Сегодня с заходом солнца (для Казани это 20 часов 29 минут) согласно мусульманскому летоисчислению наступает месяц Шавваль Сегодня с заходом солнца (для Казани это 20 часов 29 минут) согласно мусульманскому летоисчислению наступает месяц Шавваль Фото: «БИЗНЕС Online»

 ГОРОД И СЕЛО ОПЯТЬ НЕ РАВНЫ. ТЕПЕРЬ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ШАРИАТА

Сегодня с заходом солнца (для Казани это 20 часов 29 минут), согласно мусульманскому летоисчислению, наступает месяц Шавваль. Это значит, что Рамадан 1439 года по хиджре, считающийся у приверженцев ислама священным (его также называют «султаном всех месяцев»), уходит в историю. Вчера во всех мечетях Татарстана прошли последние ночные бдения — умма совершала намазы-таравих, а уже завтра с утра правоверные соберутся для празднования Ураза-байрама. В «домах Аллаха» пройдет праздничная молитва — гаит-намаз. Согласно традиции, ее совершают, как принято говорить у татар, «когда солнце поднимется на высоту копья», то есть примерно через полчаса после восхода светила. Это наиболее оптимальное время, потому что часом ранее в мечеть стекаются люди на иртәнге (утренний) намаз, завершив который принято восхвалять Аллаха, произносить салаваты в честь пророка Мухаммеда, читать отрывки из Корана и произносить зикры.

Но в этом году ДУМ РТ решил сохранить древнюю традицию лишь для сельской местности. В городах же Татарстана гаит пройдет в 7 утра. В сообщении на сайте муфтията говорится: «В столице республики — Казани — основное торжество с участием муфтия Татарстана Камиля хазрата Самигуллина пройдет в Галеевской мечети в центре города по адресу ул.Тукая, д. 40. В 06:40 муфтий республики Камиль хазрат традиционно начнет читать праздничную проповедь, далее в 07:00 состоится гаит-намаз, 07:05 — хутба (мусульманская праздничная проповедь)». Правда, несмотря на некоторое нарушение сложившейся практики, с точки зрения шариата здесь никаких канонических нарушений нет. Ведь, как сказано в «катехизисе» татарских мусульман — книге Ахмадхади Максуди «Гыйбадәте Исламия» («Введение в практику ислама»): «Время праздничных намазов отсчитывается от момента, когда солнце после восхода поднимется на высоту три аршина до полуденного намаза».

В Казани основное торжество с участием Камиля хазрата Самигуллина пройдет в Галеевской мечети. В 06:40 муфтий республики традиционно начнет читать праздничную проповедь, далее в 07:00 состоится гаит-намаз, 07:05 – хутба В Казани основное торжество с участием Камиля хазрата Самигуллина пройдет в Галеевской мечети. В 06:40 муфтий республики традиционно начнет читать праздничную проповедь, далее в 07:00 состоится гаит-намаз, 07:05 — хутба Фото: prav.tatarstan.ru

Однако любопытно, что на этот раз татарстанский муфтият разделил горожан и жителей сельской местности, при этом главный казый ДУМ РТ Джалиль Фазлыев напомнил в беседе с «БИЗНЕС Online», что все это следствие эксперимента, проведенного двумя годами ранее. «В 2016 году мы так же Ураза-байрам провели в 7 часов утра, но это не понравилось жителям сел, мол, поздно. В прошлом году он прошел в 4 утра — пожаловались горожане из Казани, Набережных Челнов, что слишком рано. Поэтому в этом году было принято решение в сельской местности провести примерно в 3:30, в городах — в 7:00», — говорит Джалиль хазрат.

Легко предположить, что нынешнее решение пролоббировали республиканские чиновники и солидные бизнесмены, среди которых все чаще встречаются практикующие мусульмане. Хотя, например, Рустаму Минниханову раннее начало гаит-намаза никогда не мешало прийти на праздничную молитву. В связи с чем появились даже версии, что решение муфтията связано с визитом в Казань Нурсултана Назарбаева, дескать, тот тоже желает поучаствовать в празднествах. Но в пресс-службе президента РТ «БИЗНЕС Online» сообщили, что участие президента Казахстана в намазе не запланировано ни в Галеевской мечети, ни в какой-либо другой. Хотя наши источники в ДУМ РТ утверждают, что, напротив, вовсю готовятся к возможному будущему утреннему визиту Минниханова в компании Назарбаева. То ли хотят сделать сюрприз, то ли все будет зависеть от воли самого высокого гостя.

В этом году было принято решение в сельской местности провести Ураза-байрам примерно в 3:30, городах 7:00» В этом году было принято решение в сельской местности провести Ураза-байрам примерно в 3:30, в городах — 7:00» Фото: «БИЗНЕС Online»

 «Я СЧИТАЮ, ЧТО ЭТО АНТИЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОДХОД»

Интересно, что внутри мусульманской уммы РТ, где часто устраивают целые диспуты по любому поводу, на этот раз мы практически не нашли противников решения муфтията.

«Да, в советское время, насколько я знаю из источников, время не меняли, несмотря на отсутствие транспорта в это время. Люди добирались тем не менее до мечети пешком, речь идет о единственной в Казани мечети „Марджани“, совершали намаз рано утром», — вспоминает исламовед, доцент КФУ Азат Ахунов и добавляет, что тогда Ураза–байрам не был и выходным днем, религия же фактически была вне закона, а власти не были заинтересованы в том, чтобы на праздничное богослужение пришло много людей. Так что Ахунов — сторонник более позднего времени совершения гаита: «Чем больше людей соберется, чем больше людей сможет отпраздновать, тем лучше. Мы живем в мегаполисе, и не всем удобно добираться рано утром до мечетей, особенно пожилым людям». 

в пресс-службе президента РТ «БИЗНЕС Online» сообщили, что участие Нурсултана Назарбаева в намазе не запланировано, ни в Галеевской мечети, ни в какой-либо другой В пресс-службе президента РТ «БИЗНЕС Online» сообщили, что участие Нурсултана Назарбаева в намазе не запланировано ни в Галеевской мечети, ни в какой-либо другой Фото: kremlin.ru

Первый муфтий Татарстана Габдулла Галиуллин также поддерживает решение духовного управления мусульман республики: «7 утра — более удобное для людей время, в Москве ведь вообще в 8–9 совершают намаз. Тут, я считаю, повода для разногласий нет», — сообщил Галиуллин «БИЗНЕС Online». Имам мечети «Казан нуры» Алмаз Мухлисов тоже уверен, что противоречий нет: «Хотя мы и привыкли праздничные намазы совершать утром, но перенос его на более позднее время — тоже неплохо. Летом солнце выходит рано, многие люди могут проспать, а тут более удобное время, значит, тех, кто придет в мечети, будет больше. Это решение муфтията, мы ему подчиняемся. Скажут читать рано — прочитаем; если позже, то позже прочитаем. И так и так — все в рамках шариата».

А экс-первый заммуфтия Татарстана Рустам Батров и вовсе считает, что праздничный намаз надо проводить не в 7 утра, а еще позже: «Надо сделать так, чтобы праздник был удобен людям. А тут 7 утра — выходной день, люди хотят нормально поспать, пойти с маленькими детьми, а чтобы поднять ребенка, то во сколько же его надо разбудить, в 5 утра?  7 утра — это очень рано. Надо, чтобы это был семейный праздник, была радость, целый месяц ведь люди напрягались, целый месяц было испытание. Поэтому я считаю, что это античеловеческий подход».

Лишь Ахмад Муфлихунов — сын покойного автора тафсира Корана Нуруллы Муфлихунова, состоявшего в жесткой оппозиции к официальному духовенству, — считает решение ДУМ РТ перенести время проведения гаит-намаза «несколько странным»: «Я не помню, чтобы мой отец когда-то проводил праздничный намаз позже обычного, да и когда я был в Мекке, там Ураза-байрам так же совершали рано утром, после восхода солнца», — говорит Муфлихунов-младший, но добавляет, что решение татарстанского муфтията «разрешено шариатом». 

До начала гаит-намаза тем, кто не сделал это в течении священного месяца, надо успеть дать фитр садакасы (милостыню разговения) До начала гаит-намаза надо успеть дать фитр садакасы (милостыню разговения) тем, кто не сделал это в течение священного месяца Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПРАЗДНИЧНЫЙ СТОЛ ДОЛЖЕН БЫТЬ ШИКАРНЕЕ, ЧЕМ НОВОГОДНИЙ, ИЛИ ТОТ, ЧТО ГОТОВЯТ НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»

Некоторыми тонкостями завтрашнего праздника «БИЗНЕС Online» попросил поделиться с нашими читателями главного казыя ДУМ РТ Фазлыева. По словам Джалиля хазрата, у двух праздничных намазов — на Ураза-байрам и Курбан-байрам — есть свои особенности и традиции. Так, если на Курбан-байрам рекомендуется идти голодным, чтобы потом отведать бульон и мясо жертвенного животного, то, прежде чем направится на Ураза-байрам, необходимо отведать пищу. «Праздничный стол должен быть шикарнее, чем новогодний, или тот, что готовят на  день рождения, поэтому и называют его фитр ашы, чтобы любой человек мог отведать, почувствовать атмосферу праздника. У татар принято проведать как минимум 7 человек, особенно родителей, пожилых родственников. Ходят на кладбище, чтобы почтить память усопших», — говорит наш собеседник.

Важный момент: до начала гаит-намаза надо успеть дать фитр садакасы (милостыню разговения) тем, кто не сделал это в течение священного месяца — в этом году она была установлена в размере 100 рублей, а для тех, кто выплачивает закят, рекомендуемая сумма фитр-садаки составляет 600 рублей на человека. Главный шариатский судья Татарстана напомнил: суть фитра в том, чтобы те, кому положена эта милостыня (неимущие, бедные, больные, вдовы), смогли на эти деньги вдоволь насладиться праздником Ураза-байрам. Кроме этого, есть еще милостыня фидия за невозможность держать пост по состоянию здоровья и при невозможности восполнить это в другой день. Ее размер — 200 рублей за каждый пропущенный день. Размеры этих милостыней устанавливаются согласно изречениям пророка Мухаммада и исходя из стоимости перловой и пшеничной крупы, фиников и изюма. В месяц Рамадан традиционно выплачивается и закят (обязательный ежегодный налог в исламском праве). «Нисаб для выплаты закята по золоту был установлен в 210 тысяч рублей», — напомнил Джалиль хазрат. То есть, если человек в течение года заработал не меньше 210 тыс., значит, он обязан дать садака в размере 2,5% от этой суммы. Но это пожертвование можно сделать и после окончания священного месяца.

Как было сказано выше, Ураза-байрам принято широко отмечать. Такую возможность предоставит ряд мечетей Казани. Так в «Гаиля» сразу же после пятничного намаза состоится детский праздник, а Закабанная мечеть Казани в парке «Калейдоскоп» планирует организовать гуляния для подрастающего поколения. Кстати, для тех, кто не может присутствовать на праздничном намазе, ТРК «Новый век»  планирует вести из Галеевской мечети прямую трансляцию, которую потом повторят еще и днем.