Миронов свою вину не признает с самого начала, утверждая, что «все делалось по закону, все, что положено, мы выплатили» Миронов свою вину не признает с самого начала: «Все делалось по закону, все, что положено, мы выплатили». Фото: Олег Спиридонов

«У МИРОНОВА ИМЕЮТСЯ СВЯЗИ СРЕДИ ВЫСОКОПОСТАВЛЕННЫХ ЛИЦ, СВИДЕТЕЛИ ОПАСАЮТСЯ ДАВАТЬ ПОКАЗАНИЯ»

Набережночелнинский городской суд в очередной раз накануне рассматривал меру пресечения для известного бизнесмена Алексея Миронова. Следователь по особо важным делам Станислав Хораськин выступил с ходатайством о продлении домашнего ареста лендлорда еще на месяц – до 22 июля. Основания ранее неоднократно озвучивались. «Миронов обвиняется в преступлении, по которому ему грозит лишение свободы на срок до 10 лет, его причастность доказывается показаниями свидетелей, заключениями экспертиз, другими материалами дела, – сказал сотрудник следкома. – В ходе расследования данного уголовного дела были возбуждены другие уголовные дела. Все они объединены в одно производство». До истечения меры пресечения, 22 июня, по признанию Хораськина, закончить следствие не представляется возможным. Нужно еще допросить множество свидетелей. Особую сложность делу придает тот факт, что исследуются события 5-летней давности. «Кроме того, учитывая, что у Миронова имеются связи среди высокопоставленных лиц, свидетели опасаются давать показания, уклоняются от явки на допрос, что существенно затрудняет расследование, – посетовал Хораськин. – У следствия есть основания полагать, что при избрании меры пресечения, не связанной с изоляцией от общества, Миронов может продолжать заниматься преступной деятельностью. А именно – может угрожать свидетелям, давшим против него показания: по данному уголовному делу установлен факт угрозы со стороны обвиняемого. Возбуждено уголовное дело».

Кроме того, считает Хораськин, раз Миронов часто выезжает за границу, то имеет там имущество, он вполне может и скрыться от следствия. А еще он может уничтожить некоторые документы, доказывающие его вину, «местонахождение которых в данный момент не установлено».

Виктория Демидова (справа; слева от нее Елена Точилкина и Борис Валеев): «В его (Миронова) действиях отсутствует состав преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 УК РФ, гражданско-правовой спор переведен в уголовное русло» Виктория Демидова (справа; слева от нее Елена Точилкина и Борис Валеев): «В его [Миронова] действиях отсутствует состав преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 УК РФ, гражданско-правовой спор переведен в уголовное русло» Фото: «БИЗНЕС Online»

Адвокат Миронова Виктория Демидова выступила перед судом со своим ходатайством – приобщить к материалам дела выписку из протокола заседания центра общественных процедур «Бизнес против коррупции». Она пояснила: «Сторона защиты в Москве обращалась к аппарату уполномоченного по правам предпринимателей Бориса Титова. Состоялась комиссия, и ее эксперты указали, что в данном деле нарушены права и интересы Миронова. В его действиях отсутствует состав преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 УК РФ, гражданско-правовой спор переведен в уголовное русло. И даже вызывает сомнение обоснованность избрания в отношении Миронова меры пресечения в виде домашнего ареста».

Ее коллега – Борис Валеев – попросил также приобщить к делу заключение проведенной в рамках следствия экспертизы. Позже выяснилось, что в этом документе говорится, что, действительно, структурами Миронова в определенный момент были не учтены дополнительно полученные доходы – два раза по 136,5 млн рублей. Это позволило уменьшить налогооблагаемую базу и впоследствии снизить платежи по налогу на прибыль на 23 млн и по НДС на 20 млн рублей. Иными словам, общий ущерб, который мог быть причинен бизнесменом государству, в виде недополученных платежей не превышает, считает эксперт, 43 млн рублей. Хотя изначально данная сумма была в разы больше – 127,7 миллиона. Впрочем, и с уменьшенным ущербом не согласен, в частности, сам Миронов. «За 25 лет предпринимательской деятельности у налоговой инспекции не было к нам претензий, – сказал он позже, комментируя данный момент. – И на сегодняшний день есть справка, что у наших компаний нет задолженности по налогам».

Третий адвокат – Елена Точилкина – в своем слове попросила также приобщить к материалам характеристику Миронова с места работы. Естественно, положительную. Судья Роман Михеев во всех случаях пошел защитникам навстречу и все их ходатайства удовлетворил.

