм», который является предтечей жанра маринистики, столь популярного в XIX  веке. Задолго до того, как природа стала восприниматься как самоценный объект эстетического переживания, Марини создает масштабные картины, выражающие преклонение перед могущественной стихией природы, в свободной виртуозной манере. К сожалению, множество работ этого автора ошибочно приписаны Себастьяно Риччи, Сальватору Розе, Гварди, что не позволяет в полной мере оценить масштабы его дарования.

Марини, Антонио Шторм Италия, XVII в. Холст, масло, 82,5×133 см БСИИ ASG, инв. №04-2910

Устроители выставки подготовили путеводитель, который не только дает необходимые сведения об экспонируемых картинах, но и позволяет увидеть состояние некоторых до начала реставрации и понять масштаб и сложность произведенных реставрационных вмешательств.

Реставрационные дневники, публикуемые в журнале «Мир искусств», вызывают не меньший интерес, чем история создания картины

Согласно концепции ASG,  в ряде объектов культурного наследия, восстанавливаемых компанией в историческом центре Казани, можно будет познакомиться с образцами исторических интерьеров, созданных на основе коллекций Большого собрания изящных искусств ASG. Поэтому экспозиционное пространство дополнено предметами мебели и декора: напольными и каминными  часами, бронзой, фарфором , что создает иллюзию интерьера и служит достойной оправой шедеврам живописи.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции