«Все в дыму, несколько пожарных без воды, техники тяжелой нет, с первых часов несерьезно отнеслись к этой проблеме, недооценили», — комментируют жители деревни Орел трехдневную борьбу с «тлеющей» свалкой. О пожаре сегодня утром справлялся Рустам Минниханов, но огонь еще не потушили — не могут справиться ни вертолет, ни бульдозеры. На месте корреспондент «БИЗНЕС Online» повстречал все руководство района и обеспокоенных местных жителей.
«Отойдите на 500 метров! Тут опасно!» — такими словами сегодня встретили корреспондента «БИЗНЕС Online» перед воротами полигона ТБО в Лаишевском районе, на котором вот уже трое суток не утихает пожар
«МЫ С УДОВОЛЬСТВИЕМ НАШАМАНИЛИ БЫ ТУТ ГРОЗУ»
«Отойдите на 500 метров! Тут опасно!» — такими словами сегодня встретили корреспондента «БИЗНЕС Online» перед воротами полигона ТБО в Лаишевском районе, на котором вот уже трое суток не утихает пожар. Первое сообщение о возгорании поступило 23 июня в 14:12, сегодня же спутать горящую свалку с чем-то другим сложно – на несколько километров вокруг от деревни Орел, где расположился полигон, чувствуется едкий дым горящего мусора, а землю застилает пелена копоти. Прибывшие ближе к эпицентру пожара очевидцы наблюдают столб белого дыма, поднимающего с горы мусора. Неустанно на территорию полигона заезжают грузовики с грунтом, которым пытаются затушить пожар, рядом с горой расположись три расчета МЧС.
Навстречу корреспонденту вышел руководитель исполнительного комитета Лаишевского района, председатель районного КЧС Михаил Фадеев, который лично руководит процессом ликвидации пожара. «Все организованно, всю ночь ребята работали, сейчас пока у нас пересменка. Вот-вот один гусеничный трактор дозаправится и наверх поднимется. Все засыпаем, потому что тут только засыпка спасет. А так уже если посмотрите, то дыма меньше», — попытался предвосхитить наши вопросы чиновник. По его словам, на полигон с 1999 года свозят ТБО со всего Лаишевского района — от Усад до Сокуров. Раньше таких серьезных пожаров не было. «Это в первый раз горит. Последние пожары, которые были в районе, – это горение торфа в Матюшино в 2010 году. Больше пожаров не было — ни лесных, никаких», — заверил Фадеев.
«Все организованно, всю ночь ребята работали, сейчас пока у нас пересменка. Вот-вот один гусеничный трактор дозаправится и наверх поднимется. Все засыпаем, потому что тут только засыпка спасет»
«О причинах тут уже не мы будем говорить, — продолжил глава местного райисполкома. – Здесь самовозгорание, потому что жара большая, солнце. Стекло могло как лупа действовать. Но это только мое личное предположение. Вторая возможная причина, что очаг откуда-то завезли. Но это не догма, только мое предположение». Беседу прервал гул вертолетных лопастей – прямо над головой пролетел вертолет МЧС с водосливным устройством. По словам Фадеева, воду для тушения берут прямо из Волги, а рейсы совершаются каждые 10 минут. Как показалось корреспонденту нашей газеты, частота полетов даже чаще, но толку мало.
«Если бы ветер был, то он быстрее это все разносил бы. А ветра фактически нет, 1–2 метра в секунду, поэтому он тут оседает. С другой стороны, пожар не будет распространяться из-за ветра, а так вроде ожидается дождь. МЧС сейчас прислало предупреждение, что будет дождь, гроза. Мы бы с удовольствием нашаманили тут грозу», — заметил Фадеев.
Спутать горящую свалку с чем-то другим сложно – на несколько километров вокруг от деревни Орел, где расположился полигон, чувствуется едкий дым горящего мусора, а по земле стелется смог
«ОТКРЫТЫЙ ОГОНЬ ВИДЕЛ! КТО ГОВОРИТ, ЧТО ЕГО НЕТ? НЕТ ДЫМА БЕЗ ОГНЯ!»
