«ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ПОЛАГАЕМ, ЧТО НА 30–40 ПРОЦЕНТОВ УВЕЛИЧИТЬ РОСТ МОЖНО»

«Есть хорошие новости по сотрудничеству с Китаем», – начала сегодня вторничный брифинг в Доме правительства Татарстана руководитель агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина. На повестке встречи с республиканскими журналистами стоял только один вопрос – итоги недавней двухдневной рабочей поездки татарстанской делегации во главе с президентом РТ Рустамом Миннихановым в Поднебесную. Начала Минуллина свой доклад с традиционной рекламы высоких экономических показателей, которых удалось достичь в отношениях с китайскими партнерами. Так, например, по ее словам, внешнеторговый оборот республики с Китаем в 2016 году составил $372 млн, а за прошлый год – уже $565 млн (рост на 52%). И это только начало. Благодаря последней поездке в Китай удалось достичь новых договоренностей, которые позволят снова нарастить торговые обороты. «Предположительно, на следующий год мы, по крайней мере предварительно, полагаем, что на 30–40 процентов (около $800 млн прим. ред.) увеличить рост можно», – заявила журналистам глава АИР РТ.

На прошлой неделе делегация республики посетила две промышленные китайские провинции – Чжэцзян и Фуцзянь, где прошло несколько деловых встреч как с руководством этих регионов, так и крупными компаниями. На этих бизнес-форумах Татарстан представил и свой инвестиционный потенциал. Кстати, в конце мая Рустам Нургалиевич еще раз слетает в Китай – поездка в Шанхай будет связана с посещением ежегодного заседания Нового банка развития БРИКС.

«Мы начинаем строительство индустриального парка компании „Хайер“», – поделилась ближайшими планами Минуллина. По ее словам, 28 мая президент РТ даст старт строительству высокотехнологичного промпарка, на котором разместятся 12 заводов, один из которых – по производству стиральных машин компании «Хайер». А сразу после, видимо, в этот же день руководство республики улетит в Шанхай. Туда Минниханова пригласил лично президент Нового банка развития БРИКС Кундапур Ваман Каматх. «Мы с ними достигли предварительно договоренностей по двум проектам, – рассказала глава АИР, особенно подчеркивая интонацией слово „предварительно“. – Один из них – это ветроэнергетика. Кстати, очень много китайских компаний интересуются именно этой темой, альтернативными источниками энергии. Второй проект – по глубокой переработке зерна. Мы два этих проекта оставили на предварительной стадии переговоров с Новым банком развития. Точнее уже сможем сказать только после визита в Шанхай».

После этого Минуллина вернулась к результатам прошедшего китайского вояжа. Она рассказала, что по его итогам удалось привлечь в республику еще одного китайского инвестора, который готов реализовывать в РТ проект по окрашиванию листовой стали в 400 млн рублей. Речь о «Камастали», которая заходит в Нижнекамск, где под нее уже заканчивают оформление резидентства ТОСЭРа.


На своем последнем брифинге официальный представитель казанского Кремля Лилия Галимова рассказывала, что Минниханов планировал встретиться также и с крупнейшей автомобилестроительной компанией Geely и предложить им локализовать производство в Татарстане. Встреча состоялась, но ни о каких, по словам Минуллиной, открытиях в республике заводов по производству китайских авто речи не шло. «В принципе, с ними может быть очень широкое сотрудничество в области подготовки специалистов», – доложила глава АИРа, с восхищением рассказывая об обширной сети собственных вузов компании по всему Китаю. А на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о локализации Geely в республике Минуллина пояснила: «Когда мы начали обсуждать этот вопрос, они сказали, что такого пока в планах нет». Но полностью отвергать эту идею не стали – все-таки надо начинать дружбу с малого...


Кроме Geely, татарстанская делегация посетила еще ряд крупных китайских предприятий. Среди них, например, были крупнейший производитель автобусов Кing Long и компания XGMA (занимается выпуском строительной и дорожной техники). «В делегации Татарстана были представители машиностроительного комплекса, автомобилестроения и непосредственно представители КАМАЗа. Сейчас думаем, что у них будет неплохое партнерство с КАМАЗом по совместной работе по производству автобусов. КАМАЗ этим занимается, они ищут партнера. Они могли бы вместе поработать, – рассказывала Минуллина, добавив и про XGMA. – Это очень крупный производитель, который производит погрузчики и экскаваторы. Мы думаем их немного „поженить“ с нашим ЕлАЗом, посмотреть, насколько линейка соответствует... Если не получится совместно, то можно предложить им здесь локализацию. Тоже будем тут с ними отрабатывать».