КАК 127,7 МИЛЛИОНА ПРЕВРАТИЛИСЬ В 43 МИЛЛИОНА

Далее защитники перешли к вопросам следователю. Валеев сразу начал с того самого заключения экспертизы. «Исходя из постановления о возбуждении уголовного дела, сумма хищения путем неуплаты налогов составила 127,7 миллиона. А согласно экспертизе, на которую вы также ссылаетесь, хищение установлено в составе 43 миллионов. В связи с чем у вас такие противоречия?» – спросил адвокат. Хораськин ответил в том плане, что пока окончательно сумма ущерба не установлена. По его словам, проведенная экспертиза отвечает лишь на часть поставленных вопросов, а в данный момент решается вопрос о назначении дополнительной экспертизы. Сумма же в 127,7 млн была определена челнинским УМВД – еще до возбуждения уголовного дела, о чем имеется справка. «В данное время сумма вменяемого ущерба не изменилась, – пояснил следователь свою позицию, – так как новое обвинение Миронову не предъявлялось».

До истечения меры пресечения – 22 июня – по признанию Хораськина – закончить следствие не представляется возможным. Нужно еще допросить множество свидетелей До истечения меры пресечения, 22 июня, по признанию Хораськина, закончить следствие не представляется возможным. Нужно еще допросить множество свидетелей Фото: Олег Спиридонов

Далее Валеев поинтересовался, какими документами подтверждается факт угрозы свидетелям. Хораськин сообщил, что возбуждено уголовное дело «в отношении неустановленных лиц». Что же касается уклонения свидетелей от допросов, то оказалось, что это лишь предположение следствия – «могут уклоняться». А в отношении частых заграничных командировок Миронова и наличия у него там имущества, сотрудник следкома пояснил, что это со слов самого обвиняемого. Бизнесмен не обошел этот момент вниманием, заявив, что никогда – ни Хораськину, ни другим следователям – не говорил, что часто бывает за границей или имеет там имущество. «Необходимо сказать, – сделал свой вердикт Валеев, – что мы документов, подтверждающих частые выезды Миронова за границу, в деле не видели».

Демидова поинтересовалась повторно – какими материалами дела подтверждается, что обвиняемый может скрыться от следствия. Хораськин ответил кратко: «Представленными материалами дела». «Понятно, что таких материалов нет», – оказался вывод адвоката. Судья Михеев, кстати, продолжил тему частых отъездов Миронова за границу. В ответ на его вопрос прозвучало, что загранпаспорт бизнесмена не был обнаружен при обыске. Более того, следствие не выясняло, выдавался ли он когда-нибудь обвиняемому.

Во время перерыва Хораськин вышел из зала суда и... больше в него не вернулся. Недалеко от здания суда он попал в небольшое ДТП Во время перерыва Хораськин вышел из зала суда и... больше в него не вернулся. Недалеко от здания суда он попал в небольшое ДТП Фото: Олег Спиридонов

Подводя итог своему отношению к ходатайству о продлении домашнего ареста, Валеев посчитал его необоснованным. «В деле указано, что Миронов не предоставил в налоговой декларации полные данные по реализации земельных участков, – сказал адвокат. – И при такой трактовке ему вменяют „Мошенничество“. Хотя пленум Верховного суда РФ однозначно разъясняет, что при неверно изложенных данных в декларации вменяется статья „Неуплата налогов“. Это совершенно разные статьи, у них совершенно разные санкции и, возможно, мера пресечения совершенно другая».

Далее Валеев перешел в атаку на следователя, запросив, какие документы подтверждают вообще полномочия Хораськина. «Хочу заметить, что в последнем листе дела имеется постановление о передаче дела Халиеву, начальнику следственного отдела по Набережным Челнам (Камиль Халиевприм. ред.). После этого нет никаких документов, подтверждающих полномочия данного следователя. Принял ли Халиев дело к производству? Создана ли была следственно-оперативная группа? Мы этого не знаем. На сегодняшний день полномочия следователя Хораськина ничем не подтверждены. Поэтому считаю, что не имеется оснований не только для продления меры пресечения, но и вообще для рассмотрения данного ходатайства».

Демидова, согласилась с коллегой, что прошение следкома «необоснованно и голословно». При этом она добавила, что в деле вообще имеется много нарушений процессуального характера. Начиная с момента задержания – проводилось оно без присутствия адвоката. Точилкина же, видимо, предчувствуя неблагоприятный исход рассмотрения, заявила ходатайство – приобщить к делу гарантийное письмо об уплате залога, как потом выяснилось, на сумму от 2 млн рублей, которая, впрочем, может быть увеличена на усмотрение суда. Михеев опять пошел навстречу защитникам и приобщил письмо к делу.

ПОЕХАЛ ЗА ДОКУМЕНТАМИ И... НЕ ВЕРНУЛСЯ

После этого был объявлен перерыв. Хораськин вышел из зала суда и... больше в него не вернулся. Как выяснилось позже, он на автомобиле куда-то поехал – вполне возможно за теми документами, о которых говорил Валеев и которые подтверждают его полномочия. Но так случилось, что недалеко от здания суда он попал в небольшое ДТП. Не исключено, что оформление аварии, требующее определенное количество времени, и лишило его возможности вернуться. Но в суд все же поступил факс из следкома – постановление о принятии дела Миронова к производству Хораськиным.

В прениях представитель прокуратуры заявил, что поддерживает ходатайство следователя В прениях представитель прокуратуры заявил, что поддерживает ходатайство следователя Фото: Олег Спиридонов

В прениях представитель прокуратуры заявил, что все же поддерживает ходатайство следователя. А адвокаты в своем большинстве повторили то, что уже было сказано: нет доказательств, что Миронов может скрыться, угрожать свидетелям или уничтожать улики. Они попросили суд либо вовсе отменить бизнесмену меру пресечения, либо вместо домашнего ареста принять залог. В худшем же случае – смягчить условия домашнего ареста. Судья Михеев избрал последний вариант. Миронову продлили домашний арест – до 22 июля, то есть в общей сложности уже на 6 месяцев. Но, учитывая длительность нахождения Миронова под данной мерой пресечения, а также его личность, ему разрешили ежедневные прогулки – с 8 до 9 часов утром и с 4 до 6 часов во второй половине дня.

В отношение же Хораськина было вынесено частное постановление. Следователю (которого в тот момент не было в зале суда) было указано на многочисленные нарушения УПК РФ при подаче данного ходатайства. Припомнили ему и исчезновение с процесса, «о причинах которого суду не было сообщено в установленном законом порядке». Вердикт: о нарушениях необходимо сообщить непосредственному начальнику Хораськина Халиеву. Челнинский следственный отдел обязан отчитаться о принятых мерах в течение месяца. Впрочем, данное частное постановление может быть обжаловано в вышестоящих инстанциях.

ДОМАШНИЙ АРЕСТ МИРОНОВУ ПРОДЛЕВАЛИ НЕОДНОКРАТНО

Напомним, что Миронов был задержан в январе. Перед этим он вернул все 53 га земель, которые требовал от него исполком Набережных Челнов. Но это не спасло лендлорда от уголовного преследования. Ему инкриминируют два эпизода мошенничества. Оба связаны с участками земли площадью 4 и 0,6 гектара. По первому эпизоду следком считает, что он получил эти наделы мошенническим путем, а затем контролируемая Мироновым компания «ADG Челны» перепродала права на аренду земли застройщику «Санрайс Капитал». При этом, согласно материалам дела, он опять же совершил мошенничество с уходом от налогов – изначально упоминалось, что на общую сумму 127,7 млн рублей. Все эти сделки были совершены еще в 2013 году. Но именно сейчас ими заинтересовались следственные органы. Очевидно, что это связано с приходом в Челны мэра Наиля Магдеева, для которого «земельные войны» – один из приоритетов, а также руководителя местного следственного отдела Халиева. Последний, еще работая в Высокой Горе, прославился в том числе и громкими «земельными делами».

Один из приоритетов руководителя местного следственного отдела Халиева — земельные войны Один из приоритетов руководителя местного следственного отдела Халиева – земельные войны Фото: «БИЗНЕС Online»

Следователи, кстати, считают, что мошенничество с уходом от налогов Миронову удалось, благодаря сговору с сотрудниками челнинской налоговой инспекции – в деле фигурируют некие неустановленные лица. В значительной степени это стало причиной того, что тогда же, в январе, следователи провели обыски дома и на рабочем месте руководителя инспекции ФНС России в Набережных Челнах Лилии Гатиной. Затем ее допросили в следкоме. По нашей информации, она дала обширные показания. А отсутствие претензий к структурам Миронова объяснила тем, что фирмы, которые фигурируют в фабуле дела, зарегистрированы в Самаре. Соответственно, они не подконтрольны челнинской ИФНС. В общем, никаких негативных последствий обыски и допрос чиновницы, известной своей въедливостью, не имели. Дело в отношении нее не возбудили, а недавно даже повысили – назначили руководителем управления ФНС по Республике Марий Эл.

Миронов же свою вину не признает с самого начала: «Все делалось по закону, все, что положено, мы выплатили». Следком поначалу настаивал на заключении его под стражу – дескать, он может давить на свидетелей, уничтожать документацию, которая может стать уликами. Однако федеральный судья Советского райсуда Казани Рафаэль Кашапов отправил бизнесмена под домашний арест. Одним из оснований стало то, что инкриминируемые Миронову деяния произошли в 2013 году, и с тех пор он не пытался замести следы. А вот домашний арест челнинскому лендлорду продлевали неизменно несколько раз. Нынешний не стал исключением.