СПРОС ВЫРОС В 2–4 РАЗА, ОБОРУДОВАНИЕ ПОДОРОЖАЛО НА 10–30%

В Татарстане наблюдается повышенный спрос на установку газобаллонного оборудования (ГБО) на автомобили, близкий к ажиотажному. Практически все опрошенные нами участники рынка указывают на бурную положительную динамику с начала года, причем рост доходит до 2–4 раз. И это несмотря на то, что и устанавливаемое оборудование кое-где уже подорожало — в разных местах на 10–30%. Огромный спрос привел к тому, что сейчас у компаний, занимающихся данным видом бизнеса, уже наметился дефицит комплектующих, необходимых для проведения работ.

«Рост спроса среди наших клиентов на установку газобаллонного оборудования начался вместе с повышением цен на бензин. То есть с начала года. Нарастание шло постепенно, и до сих пор продолжается. С января спрос увеличился, примерно, в два раза, — рассказывает директор челнинской сети АГЗС „АвтоГаз“ Руслан Ризванов. — Цены на комплект поднялись — процентов на 30. Пока само оборудование, которое мы покупаем за границей, в наличии имеется. То есть мы пока никому из клиентов не отказываем. А вот с баллонами, которые тоже входят в комплект, уже ожидается напряжение с поставками. Их мы закупаем в России, но производители не справляются в возросшим спросом».

Валентин Кулагин, специалист по газобаллонному оборудованию компании «Сигма ИМ», подтверждает слова нашего предыдущего собеседника: «Спрос начал расти, как только начал дорожать бензин. Но в последнюю неделю-полторы количество клиентов возросло существенно. Если сравнивать с началом года, то количество установок у нас увеличилось в 4 раза. Цены мы подняли — в среднем где-то на 2–3 тысячи рублей, сейчас у нас самый дорогой комплект на легковой автомобиль стоит около 28 тысяч. Главная причина подорожания тут не в увеличении спроса, а в том, что мы покупаем оборудование за рубежом за евро. Соответственно, и цены зависят от курса валюты. Дефицит по баллонам мы уже начинаем чувствовать. Там ведь производителей очень мало — они поставляют на всю Россию. И сейчас не справляется с поставками. Если раньше мы могли сделать предварительную закупку в больших объемах, то сейчас лишены этого. Нам просто дают понять, что это невозможно, — говорят, стойте, ждите очереди».

По мнению челнинских специалистов, на гаражный сервис по ГБО приходится не меньше 70% По мнению челнинских специалистов, на гаражный сервис по ГБО приходится не меньше 70% Фото: «БИЗНЕС Online»

По словам Кулагина, спрос на установку газобаллонного оборудования всегда стабилен — в среднем около 50 машин оборудуется «Сигмой ИМ». А сейчас он зашкаливает. «Люди же понимают, что газ все-таки более экономичен по сравнению с бензином и дизтопливом, примерно, в два раза дешевле обходится, — поясняет представитель фирмы. — А кто много ездит, для них установка газобаллонного оборудования еще более выгодна. Она окупается буквально за пару-тройку месяцев. Некоторых, конечно, смущает, что клапаны могут подгорать при использовании газа. Но это если ставить оборудование у сомнительных специалистов. Мы же, например, объясняем, что проблема с клапанами возникает из-за того, что люди ездят на высоких оборотах, и устанавливаем программку, которая эту проблему устраняет — после 4 тысяч оборотов двигатель переключается на бензин. И люди ездят нормально».

ОБОРУДОВАНИЕ ДОРОЖАЕТ ИЗ-ЗА РОСТА ЕВРО, А ПОСТАВЩИКИ БАЛЛОНОВ «И ВОВСЕ ЗАДРАЛИ ЦЕНЫ НА 50 ПРОЦЕНТОВ»

Аналогичная ситуация складывается и в Казани. Директор компании «VostokGaz116» Ильнур Мухаметов отмечает по своей фирме рост, начался он также с января, когда поползли вверх цены на бензин и дизтопливо. «Да, конечно, рост спроса на установку газобаллонного оборудования есть. С января он увеличился процентов на 35 и продолжает увеличиваться». При этом Мухаметов отмечает, что установка оборудования услугами его компании не подорожала, равно как не наблюдается и дефицита оборудования и баллонов. Впрочем, это, возможно, только пока.

Денис Строменко, руководитель направления ГБО компании «Автолига», отмечает, что ажиотажный спрос начался еще в ноябре, перед Новым годом. «У нас тогда на неделю вперед все было расписано, — уточняет эксперт. — А в декабре – январе и вовсе доходило до того, что я отказывался от заказов, так как понимал, что наших возможностей не хватит со всеми справиться. Сейчас вот май закончился, он у всех, кто занимается газом, считается „мертвым месяцем“: праздники, шашлыки, дачи. В прошлом мае у нас было установок 4–6; в других компаниях, где я раньше работал, могло доходить до 10, не больше. А в этом году в месяц было заявок 20–30. Сейчас и в праздники люди приходят, звонят, спрашивают. Спрос явно повышенный, близкий к ажиотажному. У меня телефон разрывается, каждые пять минут звонок по газу. Такого не было давно. Понятно, что не каждый ставит у нас, кто-то где-то находит дешевле, уходит туда. Но все-таки рост спроса налицо». Строменко также подтверждает, что рост цен произошел — по оборудованию из-за роста евро, по баллонам «поставщики и вовсе задрали цены на 50 процентов». Несмотря на это, производители с заказами все равно не справляются — дефицит баллонов наблюдается и по компании «Автолига».

По всей видимости, пока ожидать изменения ситуации не приходится — бензин продолжает дорожать По всей видимости, пока ожидать изменения ситуации не приходится — бензин продолжает дорожать Фото: «БИЗНЕС Online»

Айрат Хакимуллин, менеджер по продажам допоборудования компании «Луидор», говорит, что рост спроса наметился только в последнее время. Если обычно заявок на месяц поступает 5–6, то только за последние 2 дня их было 3. Цены «Луидор» не поднимал, дефицита в оборудовании установщики тоже не испытывают.

Единственной компанией, в которой нам заявили, что вообще никаких серьезных изменений не произошло, оказалась EcoCar. Спрос, как был стабильным до повышения цен, таким и остался. Правда, при этом нам не захотели сообщить ежемесячное количество заявок. Зато добавили, что стоимость оборудования и услуг не менялась в последние месяцы, да и дефицита какого-то по оборудованию не наблюдается.

«ОНИ ЖЕ ПРОСТО ОБМАНЫВАЮТ ЛЮДЕЙ. ПОТОМ КЛИЕНТЫ ПРИЕЗЖАЮТ К НАМ, И МЫ ВСЕ ПЕРЕДЕЛЫВАЕМ»

По большому счету установщикам от такой ситуации только сплошное благо. Но у этой медали есть и вторая сторона. Речь идет о гаражном сервисе, который всегда существовал и был дешевле, чем официальный. Вот только качество работ там вызывает серьезные сомнения. Это тревожно, учитывая специфику газобаллонного оборудования — его установка и эксплуатация требует особого внимания к качеству. Впрочем, как выяснил корреспондент «БИЗНЕС Online», данная проблема более актуальна для периферии, чем для столицы. Так, например, по мнению челнинских специалистов, на гаражный сервис по ГБО приходится не меньше 70%.

«На 70 процентов установка газобаллонного оборудования в Челнах производится в гаражах — непонятно кем, непонятно как, — комментирует Ризванов. — А сейчас, когда пошел серьезный рост, возможно, доля неофициального сервиса возросла и до 90 процентов. Люди устанавливают оборудование, не имея на то соответствующих документов. А это, во-первых, причина недобросовестной конкуренции с их стороны — их никто не проверяет, налоги они не платят, ответственности они толком не несут. Они оборудование поставили на машину, та уехала — и все... Если дальше с этой машиной что-то случится, никто с них не спросит, они же никаких документов на руки клиентам не выдают. А это означает, что под сомнение ставится безопасность эксплуатации такого оборудования. А случаи бывают: то здесь взорвется, то там загорится. Когда начинают выяснять причину, оказывается, что, например, не те шланги поставили. В практике бывает также, что они много перекупают старых баллонов, перекрашивают их и устанавливают как новые. А на самом деле у них неизвестно какой срок эксплуатации. Приезжают к нам, спрашивают, почему пропускает баллон. Мы смотрим, а он уже ржавый, хоть и крашеный».