Чуть поодаль от главных ворот полигона дежурили обеспокоенные местные жители. Один из них, представившийся Маратом, подробно рассказал о происходящем. «Началось позавчера. Ночью позвонил сосед и говорит: „Дым, походу полигон горит“. Я выглянул и сам убедился, что действительно дым стоит. Поехал в эту сторону. Тут увидел, что все в дыму, несколько пожарных без воды, техники тяжелой нет. С первых часов несерьезно отнеслись к этой проблеме, недооценили. Может, умолчать хотели или своими силами справиться, я уж не знаю. Только сегодня ночью какая-то серьезная техника пошла. В 4 утра у них пересменка началась, и они свалили. Сейчас вот снова стали подъезжать. Если бы изначально отнеслись серьезно, то до такого бы не довели. Методично надо было. Тушишь, тушишь, а потом вдруг уезжаешь – это не дело. Здесь не должно быть перерывов. Они так и месяц могут тушить. Все же в Казань идет. В зародыше надо было тушить», — рассказал о своем видении ситуации местный житель деревни Орел. По словам местных жителей, деревня уже трое суток обходится без воды из-за усиленных работ по тушению свалки.
Очевидец своими глазами минувшей ночью видел столбы пламени, поднимающиеся над полигоном. «Конечно, и открытый огонь видел! Кто говорит, что его нет? Нет дыма без огня. Говорят, он на 40 метров вниз идет. Не знаю, правда или нет», — отметил собеседник. По его словам, действительно, раньше никаких проблем с этой свалкой не было – ни запаха, ни пожаров. «Единственное – разве что чаще мусорки стали ездить. Ну нам так показалось. Постоянно стал встречать их на дороге», — тут в беседу снова ворвался гул пролетающего над головой вертолета. – Вот что это? Он плюет по полведра!»
— Еще техника планируется? — поинтересовался местный житель у подошедшего Фадеева.
Михаил Афанасьев: «По первому звонку все поднимались, никто не отказался. Работаем единой командой. Информация прошла вовремя, работа сразу же началась»
— Да, да! Постоянно подходят, — отвечал чиновник. – Всего задействовано где-то... Вчера вот у нас 30 было, сейчас у нас около 17 единиц. У нас же еще наверху работают. Штаб работает под руководством главы Лаишевского района Михаила Афанасьева. Он как раз наверху, вместе с полковником Константином Чанышевым от МЧС.
Отметим, в нескольких метрах от главных ворот в лесу строительная техника методично выкапывала котлован, забирая грунт для тушения пожара. Там корреспондент «БИЗНЕС Online» встретил Михаила Афанасьева, который, судя по его виду, чуть ли не собственными руками тушил пожар, – глава района запыхался и вспотел. Еще вчера он был в Московской области на Сабантуе, а вернулся в район ночью и сразу же отправился на пожар.
По словам Фадеева, воду для тушения берут прямо из Волги, а рейсы совершаются каждые 10 минут
«По первому звонку все поднимались, никто не отказался. Работаем единой командой. Информация прошла вовремя, работа сразу же началась. Это же не типичный пожар, это свалка. Его очень сложно предсказать. Но самое страшное уже позади», — прокомментировал Афанасьев обстановку.
К беседе подключился и директор «Поволжской экологической компании», директор полигона ТБО Федор Леонтьев. Именно его фирма эксплуатирует горящий полигон. Он пояснил, что ежемесячные поступления мусора из района составляют порядка 8–10 тыс. кубометров, что довольно-таки немало. «Возгорание началось со свежесгруженного мусора. Там, может, окурок был. С этого все и началось, — порассуждал о причинах пожара директор ПЭКа. — Ситуацию усугубило то, что была достаточно жаркая погода и ветра на тот момент не было. Оперативно вызвали пожарных. До их приезда сотрудники полигона самостоятельно пытались тушить возгорание. Сейчас бригада МЧС работает в круглосуточном режиме. Пожар локализован, вглубь он не идет. Как вы видите, наблюдается тление на поверхности. Пересыпают, чтобы не было доступа кислорода, чтобы не было новых возгораний. Работа ведется достаточно эффективно, осталось только несколько незакрытых участков».
