Самое первое, что обращает на себя внимание – совмещение всеми всего и вся, начиная с руководства. Роман Ротенберг (слева) умудряется совмещать интересы клуба, лиги и всего российского хоккея Самое первое, что обращает на себя внимание, – совмещение всеми всего и вся, начиная с руководства. Роман Ротенберг (слева) умудряется совмещать интересы клуба, лиги и всего российского хоккея Фото: ska.ru

СОВМЕЩАЯ НЕСОВМЕСТИМОЕ

Самое первое, что обращает на себя внимание, – совмещение всеми всего и вся, начиная с руководства. Все уже привыкли к этому, как к глобальному президентству Романа Ротенберга, благодаря должностям заместителя председателя правления КХЛ, первого вице-президента ФХР и члена совета директоров СКА умудряющегося совмещать интересы клуба, лиги и всего российского хоккея.Но это не значит, что так и должно быть. 

Во многих случаях топ-менеджеры лиги занимают должности в конкретных клубах, и это самый настоящий корпоративный конфликт. Геннадий Тимченко – председатель совета директоров КХЛ, одновременно и президент петербургского СКА, а также совладелец «Йокерита», «Спартака» и «Куньлуня». И, естественно, может возникнуть вопрос, соблюдается ли баланс интересов всех участников КХЛ, когда у одних клубов явно больший потенциал влияния для защиты своего положения.

Что позволено Юпитеру, не позволено быку. СКА получает лучший календарь, натурально квоты в сборной, правки регламента – по желанию, лояльное судейство и льготные наказания за нарушения.

В прошлом сезоне все стали свидетелями того, как лига нарушила свой собственный регламент, чтобы не наказывать питерский клуб – за то, что во время матча на скамейке игроков появились генеральный директор Андрей Точицкий и Роман Ротенберг, СДК вынес клубу предупреждение, хотя такого наказания регламент не предусматривает, и СКА должен был получить штраф в 100 тыс. рублей.

Хоккейная империя Тимченко-Ротенбергов помогает не только своему флагману, но и сателлитам. Теперь, когда лига ведет непрозрачный рейтинг клубов, по нему возникает много вопросов. Например, «Куньлунь», который и по прошлому сезону выглядел довольно блекло, нынешний просто провалил, но почему-то улучшил свои позиции в рейтинге, хотя спортивный показатель имеет наибольший вес, а по всем другим позициям о китайской команде даже не слышно.

Кроме того, обезопасили себя от вылета из КХЛ клубы, аффилированные со СКА и «Газпромом». Сейчас в той или иной степени разные структуры «Газпрома», кроме питерцев, поддерживают как минимум еще четыре клуба: «Авангард», «Витязь», «Автомобилист» и рижское «Динамо».

После того как Тимченко вернул «Спартак» в КХЛ, должность вице-президента клуба занял Валерий Каменский – директор по развитию КХЛ. В череде совместителей нельзя не отметить и Алексея Морозова. Прославленный хоккеист, являясь управляющим директором МХЛ и вице-президентом КХЛ по развитию молодёжного хоккея, вернул в МХЛ «Крылья Советов», где занял должность президента. Кроме того, по нашей информации, Морозов по приглашению Александра Крылова вошел в совет директоров «Авангарда».

Можно ли усмотреть в этой ситуации хотя бы намек на корпоративный конфликт?

АУДИТОРИЯ И ТV-РЕЙТИНГИ

Лицо КХЛ – Дмитрий Чернышенко, президент лиги, работающий на волонтерских началах. Основное место работы топ-менеджера – «Газпром-медиа холдинг», где он занимает должность председателя правления. Можно рассуждать, насколько эффективно Чернышенко удается руководить таким сложным проектом, как КХЛ, учитывая серьезную занятость в другом месте, но есть тут более пикантный момент.

В таком совмещении заложен очередной конфликт, потому что «Матч ТВ», входящий в «Газпром-медиа», выкупает права на трансляции у КХЛ, а также производит контент для канала КХЛ ТВ. На качестве картинки это никак не сказывается, но сама ситуация выглядит двояко: Чернышенко покупает права на трансляции у самого себя и сам назначает цену.

Сам он высказался на этот счет в интервью «Коммерсанту»: «Тренд роста стоимости телевизионных прав вообще наблюдается во всем мире и в России в том числе. Хотя, что касается КХЛ, тут довольно деликатная ситуация. Дело в том, что я возглавляю „Газпром-медиа“, а одно из его подразделений – телеканал „Матч ТВ“ – покупает у КХЛ, то есть у меня же, телевизионные права. Но на самом деле идет жесткая торговля, и мы приходим к такому компромиссу, который выгоден и для КХЛ, и для „Матч ТВ“».

Довольно неоднозначно.

Плюс к этому Чернышенко как основной правообладатель КХЛ имеет рычаг для продвижения того, что не всегда интересно зрителям, а, скажем, определенному кругу лиц. Вспомните многочисленные повторы уже неинтересных матчей СКА или ЦСКА вместо заруб Восточной конференции между менее титулованными командами, в которых действительно решались турнирные расклады.

Да и клубы или службы КХЛ не всегда захотят высказывать критику по поводу работы «Матча», потому что, по сути, это будет претензия президенту лиги.

Есть и еще один вопрос к Чернышенко. Сайт из Риги писал о его возможной «ангажированности» с Тимченко. В 2014 году нынешний президент КХЛ руководил компанией Тимченко Volga Group. Конфликт интересов тут налицо: президент лиги не может быть подчиненным (пусть и формально бывшим) руководителя самого богатого клуба КХЛ.

СБОРНАЯ И ТРЕНЕР СБОРНОЙ 

В Финляндии существует полный запрет на совмещение работы тренера в сборной и клубе, так как считается, что это элемент давления на игроков при выборе команды. У нас же, напротив, открыто заявляют о существовании базового клуба.

Уже несколько сезонов подряд главный тренер СКА и сборной России – это один и тот же человек, и сборная больше чем наполовину состоит из хорошо знакомых ему игроков. А потому действует негласное правило: хочешь в сборную – играй в СКА. Или ЦСКА на худой конец – пример Кирилла Капризова, потому что третьим ассистентом в штабе сборной был тренер ЦСКА.

Для игроков, которые и так имеют хорошие предложения от других клубов, шанс попасть в сборную – лишний бонус в и без того перекошенной в сторону Питера системе КХЛ. Из последних громких переходов – пример Василия Токранова.

Как Ротенберг переманил из Казани «хрустального Васю»

Такое манипулирование игроками на самом деле происходит. Ведь в сборную на чемпионат мира поехал второй вратарь СКА Игорь Шестеркин, потому что он ближе и понятнее тренерскому штабу, чем, например, обладатель Кубка Гагарина Эмиль Гарипов. Потому что тренер вратарей СКА и тренер вратарей сборной – это один и тот же человек. А раз в нынешнем сезоне мы взяли «золото» Олимпиады, практика базовых клубов была признана положительной, несмотря на все другие провалы, и будет продолжена.

Еще одна деталь: бывший скаут сборной, а теперь один из ее тренеров – Алексей Жамнов, по совместительству генеральный менеджер «Спартака», который в КХЛ благодаря СКА.

«Этот сезон вообще очень особенный. Он олимпийский: все для фронта, все для победы», – сказал в том же интервью Чернышенко.

Настолько все, что ради товарищеской двусторонки сборной со «Спартаком» в форму красно-белых переодели и вписали в заявку на матч трех игроков СКА и одного московского армейца. Как эта коллизия смотрится с юридической точки зрения – интересный вопрос. На этическую все давно забили.