«Если Китай раньше все копировал и удешевлял, то сейчас они собирают лучшие умы со всего мира, нанимают лучших инженеров, проводят исследования и разработки, которые занимают серьезную долю в валовом внутреннем продукте», – добавила в завершение своего рассказа о Поднебесной Минуллина, передавая слово министру информатизации и связи РТ Роману Шайхутдинову. Он же рассказал о достижениях китайских айтишников и о том, как с ними удалось подружиться.


«МЫ РАБОТАЕМ СО ВСЕМИ ПАРТНЕРАМИ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ БОЛЕЕ ОПТИМАЛЬНУЮ ЦЕНУ»

К слову, на брифинг он немного припозднился. Руководитель пресс-службы президента РТ Эдуард Хайруллин просил извинить министра, который застрял в пробке, выезжая из Иннополиса. «Настал тот день, когда они там стали образовываться», – подумали журналисты.

Шайхутдинов начал немного издалека, напомнив о вчерашнем событии в Иннополисе: накануне Минниханов вместе с главой «Ростелекома» Михаилом Осеевским и китайскими партнерами из компании Huawei открывали опытную зону сети 5G. Во время визита в Поднебесную татарстанцы встречались и с давним другом – компанией Hikvision, производящей системы видеонаблюдения. С ними республика начала плотно работать еще со времен Универсиады. Они за последние пару лет через ПАО «Таттелеком» поставили в Татарстан 11 тыс. видеокамер в рамках проектов «Безопасный город» и «Безопасный двор».

«Но камеры сегодня много кто производит, – рассуждал глава минсвязи РТ. – Интерес представляет видеоаналитика и способы, платформы и математические модели сбора данных, которые получают от анализа видеоизображений. Состоялась встреча с руководством компании, обсуждали проведение совместных „пилотов“. В частности, „пилот“ по распознаванию лиц. Это часть функций биометрической платформы, которую мы создаем. При этом принято решение президентом РТ о запуске в некотором ряде точек системы по распознаванию лиц».

По его словам, компании Hikvision и ICL СТ подписали рамочное соглашение о начале сотрудничества «с потенциалом локализации платформенных решений и аппаратных решений». Говоря русским языком, речь идет о производстве камер – их сборке в республике и возможной локализации производства.

«Китай – лидер по электронной коммерции. Многие из вас видели проект компании Amazon – полностью роботизированный магазин. Аналогичный проект сегодня прорабатывается с одной из самых крупных розничных сетей Университетом Иннополис, – сообщил Шайхутдинов, но наотрез отказался пояснять журналистам, что это за крупный ретейлер. – Об этом пока рано говорить. Думаю, что по итогам форума в Санкт-Петербурге (ПМЭФ) нам будет о чем рассказать».

Зато точно известно, что с китайской Hikvision удалось достичь договоренностей о расширении сотрудничества по программе автоматизированного мониторинга предприятий, организаций республики посредством беспилотных летательных аппаратов. В республике долгие годы БПЛА создает АО «ЭНИКС» Валерия Побежимова. Так, по словам Шайхутдинова, создатели беспилотников будут сотрудничать с китайцами через проект «Аэронет». «И проект системы биометрической идентификации людей на предприятиях и организациях республики. Уже есть поручение президента этот проект запустить и реализовать. В ближайшее время мы, наверное, о нем расскажем», – оставил министр все самое вкусное и интересное «на завтраки».

Закончив разговор о Hikvision, Шайхутдинов перешел к результатам встречи с руководством Alibaba Group. С ним договорились о том, что татарстанские предприятия будут активнее участвовать на китайских торговых площадках. На сайтах с доменами alibaba.com предприятия республики смогут осуществлять торговую и закупочную деятельность. Для этого специально откроют центр компетенций, где глав муниципальных районов РТ будут учить, как презентовать свои товары на новых ресурсах. «Надо выстраивать сотрудничество таким образом, чтобы продукция наших предприятий была в приоритете в поисковых системах. Это огромные возможности по экспорту по всему миру», – добавила Минуллина.

Под конец спикеры рассказали о совместном проекте ICL и китайской компании в области информационной безопасности Meiya Pico. С последним татарстанский производитель подписал соглашение, но в чем его смысл – непонятно. Кроме того, глава минсвязи РТ добавил, что, кроме Hikvision, татарстанцы встречались в Китае и с их основным конкурентом – Dahua Technology. «Мы работаем со всеми партнерами, чтобы получить более оптимальную цену и условия для сотрудничества», – объяснил Шайхутдинов.

Татарстан предложит Alibaba Group открыть свой логистический центр на территории республики

СУДЬБА ГЕНКОНСУЛЬСТВА В КАЗАНИ И ЛОГИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ALIBABA

К слову, Галимова заявляла, что Татарстан предложит Alibaba Group открыть свой логистический центр на территории республики. На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, удалось ли договориться по этому поводу, Шайхутдинов пояснил, что логика в этом есть, но определенного будущего у такого комплекса пока что нет. Он напомнил, что в Лаишевском районе запущен логистический центр ГУП «Почта России». В целом же в страну импортируется 90% почтового импорта физлиц из Китая, из которых 87% – товары с торговых площадок Alibaba.

«Мы обсудили и передали пожелания о рассмотрении возможности улучшить сотрудничества с „Почтой России“ в части казанского логистического центра. Что касается открытия логистического центра Alibaba... Она не владеет никакими активами и использует инфраструктуру локальных предприятий для организации этих хозяйственных связей, – рассказал министр связи РТ. – Alibaba будет рассматривать возможность организации здесь какого-то промежуточного склада только в том случае, если они примут решение организовать логистику самостоятельно. Напомню, что Alibaba экспортирует свои товары через сети „Почты России“». А Минуллина поставила точку в вопросе: «Сейчас наша задача не логистические комплексы с ними строить, а представить продукцию наших предприятий в этих электронных магазинах».


Еще один немаловажный момент, который под конец брифинга подняли журналисты, – это судьба генконсульства Китая в Казани. Вроде деловые отношения выстраиваем, в республику зовем, а здание для дипломатической миссии выделить не можем... До этого она ютилась в одном из офисов Suvar Plaza, и многие жаловались, что вроде и открыли консульство, но найти его невозможно. Недавно на заседании Казгордумы депутаты заявляли, что заняты перезонированием под генконсульство Китая участка на ул. Подлужной. По этому поводу прошли публичные слушания по предложению подконтрольной братьям Хайруллиным компании «ЭнергоИнвестКапитал» о внесении изменений в карту зон градостроительных регламентов Казани. Сейчас эти участки находятся в категории земель рекреационно-ландшафтной зоны.


Как рассказал тогда на слушаниях представитель компании, речь идет о нескольких земельных участках по ул. Подлужной, общая площадь которых составляет почти 1,2 гектара. Сейчас на этой территории находится многоквартирный жилой дом высотой в три этажа, пояснил он корреспонденту «БИЗНЕС Online» и отметил, что новое строительство на территории не планируется. «Было даже направлено письмо на имя Азата Нигматзянова, что никаких действий на данной территории не предполагается, ничего изменяться не будет, просто приводим в соответствие с генпланом и картой зон», – пояснил представитель компании. По его словам, согласно генплану Казани, все участки сегодня уже находятся в зоне обслуживания населения, а в карте зон градостроительных регламентов продолжают числиться как расположенные в рекреационно-ландшафтной зоне. Все три участка находятся у компании в собственности.

Минуллина объяснила «БИЗНЕС Online»: «Там очень долгое время не могли подобрать правильный участок и такое здание, которое бы удовлетворяло китайскую сторону. После того как приняли решение по Подлужной, был сложный процесс согласования. Китайская сторона выдвинула некоторые требования по благоустройству той зоны, которая будет в их распоряжении. Предполагаем, что генконсульство уже к концу этого года или к началу следующего уже начнет свою работу».