ПРОСТИЛИ 80% ДОЛГА

Конкурсный управляющий Татфондбанка (ТФБ) Михаил Захваткин и Радиотехбанк утвердили мировое соглашение, согласно которому агентство по страхованию вкладов (АСВ) прощает банку «сделки с предпочтением» в 840 млн рублей по ТФБ взамен на ряд условий. Об этом в выходные сообщил союз пострадавших вкладчиков Татфондбанка и ИнтехБанка, чей представитель присутствовал в суде на оглашении мировой. Слушание в татарстанском арбитраже прошло 14 июня — на нем стороны озвучили условия соглашения, которые в итоге были утверждены судом. А значит, спасение банка, по сути, состоялось. Этим фактом «Радиотех» сможет похвастать перед акционерами на годовом собрании акционеров 29 июня, где 11-м пунктом повестки значится пункт «Об обеспечении финансовой устойчивости ПАО НКБ „Радиотехбанк“».

Как узнали на заседании юристы союза, условия соглашения следующие: конкурсный управляющий в лице АСВ отказывается от исковых претензий к Радиотехбанку примерно на 840 млн рублей, а последний наличными деньгами отдает в конкурсную массу 84 млн рублей и выкупает свой пакет акций, которыми владеет ТФБ, на сумму 94 млн рублей. К слову, последняя сделка долго ждать себя не заставит: 29,85% акций уже сформировано в лот и пойдет на торги в первом пуле имущества. По нашим сведениям, он поступит на торговую площадку агентства по госзаказу РТ в 20-х числах июня. В пресс-службе Радиотехбанка нам сообщили, что полный текст мирового соглашения будет опубликован на сайте Арбитражного суда РТ и в нем будут прописаны все параметры. 

Нехитрый подсчет показывает, что таким образом Радиотехбанк экономит себе более 660 млн рублей, которые могли бы стать критичными и подорвать его финансовое состояние. Собственно, и цель мировой была, очевидно, не допустить очередного банковского краха. «В суде юрист Радиотехбанка сказал, что цель мирового соглашения — не дать „упасть“ их банку», — передают юристы союза.

Михаил Захваткин (на фото) и Радиотехбанк утвердили мировое соглашение, согласно которому Агентство по страхованию вкладов прощает банку «сделки с предпочтением» в 840 млн рублей по Татфондбанку взамен на ряд условий Михаил Захваткин (на фото) и Радиотехбанк утвердили мировое соглашение, согласно которому агентство по страхованию вкладов прощает банку «сделки с предпочтением» в 840 млн рублей по Татфондбанку взамен на ряд условий Фото: «БИЗНЕС Online»

Напомним, что мировое соглашение разрабатывалось неспешно, целых два месяца. «В производстве Арбитражного суда сейчас находится шесть дел относительно АСВ и Радиотехбанка. Соответственно, глобальные договоренности затрагивают все шесть споров. Несмотря на то что мировое соглашение может быть принято в рамках каждого из обособленных споров, тем не менее общие условия будут достигаться в рамках всего общего дела», — объяснял «БИЗНЕС Online» представитель Радиотехбанка.

За банк, безусловно, можно порадоваться. Не рады мировой лишь вкладчики Татфондбанка, лишившиеся крупного денежного куска в конкурсную массу. Действительно, мировая выглядит необычным кейсом в истории банкротства ТФБ, в которой есть масса неумолимых исков к юрлицам и физлицам, неудачно снявшим деньги за месяц до падения Татфондбанка, в том числе на лечение онкозаболеваний — даже эти обстоятельства не становятся индульгенцией для прощения долгов. Вероятность банкротства ответчика тоже во всех остальных случаях никого не волнует. Здесь же АСВ миролюбиво прощает более полумиллиарда рублей претензий.