«Перед чемпионатом мира по футболу в Казани к местным сотрудникам ГИБДД добавились их коллеги из других городов. Останавливают, проверяют, если что не так, забирают машину на штрафстоянку» «Перед чемпионатом мира по футболу в Казани к местным сотрудникам ГИБДД добавились их коллеги из других городов. Останавливают, проверяют, если что не так, забирают машину на штрафстоянку» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Сейчас каждый гаражный автомастер в Челнах, в связи с ажиотажным спросом, пытается стать газовиком, — подтверждает слова коллеги Кулагин. — Но качество их работы вызывает сомнение. Они же часто просто обманывают людей. Например, могут китайское оборудование выдать за итальянское, использовать комплектующие, не соответствующие стандартам. И нередко бывает, что после них клиенты приезжают к нам и мы практически полностью все переделываем».

Со своими челнинскими коллегами в корне не согласны казанские установщики ГБО. Видимо, в этой сфере в столице наведен относительный порядок, в отличие от автограда. «К „гаражникам“ никто не уходит, — утверждает Строменко. — Я многих знаю, кто занимается газом, нет ни у кого работы. Сейчас же очень жестко с оформлением ГБО в ГИБДД. Тем более перед чемпионатом мира по футболу в Казани к местным сотрудникам ГИБДД добавились их коллеги из других городов. Останавливают, проверяют, если что не так, забирают машину на штрафстоянку. Поэтому люди боятся к „гаражникам“ обращаться».

«Мы не противники „гаражников“, если у них все официально, есть документы, наработки. Просто кто-то имеет возможность иметь большой сервис, а кто-то нет, вот и работают в гаражах. А тех, кто занимается установкой ГБО без лицензии, наберется процентов 10 по Казани, не больше. Так что не скажу, что клиенты стали перетекать к „гаражникам“», — высказывает свое мнение Мухаметов. А его коллега из «Луидора» Хакимуллин и вовсе утверждает, что сейчас в столице РТ гаражников практически нет. Причина в обязательной регистрации установленного газобаллонного оборудования в ГИБДД, при которой предъявляются жесткие требования.

Мы попытались получить оценку ситуации, как по официальным установщикам ГБО, так и по «гаражникам» в управлении Ростехнадзора по РТ. Но ответ на наш запрос на момент публикации материала получен не был.

ОПТОВЫЕ ЦЕНЫ НА БЕНЗИН С ЯНВАРЯ ВЫРОСЛИ НА 35%

По всей видимости, пока ожидать изменения ситуации не приходится — бензин продолжает дорожать. Напомним, что 25 мая в Татарстане одобрили очередное повышение цен на моторное топливо. В итоге цены на бензин было решено повысить следующим образом: АИ-95 — до 43,1 рубля (+1,3 рубля), АИ-92 — до 40,5 рубля (+1,3 рубля), АИ-80 — до 39 рублей (+1,7 рубля), ДТ — до 42,9 рубля (+1,3 рубля). Ранее ценники переписывали 11 мая, а до этого аналогичная процедура состоялась в апреле. Позже стало известно о планах правительства РФ снизить акцизы на бензин с 1 июля 2018 года, чтобы уравновесить ситуацию на рынке.

Причины подорожания топлива в рознице кроются в росте цен на оптовую продажу. Последние с начала года поднялись на 15 тыс. рублей за тонну (или на 35%). В рознице же бензин подорожал только на 5 тыс. рублей за тонну. При этом, как говорят участники рынка, в Татарстане топливо на АЗС постоянно растет в цене позже близлежащих регионов. К слову, ФАС заподозрила «Роснефть» в намеренном провоцировании подорожания топлива. В ведомстве считают, что снижение «Роснефтью» объемов продаж нефтепродуктов могло спровоцировать рост цен на бензин и дизельное топливо в России. «Кроме того, по ряду договоров, заключенных на биржевых торгах, были увеличены сроки отгрузки нефтепродуктов, что привело к несвоевременной поставке моторного топлива конечным потребителям», — говорится в пресс-релизе ФАС.