ОДИН АГЕНТ У ИГРОКА И ТРЕНЕРА

Когда тренер, являющийся клиентом конкретного агента, у него же нанимает половину команды – нормальная практика для КХЛ на протяжении долгих сезонов. Тут про конфликт интересов даже говорить глупо: тренер и агент действуют как одна сторона отношений.

Например, Андрей Скабелка и Шуми Бабаев, из клиентов которого чуть ли не полностью состояла «Сибирь». До этого клиентом Бабаева был Андрей Назаров, тогда агент занимал должность генерального менеджера сборной Казахстана, и в наследство от той деятельности теперь среди его клиентов множество игроков «Барыса». Сейчас Назаров работает с агентом Юрием Николаевым, под которым находится «Спартак» и который вовсю трудоустраивает хоккеистов в «Нефтехимик», а тех, что уже там играют, переманивает под свое крыло. Ходили даже слухи, что Николаев может стать генеральным менеджером клуба.

Еще свеж пример, как Зинэтула Билялетдинов и его зять агент Станислав Романов формировали трансферную повестку в Казани. Наконец, на этот конфликт интересов обратила внимание лига. ФХР и КХЛ утвердили положение о деятельности хоккейных агентов, по которому со следующего сезона клубы лиги не смогут подписывать контракты более чем с тремя игроками, имеющими того же агента, что и главный тренер команды.

Затея, на первый взгляд, здравая, но ведь тренер может вести переговоры с клубом и напрямую или через помощника, при этом что ему помешает пользоваться услугами агента, с которым он работал до этого? Если в таком сотрудничестве был финансовый интерес раньше, то он все равно официально не светился, значит, такая практика может использоваться и дальше, просто связь тренера и агента не будет оформлена официально.

Или как быть в случае, когда тренер и сам является агентом, как, например, Владимир Крикунов?

С трудом представляется, как в новых условиях, когда все топовые игроки принадлежат трем-четырем агентам, будут комплектоваться команды, если можно взять только трех игроков от одного.

Похоже, ФХР хочет, чтобы количество агентов увеличилось. Условно говоря, каждый из ведущих агентов будет вынужден иметь два-три помощника с лицензиями – тогда ФХР сможет собирать больше денег с взносов. Сейчас агенты платят за возможность работать в лиге 500 тыс. рублей: 50 идут в КХЛ, 450 – в федерацию хоккея.

Избавит ли такой подход от конфликта интересов? Вопрос риторический.

Известный в прошлом нападающий Алексей Бадюков, который всем знаком по трансляциям «Матч ТВ», недавно получил должность в «Динамо», где он занимается селекцией Известный в прошлом нападающий Алексей Бадюков, который всем знаком по трансляциям «Матч ТВ», недавно получил должность в «Динамо», где он занимается селекцией Фото: «БИЗНЕС Online»

АЛЕКСЕЙ БАДЮКОВ – КОММЕНТАТОР КХЛ ТВ

Еще один пример конфликта интересов – работа экспертов. Известный в прошлом нападающий Алексей Бадюков, который всем знаком по трансляциям «Матч ТВ», недавно получил должность в «Динамо», где он занимается селекцией.

Работая комментатором, он может высказывать необъективное мнение: где-то похвалить игрока, где-то высказать критику, попытаться создать позитивный или негативный фон, то есть воспользоваться своим служебным положением, ведь КХЛ дает для этого трибуну.

Достаточно вспомнить, как у нас происходят подписания хоккеистов, когда руководитель команды может услышать на ТV хвалебные оды игроку и загореться идеей его покупки. Не так давно многие менеджеры присматривали хоккеистов просто по статистике на сайте «Элит проспектс».

При этом Бадюков как корреспондент заходит в раздевалки других клубов и может неформально общаться с возможными «клиентами». Кроме того, он играет за любительскую команду Романа Ротенберга, и, вероятно, за деньги. Значит, по умолчанию появляются сомнения в объективности оценок им игры СКА.

