Фатих Сибагатуллин уверен, что в проблемах на языковой почве татары виноваты сами

«У МЕНЯ СПРАШИВАЮТ: У ВАС В ГОССОВЕТЕ РТ СКОЛЬКО ДЕПУТАТОВ ВЫСТУПАЮТ НА ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ?»

Вот мы говорим и пишем, что резко всплыл новый закон о родных языках. Но этот вопрос появился не сегодня. Не секрет, что и родители старались дать своим детям образование на русском языке из-за того, что им предстоит сдавать ЕГЭ. Говорят, якобы Москва ущемляет наш язык и хочет его оставить факультативным. Поднялся шум в СМИ, на телевидении проходили всякие ток-шоу. Даже Госсовет РТ предъявил Вячеславу Володину что-то наподобие ультиматума — обращение, что мы против. А я у людей спрашиваю: если тебя куда-нибудь в Марий Эл переведут на работу, отдашь ли ты своих детей в класс, где изучают марийский язык?

Законопроект принят в первом чтении, консенсус нашелся, мы поговорили с правоведами, прокурорами, деятелями культуры, никто против нас не выступает. Мне говорят: хватит везде лезть, Фатих Саубанович. Но я ведь всегда ссылаюсь на закон. Родной язык никто не ущемляет, я в своей деревне Апазово на Сабантуе об этом сказал директору школы, мол, как преподавали, так и продолжайте делать. Закон этого не запрещает. На территории Татарстана два государственных языка, татарский язык остается таковым.

Еще у меня спрашивают: у вас в Госсовете РТ сколько депутатов, а сколько из них выступают на татарском языке? Я со смехом отвечаю, что это делает лишь Разиль Валеев, да и то тогда, когда ему это надо. Татарскость от того, что мы насильно заставляем русских учить наш язык, не увеличивается. Любовь к языку не воспитывается тем, что стишки насильно дают учить. Лучше дайте информацию о том, кто такой Аттила, завоевавший всю Европу от Атлантического да Тихого океанов. Других героев тоже много, дети будут гордиться. Хан Батый — создатель государственности России, это в моих книгах есть, до него происходили братоубийственные войны князей.

«Татарскость от того, что мы насильно заставляем русских учить наш язык, не увеличивается. Любовь к языку не воспитывается тем, что стишки насильно дают учить»

«ТАТАРСТАН АССОЦИИРУЮТ ТОЛЬКО С НЕФТЬЮ, А ВЕДЬ В САБАХ ЕЕ НЕТ, НО ЛЮДИ ЖИВУТ ПРЕВОСХОДНО»

Туризм также должен служить развитию татарского языка, все это тесно связано. Скажем, сейчас гостей отвозят в Раифский монастырь или же на остров-град Свияжск. А это ведь остров, принесший много горя татарскому народу, — военная база Ивана Грозного, его форпост для взятия Казани, вообще гиблое место, там потом была тюрьма, расстреливали интеллигенцию, нет даже квадратного сантиметра земли, не пропитанного человеческой кровью. Об этом я разговаривал с православным духовенством в Москве — все это прекрасно знают. Лев Троцкий тут каждого десятого бойца расстреливал, чтобы лучше воевали, целые дивизии убивал. Татар, русских, евреев — всех тут расстреливали, в мирное же время здесь была тюрьма, детская колония.

Моя дочь окончила первый курс университета на факультете экологии, и студентов повезли на экскурсию в Свияжск, а потом — в Раифский монастырь. А нужно ли это моей дочери? Тенгрианство, например, не поощряет монашество, потому что главная миссия человека на земле — оставить после себя потомство.

Можно ведь показать настоящую татарскую культуру, традиции. Мы провели выездное заседание комитета по охране окружающей среды Госдумы в Казани, посвященное спасению Волги, в котором участвовал председатель комитета Владимир Бурматов — очень умный человек. Он приехал на день раньше, и я его отправил в Богатые Сабы, где есть уникальный селекционно-семеноводческий центр, расположенный на 8 га земли. Владимир Владимирович приехал из Богатых Сабов восхищенным, говорит: «Я бы там жил». Он ставил сабинцев в пример, а то Татарстан ассоциируют только с нефтью, но ведь в Сабах ее нет, как и больших предприятий, а люди живут превосходно.