Федор Леонтьев опроверг домыслы местных жителей о 40-метровой глубине залегания пожара
«ВОТ КОГДА В ЗЕЛЕНОДОЛЬСКЕ ПОСТРОЯТ МУСОРОСЖИГАТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД...»
Леонтьев опроверг домыслы местных жителей о 40-метровой глубине залегания пожара. Высота горящей горы мусора составляет всего чуть более 10 метров, а сам полигон похож на слоеный пирог: слой мусора, слой грунта, слой мусора и так далее. Поэтому до такой глубины пожар разрастись точно не мог. Площадь всего полигона составляет порядка 6 гектаров.
— Все меры принимаются. Люди не спят, — продолжил Афанасьев.
— Утром Минниханов звонил в районе 7 утра, — добавил Фадеев. – А как уж без него!
— Когда планируется закрыть полигон ТБО? Сколько он еще просуществует? – под шум бульдозеров и заполненных землей самосвалов подключился к разговору другой местный житель Ислам.
— Это уже давняя свалка. Она пока в нормативах, объемов еще достаточно, и обслуживает пригородную зону, тут много поселений. Это организованная свалка, — отвечал глава района.
— Это понятно, но когда закрывать будут?
— Вот когда в Зеленодольске построят мусоросжигательный завод, то тогда, думаю, мы все закроем! – с улыбкой пообещал глава исполкома. А Леонтьев добавил, что этому полигону еще жить и жить – как раз сейчас ведутся работы по проектированию второй его очереди на примыкающей территории.
«ЕСЛИ СЕЙЧАС ТАКИМИ ТЕМПАМИ ПОЙДЕМ, ТО ЗНАЧИТЕЛЬНО ПРОДВИНЕМСЯ»
Подробнее о пожаре на полигоне ТБО рассказал через несколько минут подошедший начальник управления организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ ГУ МЧС РФ по РТ полковник внутренней службы Константин Чанышев. По его словам, сложность пожаров на свалках мусора заключается в том, что они распространяются глубоко в слоях. Традиционные методы тушения жидкими огнетушащими веществами эффекта, как правило, не дают. И в этих случаях основной принцип тушения – это изоляция мусора от кислорода, что достигается засыпкой минеральным грунтов. Для этого как раз на месте разработан карьер, добывается песок, после чего он в необходимом количестве самосвалами завозится на горящую свалку. А там уже – распределение строительной техникой, засыпка, тромбование.
«От нас задействовано от ГУ МЧС России по РТ 3 автоцистерны, боевым расчетом 12 человек, которые защищают строительную технику на случай, обеспечивают прикрытие водой. Работают у нас 14 самосвалов, обеспечиваем 1 тысяча тонн грунта в час, а на это нужно 10 самосвалов, то есть всего хватает. Бульдозеры есть в наличии, плюс еще вертолет», — отметил Чанышев. По его словам, площадь открытого горения составляет примерно 150 кв. м, что куда меньше по сравнению с 600 кв. м, которые были вчера. Сейчас остается тление – около 1,5 тыс. кв. м примерно на глубине 1,5 метров.
«За последние два дня вертолет Ка-32 МЧС России с водосливным устройством емкостью 5 тонн провел почти 40 сбросов воды»
«Если учесть динамику по сравнению со вчерашним днем, то мы площадь открытого горения сократили в 3 раза, а тления на 10–20 процентов. Это самое сложное – прекратить тление. Если сейчас такими темпами пойдем, то значительно продвинемся. К вечеру уже будет видно», — воздержался от прогнозов тушения представитель МЧС.