ПРОФСОЮЗ КХЛ

Многострадальная структура под руководством Андрея Коваленко постоянно притягивает к себе негатив. Эффективность этого детища лиги под большим вопросом, как и любого профсоюза в нашей стране, потому что они созданы мертворожденными из-за конфликта интересов.

Недавно Чернышенко в свете скандала с рукоприкладством начальника профсоюза обмолвился, что профсоюз – структура от КХЛ независимая. Однако для чего тогда лига радеет за ее доходы, вписав в свой регламент пункт о поголовной обязанности хоккеистов быть членами профсоюза, отчисляя в его пользу процент от зарплаты. На минуту, сам этот пункт противоречит российскому законодательству – как Конституции, так и Трудовому кодексу.

Во-вторых, Коваленко играет за любительскую команду Александра Медведева «Газпром экспорт». То есть формально независимый по основному месту работы Коваленко в другой сфере фактически является подчиненным одного из руководителей лиги. Если, помимо неформальных отношений, эта занятость еще и оплачивается, то корпоративный конфликт налицо.

Но и об эффективности работы самого профсоюза пару слов сказать стоит. На протяжении всех сезонов в лиге играли клубы с задолженностями по зарплате перед игроками, которым профсоюз помогал советом, как быть, в крайнем случае предоставлял юридические консультации, помогая оформить заявление в прокуратуру.

Перед стартом 10-го сезона Чернышенко заявил, что долги клубов перед игроками в размере более миллиарда, тянувшиеся из сезона в сезон, полностью погашены: «Это большое достижение. Видимо, финансовое стимулирование оказалось самым эффективным. Пугалки, уговоры не действовали...» И деликатно забыл про «Динамо». Но не в этом суть: Коваленко уже в ходе сезона в одном из интервью раскрыл, что долги в «Адмирале» тянутся еще с прошлого сезона.

Но «Адмиралу» этот шторм не страшен, клуб точно не покинет лигу, поскольку это политический проект, который патронирует Вячеслав Фетисов, входящий в совет директоров КХЛ.

Владимир Путин, экс-президент КХЛ Александр Медведев (справа) и глава КХЛ Дмитрий Чернышенко (слева) Владимир Путин, экс-президент КХЛ Александр Медведев (справа) и глава КХЛ Дмитрий Чернышенко (слева) Фото: kremlin.ru

КХЛ МОТАЕТ ИЗ СТОРОНЫ В СТОРОНУ

Лига развивается, но темпы могли бы быть выше. Она то расширяется, вбирая в себя новые клубы, то сокращает число участников, заявляет приоритетные планы развития и откладывает их под давлением лоббистов.

С одной стороны, это политический проект, который инициировал лично Владимир Путин, о чем сам заявлял в интервью РИА «Новости» в 2009 году. Всех иностранных партнеров подтянули для солидности за счет спонсорства «Газпрома» или семьи Ротенбергов. «Йокерит» спонсирует уже «Норникель» Владимира Потанина и Олега Дерипаски. Процесс «Газпром» иногда умудрялся использовать для продвижения своих целей – например, когда в лигу входил «Медвешчак». Через спонсирование хорватского клуба «Газпром» пытался вернуть себе роль ключевого поставщика газа в эту страну.

Но сама лига – это коммерческая организация и иногда вынуждена вспоминать о том, что создана для заработка. Тогда она принимается разрабатывать стратегии развития, планирует ввести потолок зарплат, исключить неэффективные клубы и повысить конкуренцию. Однако все эти проекты искривляются от чудовищной силы конфликтов интересов участников, а потом от них остаются лишь покорёженные останки на дымящемся поле разбитого российского хоккея, который то ли социальный проект, то ли бизнес, то ли политический инструмент.

Сама основа жизни лиги заложена на конфликте интересов и крепко замешана на политике. И пока разнонаправленные векторы будут мешать ей развиться во что-то конкретное, качественного скачка не получится.