«Юрист конкурсного управляющего вынужден был оправдываться, что они стоят только на страже кредиторов ТФБ. Вот странно: мировое соглашение одно, а цели оно преследует разные. КУ не предложил Радиотехбанку рассрочку, не предложил продать какие-либо активы, взять кредит у ЦБ — ничего, чтоб больше вернуть денег», — недовольны в союзе. Организация намерена обжаловать утверждение мирового соглашения в суде.

Радиотехбанк находится в цепочке близких экс-предправления Татфондбанка Роберту Мусину (на фото), чей головной офис находится в Нижнем Новгороде Радиотехбанк находится в цепочке близких экс-предправления Татфондбанка Роберту Мусину (на фото), чей головной офис расположен в Нижнем Новгороде Фото: «БИЗНЕС Online»

«ВЫСОКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ДОЛЖНИКА ДЛЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ И СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ РЕГИОНА»

Напомним, что Радиотехбанк находится в цепочке близких экс-предправления Татфондбанка Роберту Мусину, чей головной офис расположен в Нижнем Новгороде. Практически весь пакет акций банка принадлежит группе компаний, тесно связанных с ТФБ и Мусиным: 29,85% Радиотехбанка принадлежит Татфондбанку, 9,8% — УК «АктивАр», 9,41% — «ТатИнК-Финанс» и т. д. Несмотря на связь с ТФБ, Радиотехбанк оказался устойчивым и продолжает работу, хотя и в 2017 году показал убытки. По данным портала «Банки.ру», на май 2018 года нетто-активы «Радиотеха» составили 4 млрд рублей, чистый убыток — 74 млн рублей. Банк держит портфель вкладов физлиц в размере 2,2 млрд рублей.

Связь банка с Мусиным все же не прошла бесследно. В самую горячую пору падения ТФБ и ИнтехБанка — с 30 ноября по 12 декабря 2016 года — «Радиотех» вынул из Татфондбанка 680 млн рублей, а в «Интехе» — 140 миллионов. Сделки ожидаемо попали под статус «предпочтительных» (о ситуации, в которой спустя год клиенты лопнувших банков получили повестки в суд с требованием вернуть свои деньги в конкурсную массу, неоднократно писал «БИЗНЕС Online»), и по закону Радиотехбанк был бы обязан вернуть деньги по аналогичному требованию АСВ в суде. Подобные дела практически беспроигрышны для агентства, учитывая даты сделок и связь бенефициаров с Мусиным.

Агентство по страхованию вкладов действительно подало в суд такие иски к Радиотехбанку. Их получилось шесть, на общую сумму, по данным союза, около 840 млн рублей. Но для банка с активами в 4 млрд рублей и капиталом в 460 млн выплата почти миллиарда — это смертный приговор, поэтому представители «Радиотеха» взмолились о пощаде и выдвинули АСВ встречное предложение. Банк заявил, что готов отдать в конкурсную массу активов и денег примерно на 200 млн рублей, из которых около 90 млн — за выкуп собственных акций, коими владел ТФБ, а остальное — кредитный портфель. Собственно, так оно и вышло — с поправкой, что половина денег пойдет в конкурсную массу все же не в виде кредитного портфеля, а «вживую».

Славящееся своей строгостью и принципиальностью АСВ на удивление пошло банку навстречу Славящееся своей строгостью и принципиальностью АСВ на удивление пошло банку навстречу Фото: «БИЗНЕС Online»

Радиотехбанк поддержали и власти Нижегородской области, направив Захваткину просьбы о сохранении банка. «Поступили обращения управления делами правительства Нижегородской области, министра культуры Нижегородской области, исполнительного директора совета директоров Приокского района города Нижний Новгород о высокой значимости должника для финансовой системы и социальной жизни региона», — сказано в документах конкурсного управляющего. На сайте банка указано, что «Радиотех» много лет оказывает благотворительную помощь ветеранам Приокского района, инвалидам. «Радиотехбанк входит с состав попечителей Нижегородского детского дома №3, заботился о рыси Линке Нижегородского зоопарка „Лимпопо“ и медведе Мише зоопарка „Швейцария“. В разное время Радиотехбанк неоднократно учреждал и выплачивал именные стипендии воспитанникам Кадетской школы имени генерала Маргелова и студентам ННГУ имени Лобачевского», — гордится банк на официальной страничке.