Тем временем огонь продолжает пробиваться наружу едва заметными языками, охватывая все новые и новые груды мусора. Поливающий речной водой сверху вертолет лишь на время дает остыть пожарищу. К моменту его второго захода огонь то и дело снова выходит наружу. И вся эта картина дополняется едким дымом, который легкими порывами ветра затягивает в сторону Казани. Между тем деревня Орел – то самое место, где планируется открыть настоящий VIP-санаторий. Об этих планах компании «ТАИФ» стало известно в 2006 году. Ради этого федеральные земли лесного фонда площадью 259 га, входившие когда-то в состав Матюшинского лесничества, были включены в территорию Орловского сельского поселения, а затем участок с кадастровым номером 16:24:260201:3339 арендовал ТАИФ. Предполагаемая стоимость проекта, который когда-то назвали «Волжским Артеком», а теперь просто «Орлом», свыше 10 млрд рублей. Местные жители резко протестуют: участок леса, куда они привыкли ходить за дарами природы, теперь огорожен 3-метровым забором.
По последним данным от ГУ МЧС по РТ, 2,5 тыс. кв. м. уже засыпаны землей. За последние два дня вертолет Ка-32 МЧС России с водосливным устройством емкостью 5 тонн провел почти 40 сбросов воды. Сегодня на месте горения ТБО работают 5 пожарных автоцистерн, 14 самосвалов, 3 трактора, 4 бульдозера, поданы 7 стволов РСК-50. За сутки для ликвидации привлечено всего 70 человек и 48 единиц техники, в том числе от МЧС России 19 человек и 7 единиц техники.
Пожары на полигонах ТБО не редкость для летнего времени года. С подъемом столбика термометра сообщения о пожарах на свалках начали поступать со всех сторон
С НАСТУПЛЕНИЕМ ЖАРЫ СВАЛКИ ЗАПОЛЫХАЛИ ОДНА ЗА ДРУГОЙ
Пожары на полигонах ТБО не редкость для летнего времени года. С ростом столбика термометра сообщения о пожарах на свалках начали поступать со всех сторон — накануне заполыхал полигон в Рязани. Сотрудники ГУ МЧС России по Рязанской области боролись с огнем с раннего утра до позднего вечера, для тушения были привлечены 14 единиц техники в том числе 2 автоцистерны, 5 бульдозеров, 5 самосвалов,1 экскаватор, 1 поливомоечная машина. По данным мониторинга экологической лаборатории превышения, ПДК в воздухе не выявлено.
Несколько дней огнеборцы не могли потушить пожар на свалке в Волгоградской области — сообщения о возгорании отходов появились 20 июня в городе Михайловка, огромные клубы дыма были видны с трассы Москва – Волгоград, по которой в город-герой ехали многочисленные футбольные болельщики.
Почти в течение месяца коммунальные службы тушили пожар на мусорном полигоне недалеко от жилых домов в пригороде Саратова. Площадь пожара, который начался 3 июня, превысила несколько гектаров — горели сразу два мусорных полигона. Один удалось быстро потушить, второй горел на протяжении двух недель. На пожар приезжал губернатор Валерий Радаев.
В контексте этих событий невозможно не упомянуть о пожаре на Самосыровской свалке, который чем-то напоминает сегодняшнее «тление мусора» в Лаишевском районе. Весной 2008 года больше недели тушили пожар на главной мусорной куче Казани. Изначально площадь очага возгорания составляла около 3 тыс. кв. метров, после чего из-за ветра огонь распространился вплоть до 10 тыс. кв. м, а тление проходило на большей части свалки. Основной способ, применяемый тогда, как и сегодня, – засыпка пожара грунтом. Причина, по которой, как спичка, вспыхнуло Самосырово – неправильное складирование отходов: слои мусора плохо присыпались землей, и из-за выделенного метана при нагревании на весеннем солнце произошло самовозгорание.
«ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ О ТОМ, ЧТО ПРИЧИНА ПОЖАРА — ПОДЖОГ СО СТОРОНЫ СТОРОННИКОВ СТРОИТЕЛЬСТВА МСЗ, — БРЕД»
«БИЗНЕС Online» обратился к экспертам за объяснениями причин пожара на полигоне в Лаишевском районе.
Николай Атласов — генеральный директор ООО «ПромИндустрия»:
— В жизни полигонов наступил пожароопасный период: мусор, который складируется не по технологии, имеет свойство возгораться, поэтому, я думаю, у этого пожара естественная причина. По технологии мусор сначала должен проходить сортировку, чтобы убрать все полезные фракции — бумагу и полиэтилен, они же и являются самыми горючими фракциями. Вместе с органическими отходами, которые начинают преть и выделять газ метан, эти фракции вспыхивают от любого маленького стеклышка, которое как лупа воспламеняет их. Дальше происходит то, что мы видим.
Поступившие на полигон отходы надо сразу же закрывать слоем грунта — песком или глиной по принципу слоеного пирога: слой отходов, слой грунта, чтобы исключить попадание кислорода в эту пожароопасную массу. Если же мусоровоз вывалил мусор и сразу же не была произведена его пересыпка грунтом, начинается процесс брожения и выделения метана. Если площадь возгорания очень большая, то мусор на всей площадке горения не был пересыпан.
Технологии не соблюдаются либо когда присутствуют некомпетентные сотрудники, которые не имеют управлять процессами, либо есть желание сэкономить на технологиях. Грунт для пересыпки надо откуда-то привезти, потратиться на работу самосвалов, купить на карьере грунт. Проще же взять, выкинуть — и не нужно использовать технику, за пересыпку мусора никто деньги не оплатит.
Последствия от этого пожара для окружающей среды и здоровья граждан будут самыми негативными — сортировка мусора на наших полигонах не развита, туда сваливают и особо опасные отходы — и ртутные лампы, и батарейки, поэтому с этим дымом выходит вся таблица Менделеева, но не в виде витаминов, а в виде отравляющих веществ, которые пагубно влияют на здоровье и окружающую среду.
Ольга Гудимова — директор ООО «Поволжская экологическая компания»:
— Все технологии захоронения отходов нашей компанией были соблюдены, за много лет существования полигона ни одного ЧП не возникало. Это возгорание началось на так называемой рабочей карте — это участок, куда доставляется свежий мусор, после чего его разравнивает трактор для формирования однородного слоя, а уже затем он засыпается грунтом. Слой мусора еще не достиг определенной толщины, и поэтому он еще находится в работе. На него привезли мусор, в котором содержался тлеющий отход — что-то горящее, или окурок попал. Это естественно, в такую погоду стекло имеет особенность самоподжигать мусор, но обычно такие вспышки тушат на маленьких участках горения. И на всех полигонах установлена система пожаротушения, но своими силами не удалось побороть огонь, поэтому вызвали спецслужбы.
Пожары случаются практически на всех полигонах, это невозможно проконтролировать: едет большая машина с мусором, внутри есть окурок, мусор выгружается, при жаркой погоде начинается возгорания. Если рядом большая кипа бумажных или деревянных отходов, начинается быстрое возгорание.
Сейчас нам сначала надо оценить масштаб ущерба — будет хорошо, если отстоим имущество, которое обслуживает полигон, — это здание обслуживающего комплекса, охраны, офисные помещения.
Предположения о том, что причина пожара — поджог со стороны сторонников строительства МСЗ, — бред. Если бы им был нужен пожар, зачем его устраивать в выходные дни во время Сабантуя и чемпионата мира по футболу?
Большая просьба ко всем жителям быть осторожнее с выносимым мусором.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 237
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.