Управление Роберта Гилязиева сегодня провело мозговой штурм с участниками топливного рынка на тему, что делать с растущими оптовыми ценами на «корм» для «железных коней». Увы, чтобы не потерять рентабельность, АЗС вновь вынуждены поднимать розничные цены. Впрочем, Гилязиев, как и обычно, не позволил татарстанским АЗС стать самыми дорогими в ПФО. За тем, как заправщики просили разрешить рост в 5–7 рублей за литр бензина, но получили в разы меньше, наблюдал корреспондент «БИЗНЕС Online».
Роберт Гилязиев: «Я удивляюсь такому поведению потребителей. Потребитель должен диктовать цену»
«МЫ С ВАМИ НАЧАЛИ ЧАСТО ВСТРЕЧАТЬСЯ...»
«В последнее время мы с вами начали часто встречаться. Это уже третья встреча с начала года, тогда как за весь прошлый год мы встречались всего пять раз», — с этих слов начал сегодня заседание рабочей группы при управлении топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) кабмина РТ Роберт Гилязиев. Но оптовые цены на бензин продолжают расти вверх, и это заставило представителей АЗС вновь обратиться к традиционному совету при кабмине за индульгенцией на очередное подорожание «розницы». На встречу, куда удалось попасть корреспонденту «БИЗНЕС Online», пришли представители ООО «Татнефть-АЗС Центр», «ТАИФ-НК АЗС», «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт», а также ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ. Государственные структуры представляли помощник президента РТ Ринат Сабиров, а также работники минтруда и минпромторга РТ.
Напомним, что в последний раз АЗС Татарстана переписывали ценники 11 мая 2018 года, до этого аналогичная процедура состоялась в апреле. Но продержались они недолго, поскольку цены на заводах-изготовителях и оптовой бирже, несмотря на слухи от федеральных чиновников о скором снижении акцизов, продолжают упрямо ползти вверх.
Глава управления ТЭР особо отметил, что повышение цен на топливо — вовсе не самоцель для рабочей группы, которая не первый год исполняет роль регулятора на рынке ТЭР в республике. Например, в прежние годы не раз выносились решения о понижении цен. Но сейчас ситуация такова, что без повышения сохранить рынок невозможно, сошлись во мнении участники.
Гилязиев не раз подчеркнул, что выводы рабочей группы носят рекомендательный характер. Надо сказать, что не все участники рынка к ним прислушиваются на 100% — некоторые АЗС уже переписали ценники до 43 рублей за литр. Но большинство заправщиков все же соблюдают «финансовую дисциплину», в результате чего цены на АЗС в республике уже многие годы держатся на среднем уровне среди регионов в ПФО, но чаще — даже немного ниже среднего уровня.
К сегодняшнему заседанию «короли бензоколонок» пришли в дурном расположении духа: повышать не хочется, но надо. По данным на 22 мая, литр АИ-92 в РТ стоил 39,2 рубля за литр, тогда как в большинстве соседних регионов цена давно перевалила за 40, а в Кировской области достигла 41,95 рубля. По АИ-95 татарстанские АЗС и вовсе оказались в самом начале списка с самой низкой ценой в 41,8 рублей, тогда как на другом конце графика цены гораздо выше: у «чемпионов» — Кировской и Саратовской областей — по 43,75 и 44 рубля за литр соответственно. Схожая ситуация по дизтопливу: 41,6 рубля в Татарстане и 43,5 рубля — в Пермском крае, Кировской области и Мордовии.
«КАК МЫ ОБЪЯСНИМ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЕ, ПОЧЕМУ МЫ НЕ ПЛАТИМ НАЛОГОВ?»
«В рабочую группу поступило обращение от ассоциации нефтепродуктообеспечения и от „Татнефть-АЗС Центра“, которые попросили рассмотреть возможность повышения розничных цен», — сообщил собравшимся Гилязиев. На большой монитор в этот момент вышли слайды с конкретными предложениями заправщиков: к примеру, если «татнефтевцы» просили о повышении розницы на 1,5–2 рубля за литр, то «частники» ратовали за рост сразу на 4–5,4 рублей за литр. Стоит сказать, что, если бы в этом зале вдруг решили бы поднять цены по «максималке», Татарстан сразу же вышел бы на первые позиции в ПФО как регион с самым дорогим моторным топливом. Но это, как говорится, не наш путь.