Славящееся своей строгостью и принципиальностью АСВ на удивление пошло банку навстречу. В итоге на ключевом собрании 2 февраля четверо кредиторов Татфондбанка — Центробанк, АСВ, ФНС и «Регион финанс» — проголосовали за частичное «прощение» 680 млн и лишь одна Александра Юманова — против. По «Интеху» же картина вышла неоднозначной: здесь к Юмановой присоединился республиканский фонд поддержки, проголосовавший против «прощения» (об этом фонд незамедлительно распространил официальное заявление в СМИ), а остальные голосующие воздержались.

Намерение простить долг Радиотехбанку сразу же вызвало крайнее возмущение рядовых вкладчиков Татфондбанка, которые под Новый год получили вал исков от АСВ по аналогичным «предпочтительным сделкам». «Какому-то банку оказывают предпочтение, а на своих, татарстанских, вкладчиков наплевали, даже документы их не удосужились проверить. Как это не может вызвать возмущение, если так поступает конкурсный управляющий, который должен действовать с целью защиты кредиторов, а не в целях защиты Радиотехбанка?» — говорит Юманова. Юристы союза несколько месяцев бились по всем из шести арбитражных дел, пытаясь обжаловать как итоги комитета кредиторов, так и продвижение мировой в арбитраже, но в итоге судья Наиля Гарапшина вняла «мировым» доводам.

на ключевом собрании 2 февраля четверо кредиторов Татфондбанка: Центробанк, АСВ, ФНС и «Регион финанс» — проголосовали за частичное «прощение» 680 млн и лишь одна Александра Юманова (на фото) — против На ключевом собрании 2 февраля четверо кредиторов Татфондбанка — Центробанк, АСВ, ФНС и «Регион финанс» — проголосовали за частичное «прощение» 680 млн и лишь одна Александра Юманова (на фото) — против Фото: «БИЗНЕС Online»

«КРЕДИТОРЫ МОГУТ ОСПОРИТЬ МИРОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ»

Мировое соглашение между Радиотехбанком и АСВ для «БИЗНЕС Online» прокомментировали юристы.

Тагир Назыров — казанский юрист:

— Закон говорит, что действовать конкурсный управляющий должен добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества. Конечно, управляющий имеет право заключать мировые соглашения, однако все его действия должны преследовать одну цель — максимально возможное удовлетворение требований кредиторов. Простить большую часть, чтобы не допустить банкротства еще одного банка, может, и в интересах всего общества, но как быть с правами кредиторов? Ведь именно необходимостью исполнять свои обязанности обычно АСВ объясняет иски к людям и организациям, которые успели получить свои деньги перед падением банка. В данном случае кредиторы могут оспорить мировое соглашение, это ведь тоже сделка, она совершена в период банкротства. Тогда агентству по страхованию вкладов придется в суде подробно объяснить, чем 200 миллионов лучше 800. Также кредиторы могут обратиться в суд с иском к АСВ о возмещении ущерба, если посчитают, что управляющий, простив долг, причинил его. 

Юлия Майорова — руководитель департамента гражданского права ООО «Юридическое агентство Юнэкс»:

— Агентство по страхованию вкладов должно принимать все меры для того, чтобы вернуть как можно больше имущества в конкурсную массу банка-банкрота. Выполнение же АСВ таких действий, как прощение долга в ущерб интересам вкладчиков, недопустимо. В случае выявления подобных фактов союз вкладчиков может попробовать обжаловать утверждение такого мирового соглашения, однако перспектива удовлетворения подобной жалобы незначительна, поскольку агентство выступает от лица государства, а следовательно, подобные действия уже изначально трактуются как стабилизирующие для всей нашей финансовой системы.