Во время проведения мундиаля — с 14 июня по 15 июля — зарубежных туристов в Россию приедет меньше, чем обычно. Такой прогноз выдала вчера на пресс-конференции в ТАСС Майя Ломидзе Во время проведения мундиаля — с 14 июня по 15 июля — зарубежных туристов в Россию приедет меньше, чем обычно. Такой прогноз выдала вчера на пресс-конференции Майя Ломидзе Фото: ©Кирилл Каллиников, РИА «Новости»

«СНИЖЕНИЕ СПРОСА В КАЗАНИ БУДЕТ ПОБОЛЬШЕ, ЧЕМ В МОСКВЕ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ»

У туроператоров есть для нас две новости: как водится, одна — плохая, другая – хорошая. Начнем с плохой. Может показаться парадоксальным, но во время проведения мундиаля — с 14 июня по 15 июля — зарубежных туристов в Россию приедет меньше, чем обычно. Такой прогноз выдала вчера на пресс-конференции в ТАСС исполнительный директор ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.  

«С июня по июль классических организованных туристов из-за рубежа приедет на 700 тысяч меньше, чем обычно, на это время их заменят около 400 тысяч иностранных болельщиков», — сообщила она. Одна из причин, по которой «организованные» иностранцы не поедут этим летом в Россию, – взлетевшие цены на размещение. По словам Ломидзе, средняя цена проживания будет на 50% выше, чем в обычное время. Хотя если верить тому, что пишут СМИ тех регионов, где пройдут матчи, эта цифра сильно преуменьшена. Глава АТОР пояснила, что туристов в городах чемпионата будет немного не только потому, что дорого, но еще и потому, что «их селить негде». «Отели были распроданы не только болельщикам, но еще и огромному количеству сопровождающих лиц и делегаций, которые приедут на чемпионат мира», — объяснила Ломидзе.

Конкретно в Казань, по прогнозам специалистов АТОР, иностранных гостей в 2018 году приедет меньше процентов на 20. «По нашим оценкам, снижение спроса будет побольше, чем в Москве и Санкт-Петербурге», — говорит Ломидзе. Сказать точно, сколько туристов посетят столицу Татарстана в июне–июле, она затруднилась. «Поскольку распределение билетов на матчи, это вопрос к оргкомитету и у нас нет данных, сколько конкретно народу приедет в каждый город, то я не могу сказать, сколько придет непосредственно в Казань. Но то, что матчи, которые будут проходить в столице Татарстана, входят в пятерку наиболее интересных болельщикам, это факт», — сказала нам Ломидзе. 

Правда, туроператоры отмечают сдвиг спроса во въездном туризме на август и сентябрь, который отчасти покроет предыдущие потери. «Но оценочное снижение спроса именно в туристическом сегменте может составить 10–15 процентов по итогам 2018 года», — заключила она.

По словам Ломидзе, столица Татарстана и другие города-хозяева ЧМ-2018 ощутят «отложенный эффект» мундиаля Столица Татарстана и другие города-хозяева ЧМ-2018 ощутят «отложенный эффект» мундиаля Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЧЕТЫРЕ ГОРОДА — САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, МОСКВА, КАЗАНЬ И СОЧИ — ОТДАЧУ УВИДЯТ ТОЧНО»

Теперь новость хорошая. В 2019 году Казань ждет взрывной, более чем на 20% (относительно нормального, а не ожидаемого «ухудшенного» результата текущего года), рост туристического потока. По словам Ломидзе, столица Татарстана и другие города-хозяева ЧМ-2018 ощутят «отложенный эффект» мундиаля. «Казань входит в число тех городов, которые после чемпионата смогут в полной мере собрать „урожай“», — заверила глава ассоциации, отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online».

Спрос на турпоездки в Россию среди иностранцев в целом в 2019 году вырастет минимум все на те же 20% в связи с популяризацией страны из-за ЧМ. Вернувшиеся болельщики расскажут о своих впечатлениях, и это сыграет на пользу нашей стране как туристическому направлению, считает исполнительный директор АТОР. Ожидает Ломидзе и рост внутреннего туризма на 18–22%. «Отдача потом, после чемпионата, на наш взгляд, будет большой. Хотелось бы, чтобы ее увидели все 11 городов. Но четыре города — Санкт-Петербург, Москва, Казань и Сочи — отдачу увидят точно», — сказала глава ассоциации. 

Что касается текущих цифр, то паспорта болельщика (Fan ID) уже получили более 700 тыс. человекФото: «БИЗНЕС Online»

ВПЕРЕДИ ВСЕХ – АРГЕНТИНА, 25% БОЛЕЛЬЩИКОВ — ЖЕНЩИНЫ

Что касается текущих цифр, то паспорта болельщика (Fan ID) уже получили более 700 тыс. человек. «По данным на 11 мая, было реализовано 717 тысяч Fan ID. Это общее количество российских и иностранных болельщиков», — сказала Ломидзе и добавила, что примерно 25% из них — женщины. С тех пор количество «паспортистов» если и увеличилось, то немного, говорит глава АТОР.