Член ассоциации Андрей Моряшев (директор ООО «Оптан-Казань») постарался обосновать свою позицию тем, что только за две последние недели российские НПЗ повысили цены на 4,5–5 тыс. рублей за тонну топлива. «Башнефть» повысила цену на 92-й бензин на 4,5 тыс. рублей на тонну. «Салаватнефтеоргсинтез» — на 4,8 тыс., ульяновская «Роснефть» (а ее бензин тоже у нас присутствует) — на 5,1 тыс. на тонну. 95-й бензин повысился на 3,7 тыс. в «Башнефти», стоимость дизтоплива эта компания повысила на 2,7 тыс., «Салаватнефтеоргсинтез» — на 1,8 тыс., Ульяновск — на 1 тыс. рублей за тонну. «Это только с момента нашего последнего заседания (11 мая)», — отметил Моряшев.
Цены было решено повысить следующим образом: литр АИ-95 — до 43,1 рубля (рост 1,3 рубля), АИ 92 — до 40,5 рублей (рост 1,3 рубля), АИ-80 — до 39 рублей (рост 1,7 рубля), ДТ — до 42,9 рубля (рост 1,3 рубля)
Он заверил, что остатков топлива, закупленного по старым ценам, уже ни у кого не осталось. «Покупая бензин на оптовом рынке и продавая его по рекомендованным ценам, мы формируем убытки. А это значит, нет налогооблагаемой базы, нечем платить зарплату сотрудникам. Как мы объясним налоговой службе, почему мы не платим налогов? Все скидки, все программы лояльности клиентов сегодня уже закончились, уходят годами наработанные клиенты», — рассказал о невеселом состоянии дел Моряшев.
«Не согласиться с вами невозможно, мы следим за изменением оптовых цен. К большому сожалению, оптовые цены как на заводах-изготовителях, так и на бирже растут, повышение идет резкое. Но хотелось бы узнать, почему вы предлагаете повышение именно до этого уровня?» — поинтересовался Роберт Файзиевич, как бы намекая на то, что их «хотелки» явно завышены по принципу «проси больше — получишь сколько надо». Представитель ассоциации пояснил, что цифры были рассчитаны исходя из того, что владельцам АЗС нужно не только платить зарплату своим работникам, но также обслуживать возросшие объемы кредитов и оставлять хоть какие-то средства на развитие.
«ЕСЛИ БЫ ОНИ ПРОДАВАЛИ БЕНЗИН ЕГИПТЯНАМ, МЫ БЫ СКАЗАЛИ: ЛАДНО»
Директор казанского филиала «Татнефть-АЗС Центра» Ильшат Фархутдинов также пожаловался на неадекватно растущие цены на рынке. «Рост оптовых цен с января по сегодняшний день по 95-му и 92-му бензину составил где-то около 36 процентов, по дизельному топливу — 22 процента, однако розничные цены в РТ были увеличены только на 3–4 процента. При текущих ценах мы ежедневно несем убытки», — сказал Фархутдинов.
«Приобретая на бирже и продавая в „ноль“, цены на сегодняшний день должны быть следующие: АИ-95 — 47,15 рубля за литр, АИ-92 — 46,33 рубля и дизельное топливо — 44,6», — неожиданно резко повысил планку представитель «Татнефть АЗС Центра». Заметим, что это даже выше предложения представителей ассоциации (примерно плюс 5–7 рублей к прежним ценам на бензин). Но в итоге Фархутдинов признал, что с учетом цен, складывающихся на рынках, повышение следует сделать все-таки более щадящее — в пределах 1,7–2,9 рубля за литр.
Гилязиев признал, что не удивлен возросшим аппетитам владельцев автозаправок, ведь если за весь 2017 года оптовые цены на бензин выросли на 5 тыс. рублей за тонну, то уже с начала года они прибавили 15 тыс. за тонну, то есть рост составил 35%. Но дал понять, что не может позволить столь высокого повышения, ведь это больно ударит по потребительскому карману. «Если бы они продавали бензин египтянам, мы бы сказали: ладно, египтяне — народ богатый, пусть зарабатывают... Но ведь субъекты нефтепродуктообеспечения продают бензин нашим согражданам. Пенсии не растут, зарплаты не растут. Мы понимаем ваше состояние, что вам не так жирно живется, но мы должны учитывать эти моменты», — призвал глава управления владельцев АЗС к гражданской сознательности.
Далее слово было передано представителям министерств. Начальник одного из отделов минтруда РТ Адель Мубаракшин подчеркнул, что повышение цен на бензин сразу же сказывается на потребительской корзине татарстанцев. «Считаем преждевременным столько значительное повышение цены», — осторожно заявил чиновник. Он попросил, чтобы повышение, коль уже его не избежать, было бы более «разумным» и «гармоничным». «Сейчас рассматривается вопрос о снижении акцизов с 1 июля, то есть через месяц примерно произойдет понижение, что выровняет ситуацию», — добавил еще один весомый аргумент Мубаракшин. Начальник отдела минпромторга РТ Лилия Рахимзянова попросила участников рабочей группы сохранить тот принцип, который сложился за годы работы, — не превышать средний уровень цены по ПФО.
«РЕАЛИИ ТАКОВЫ, ЧТО ЕСЛИ НЕ ПОВЫШАТЬ, ТО И ЧАСТНЫЙ БИЗНЕС У НАС «СХЛОПНЕТСЯ»
«У меня нет иллюзий, что снижение акцизов будет быстро принято, — заявил под конец помощник президента РТ Ринат Сабиров. — Это должно произойти через изменение Налогового кодекса. Пока Госдума примет, пока президент подпишет, на это уйдет три-четыре месяца». А с 1 июля в законе есть еще одно повышение акцизов — на 50 копеек, его никто не отменял, напомнил помощник президента РТ. С ним согласен и Гилязиев, который не верит, что снижение акцизов немедленно приведет к снижению розничных цен, а только остановит повышение оптовых цен.
«Реалии таковы, что если не повышать, то и частный бизнес у нас „схлопнется“, и начнут вымываться относительно дешевые нефтепродукты за пределами РТ. Поэтому повышать нужно — на уровне других регионов, другого пути у нас нет», — вынес свой вердикт Сабиров. Гилязиев добавил, что повышение цен должно способствовать сохранению работоспособности республиканских АЗС. Впрочем, он не удержался от традиционной дозы критики по поводу избыточности АЗС в республике: их около 700–800, а хватило бы и 500 штук. «На некоторых заправках продают всего по 2–3 тысячи литров в сутки. Есть заправки, на которых я ни разу не видел ни одной машины — ни утром, ни вечером», — делился личными наблюдениями Гилязиев. Еще он попенял на неразборчивость потребителей — лично видел, как люди спокойно заливали в бак бензин по 43 рубля, тогда как на соседней заправке он стоил еще 40–41. «Я удивляюсь такому поведению потребителей. Потребитель должен диктовать цену», — переживал за кошельки сограждан начальник управления ТЭР.
Уже после окончания встречи Сабиров попросил корреспондента «БИЗНЕС Online» особо подчеркнуть, что большинство нарушений по качеству топлива, которые из года в год фиксируют работники управления ТЭР, приходятся на долю именно частных заправщиков, которые и лоббируют наибольший рост цен. Ознакомиться со списком тех, кто разбавляет бензин не тем, чем надо, можно на сайте учреждения.
С оговорками, что повышение должно быть разумно и адекватно покупательской способности, цены в итоге было решено повысить следующим образом: литр АИ-95 — до 43,1 рубля (рост 1,3 рубля), АИ 92 — до 40,5 рублей (рост 1,3 рубля), АИ-80 — до 39 рублей (рост 1,7 рубля), ДТ — до 42,9 рублей (рост 1,3 рубля). «Есть возражения? — спросил участников группы Гилязиев. — Возражений нет». На том и порешили. Еще раз напомним, что заправщики могут прислушаться к этим рекомендациям, а могут написать на ценниках свою стоимость. Однако после серии антимонопольных дел, заведенных на участников рынка, мало кто осмеливается перейти за невидимую черту максимально возможной цены. Так что уже в ближайшие дни автомобилисты смогут ознакомиться с новыми ценниками, а пока у них есть еще немного времени, чтобы заправиться подешевле.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 166
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.