«Туризм также должен служить развитию татарского языка, все это тесно связано»

«ЗАТЕМ МОЖНО ПОЕХАТЬ В БАЛТАСИ — ИЗУМИТЕЛЬНЫЙ КРАЙ»

Можно туристический маршрут начать именно с Сабов, а когда туда едешь через Пестречинский район, то  видны заброшенные деревни — это наглядный пример, как не надо вести хозяйство. Потом из Сабов попадаем в Кукмор — дорога отличная, есть поселок с названием Поле Чудес — там огромные дома, есть что показать гостям. Заезжаешь в райцентр, где изготавливают огромные казаны для приготовления плова, сковородки, кастрюли, а также валенки разнообразные —классические, крашеные, женские, с вышивкой и так далее. Дело в том, что таких валенок нет нигде в Приволжском федеральном округе, а какие в Кукморе шьют меховые куртки! Спортсменам, военным, шайтанам и другим.

Затем можно поехать в Балтаси — изумительный край, очень сильно развито животноводство. Такого нигде не видел — огромные мегафермы. Это чисто татарский район, хотя есть там и удмурты, марийцы — они по-татарски говорят лучше самих татар. В селе Ципья есть музей дружбы народов, сейчас ему требуется ремонт, а можно ведь открыть и филиал в районном центре. Это можно организовать за три дня. В Карадугане создали музей Мусы Джалиля.

Через мою родную деревню Апазово попадаешь в Арский район в Тукай-Кырлай, в котором необходимо создать центр наподобии Лас-Вегаса. В Кырлае не надо биографию Тукая делить на разные отрезки — дескать, тут дом его мамы Бибимамдуны, а здесь домик — отчима Сагди. Не надо разделять все это, нужно построить пятистенок из больших бревен. Почему мы должны показывать американцам нищий дощатый дом? Никто ведь не знает, как жил Сагди. В Кырлае нужно построить большую гостиницу, казино — это нужная вещь, даст бюджету хорошие деньги. После райцентра нужно ехать в заповедник Иске Казан — вот тебе чисто татарский маршрут. Если в 9 часов утра выехать из Казани, уже в 4–5 вечера можно вернуться. Расстояние — даже 300 км нет. Я сам готов первым поехать в качестве гида.

«Сейчас не продуманы туристические маршруты, гостей отправляют в Болгар, который заполнился бородачами с Северного Кавказа»

«СЕЙЧАС НАМ НУЖНА ТАТАРИЗАЦИЯ РЕЛИГИИ»

Ведь сейчас не продуманы туристические маршруты, гостей отправляют в Болгар — мне это тоже не нравится. Он заполнился бородачами с Северного Кавказа, которые стали основными учениками. Ну не надо так ходить, и женщинам нечего укрываться. Хорошо, что есть Минтимер Шарипович, которому это место обязано многим. Но Болгар на 1100 лет младше Биляра, у него не такая богата история. Кроме того, Болгар Талгат Таджуддин пропагандировал, а нам нужно своего муфтия Камиля Самигуллина хорошенько воспитать. Много богатых верующих татар в Ханты-Мансийске, Сургуте, Тюмени — надо, чтобы они ориентировались на Казань. Я хочу поднять этот вопрос после чемпионата мира по футболу.

Затем нужно развивать татарский ислам. В этом году я не проводил у себя дома ифтар, дал 30 тыс. рублей медресе «Мухаммадия» из-за того, что сейчас, после того как ректором стал сам Самигуллин, среди шакирдов большинство — татары. На сегодняшний день у татар ханафитский мазхаб, но через 20 лет он должен превратиться в мазхаб Самигуллина. Ханафи был персом, его вероучение не совсем нам подходит, ведь основой татарского ислама является тенгрианство. У русских же правильное православие — это староверчество, которое по 18 параметрам схоже с татарским исламом. После приезда к нам Ибн Фадлана ничего не изменилось, ведь за 200 лет до него у булгар был свой ислам. Сейчас нам нужна татаризация религии. Все это будет способствовать расцвету татарского языка — и татарский ислам, и туризм. Нужно работать с родителями, а не сидеть и ругать Володина или Владимира Путина с Дмитрием Медведевым  самим надо работать. Я такого мнения, и хочу свои мысли озвучить после мундиаля президенту Татарстана Рустаму Минниханову. Нам нужно пропагандировать татар!

Фатих Сибагатуллин