Любопытно, что больше всего болельщиков к нам приедет из Аргентины, затем идут Колумбия, США, Перу и Иран. Жители именно этих стран входят в пятерку по бронированию авиабилетов на время ЧМ-2018. Также активно бронируют авиабилеты жители Южной Кореи и Китая. Ожидается много болельщиков и из Европы, особенно из Испании, Португалии, Германии, Франции, Исландии. Абсолютное же первенство остается, разумеется, за россиянами. А в совокупности матчи предстоящего мундиаля, вживую и по ТV-картинке, смогут увидеть более 1 млрд человек по всему миру. «Чемпионат мира — это эксклюзивная и лучшая возможность показать наши города более чем 1 миллиарду зрителей. Такую оценку дает оргкомитет — это и трансляции, и показы матчей», — добавила Ломидзе.

Она не стала оригинальной, подчеркнув, что Казань — один из тех городов, чья инфраструктура была подготовлена к мундиалю целым рядом международных спортивных мероприятий. Уже после пресс-конференции Ломидзе в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» еще раз похвалила Татарстан и особо отметила заслуги председателя госкомитета РТ по туризму Сергея Иванова. Сам он прокомментировал нашему изданию прогноз АТОР следующим образом: «Для Казани чемпионат мира по футболу — очень серьезный импульс к дальнейшему развитию туристического потока. И мы, конечно же, надеемся, что в 2019 году за счет повышения узнаваемости и пристального внимания к нашему городу и нашей республике рост туристического потока будет выше обычных темпов прироста. Поэтому мы делаем очень много различных активностей, чтобы усилить эффект проведения чемпионата и получить максимальный эффект в виде увеличения туристического потока». 

Президент ассоциации турагентств РТ Рамиль Мифтахов утверждает, что Казань готова к спрогнозированному увеличению туристического потока и на 20, и на 30%: «В пиковые периоды, на Новый год и на майские праздники, мы совершенно спокойно справляемся с таким наплывом гостей. Даже есть некоторый недогруз, то есть потенциал имеется. У нас есть что показать и что посмотреть», — сказал нашему корреспонденту Мифтахов. Однако чтобы добиться того отложенного спроса для республики, который прогнозирует Ломидзе, а затем удержать его, необходимо более активно использовать информационные потоки, полагает Рамиль Зуфарович. «Госорганы, которые отвечают за продвижение нашего региона, должны активно продвигать нашу республику в тех странах, из которых к нам приедут туристы. Эффект какой? 100 приедут, они расскажут о своих впечатлениях знакомым. 50 разместят у себя в «Инстаграме» фотографии, а там у каждого по 300–500 подписчиков, и информационный эффект получается лавинообразный. Поэтому основная задача заключается в том, чтобы, понимая, какие туристы к нам приезжают, провести именно в их странах крупномасштабные рекламных кампании. Тогда есть шанс, что в следующем году мы сможем привести не фанатов футбольных, а классических туристов и достичь определенных объемов». 

Рамиль Мифтахов подчеркивает: власти Татарстана не должны самонадеянно думать, что в Казань приедет «немерянное количество людей» только из-за мундиаля Рамиль Мифтахов подчеркивает: власти Татарстана не должны самонадеянно думать, что в Казань приедет «немереное количество людей» только из-за мундиаля Фото: «БИЗНЕС Online»

«САМАЯ ВАЖНАЯ ЗАДАЧА ДЛЯ ВЛАСТЕЙ — ЗАЦЕПИТЬ И ОСЕДЛАТЬ ЭТУ ВОЛНУ»

Мифтахов подчеркивает: власти Татарстана не должны самонадеянно думать, что в Казань приедет «немереное количество людей» только из-за мундиаля, так как через 3–6 месяцев все забывается: «Сначала люди увидели классные фотографии, все понравилось, все замечательно. Но через некоторое время все забудется. Сначала приехал, попробовал конфетку, сфотографировал. Блин, суперконфета. Но потом людям показывают другие конфеты, а может быть, еще печенье или вафли, то есть другие суперпродукты... Поэтому самая важная задача для властей — зацепить и оседлать эту волну. Может быть, даже четырем городам, о которых говорит Ломидзе, объединиться, чтобы затрат было меньше, и проехать по странам, откуда приедут болельщики, и провести там крупномасштабные акции». 

При этом Мифтахов соглашается с тем, что Казань была заранее готова к мировому первенству: «Наш первый этап — Универсиада. Мы сделали дороги, объекты, инфраструктуру, достигли определенного уровня, показали, что можем. Потом к чемпионату мира по водным вида спорта подготовились — было еще лучше. Потом Кубок конфедераций показал, что мы можем спокойно переработать поток в 100–200 тысяч человек за короткий период времени. И по рейтингу Казань была самым гостеприимным городом. Я видел, как на улицах гуляли довольные мексиканцы». 

«Казань известна своими улыбками и татарским гостеприимством» «Казань известна своими улыбками и татарским гостеприимством» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Жители многих российских городов больше пессимисты, чем оптимисты, — отметил Мифтахов, завершая разговор.

— Солнца мало! — парировал журналист «БИЗНЕС Online».

— Согласен. А мы улыбаемся. Казань известна своими улыбками и татарским гостеприимством. У меня есть знакомые, которые в прошлом году были два раза в Казани и уже в этом году приезжали. Я спрашиваю: «Почему вы приезжаете?» А они отвечают: «Суеты нет, комфортно, все улыбаются, вкусно кормят. Народ отзывчивый. Здесь все пытаются помочь. Это подкупает». Поэтому к нам приезжают и отдыхают. Некоторые даже просто на выходные. 

Напомним, чемпионат мира по футболу пройдет в период 14 июня — 15 июля в 11 городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Саранске, Ростове-на-Дону, Сочи, Казани, Калининграде, Волгограде, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге.