Дэвид Сэнсан многие годы поддерживает казанский «Рубин», к примеру, ведёт в социальных сетях посвященные клубу аккаунты Дэвид Сэнсан многие годы поддерживает казанский «Рубин», к примеру, ведет в социальных сетях посвященные клубу аккаунты Фото: Динар Ахметзянов

«БУДЬ ОСТОРОЖЕН»

Для Дэвида Сэнсана это третий день в Казани. На нем обычная футболка, а не форма сборной Англии, и под ней скрыт бейдж Fan ID. Дэвид смотрит на YouTube сцену из фильма Гая Ричи «Меч короля Артура» — ту, где главный герой рассказывает о своем знакомстве с викингами. Перед английским болельщиком «Рубина» стоит задача определить, у кого из персонажей самый чистый британский акцент. «Главный герой пытается изобразить британский акцент, но у него ничего не получается, — отметил Дэвид. — А вот другой актер, который постарше, уже говорит как англичанин». Недавно Дэвид устроил себе экскурсию по центру Казани с австралийскими болельщиками. В этом случае разница с произношении ощущалась ещё сильнее. «Если я хочу сказать Hello, я просто скажу „Хэло“. Австралиец же произнесет так: „Халооуу“», — объяснил он.

Дэвид достаточно популярен среди людей, которые следят за «Рубином». Он живет в пригороде Лондона и начал следить за казанской командой в 15–16 лет — примерно в то время, когда «Рубин» играл с «Барселоной». Сначала он играл за казанцев на приставке, затем стал смотреть матчи в прямом эфире и искать записи старых игр. Интерес к российскому футболу перерос в интерес к российской культуре. «В январе я стал ходить на курсы русского языка», — сообщил Дэвид. Он занимался с учителем из Кирова, занятия проходили один раз в неделю, в Лондоне. Последний урок был как раз перед началом ЧМ, так что Дэвид прибыл в Казань с базовыми знаниями языка. Дэвиду помогло и общение во «ВКонтакте» и «Твиттере», чтение постов на русском. «У меня большой словарный запас, но говорить и воспринимать чужую речь пока получается плохо. Когда вы говорите на русском, я многого не понимаю — для меня это слишком быстро», — объясняет он.

Болельщик поселился в квартире на севере города, в «настоящей России», которая недоступна иностранцам. Там, по мнению Дэвида, не самые лучшие дороги, но больше всего его удивило не это: «Я прилетел в Казань в три утра. Солнце уже взошло, и было очень светло. Никак не ожидал такого. К этому еще нужно привыкнуть».

Перед визитом в Россию родственники и друзья предупреждали Дэвида: «Будь осторожен». Они считали, что в России могут повториться беспорядки Марселя на чемпионате Европы-2016 между российскими и английскими болельщиками, которые плотно освещались в британских СМИ. «BBC выпустил большой документальный фильм по этому поводу, газеты также освещали беспорядки. Шокирующее фото, шокирующий заголовок — этого достаточно для того, чтобы люди обратили внимание», — рассказывает Дэвид. Он объясняет популярность таблоидов в Англии так: «Газеты Daily Mail и The Sun популярны среди людей, у которых маленькие зарплаты, среди рабочего класса. Если говорить конкретно о The Sun, то это издание не настолько популярно. Там обвинили болельщиков „Ливерпуля“ в трагедии на „Хиллсборо“ (давка в 1989 году во время матча между „Нотингемом“ и „Ливерпулем“ прим. ред.), и теперь в Ливерпуле нигде не найти The Sun. Такие газеты продолжают выпускать сенсационные истории, не только про российских, но и про британских политиков, но люди реагируют на них уже не так, как раньше. Таблоиды становятся менее популярными, и мне кажется, что это хорошо».

Как говорит Дэвид, перед ЧМ в Британии активно освещали «дело Скрипалей». «Думаю, в России про это говорили не так часто», — отметил болельщик. Когда ему сказали, что нет, на российском телевидении этому тоже уделили много внимания, Дэвид сказал: «Уверен, россияне понимают, что это вражда между политиками. Британские политики конфликтуют с российскими, не британский народ с российским».

«ВЫ БЫ ПОНЯЛИ, ЧТО Я АНГЛИЧАНИН?»

Казань не попала в политические новости, и здесь не будет играть сборная Англии. Но Дэвид выбрал наш город потому, что ему хотелось встретиться с друзьями, с которыми ранее он мог только общаться через интернет, да и игра своей национальной команды не вызывает у него особых эмоций: «Я не считаю, что за сборной Англии интересно наблюдать. Я попаду на их матч в Москве, только если они займут второе место в группе». Так и получилось: Англия со второго места вышла на Колумбию в 1/8 финала. 

Самое главное открытие в Казани для Дэвида — цены. «Когда я только приехал сюда, очень хотел пить. Начал думать, можно ли пить воду из-под крана. В Англии, например, можно, а здесь я был не уверен. Отправил сообщение другу. Он ответил, что нельзя. Тогда я решил купить воды. Оказалось, что она очень дешевая — где-то 50 рублей за бутылку. А в Англии она стоила бы около 120 рублей. Недавно мы с друзьями поели шашлык с шаурмой, и это обошлось нам в 160 рублей. Очень дешево».

В Англии, по его словам, тоже есть аналог шаурмы, только туда кладут баранину, картофельные чипсы и чилийский соус. «Еще я пробовал татарскую еду, — добавил Дэвид. — Губадию, ечпомак. Губадия была не очень на вид, зато очень вкусная». Один поход в магазин в Британии обходится Сэнсану в 80–100 фунтов. Это когда закупаешься по полной, на одну — две недели. «Что можно купить на эти деньги в России?» — вопрос от Дэвида. Ему ответили, что можно запастись продуктами на целый месяц.

«Да, в Англии жить очень дорого, — признает Дэвид. — Сейчас я живу с родителями, потому что не могу позволить себе купить свое первое жилье. Двухкомнатная квартира обойдется мне в 270 тысяч фунтов. Это если брать жилье в 30 километрах от Лондона». В самом устройстве Казани, в том числе спальных районов, англичанина удивил простор: «У вас стоит один дом, затем пустота, еще один дом. В Англии у нас дом, дом, дом, все находится в тесноте». Также Дэвиду понравилось, что в городе нет закрытых зон. «В Лондоне есть зона, где для проезда нужно заплатить 5 фунтов. Цена зависит от самой машины. Если у тебя электрокар, все бесплатно. А если твоя машина устарела, цена становится выше».

«Если бы вы увидели меня на улице, вы бы поняли, что я англичанин?» — спрашивает Дэвид. Скорее всего, нет. «Когда я прогуливался рядом с университетом (кстати, он очень красивый), задумывался, кем считают меня прохожие. Может быть, я для них француз? Или немец? Пока с тобой не заговорят, ответить на этот вопрос сложно».

Встречный вопрос: «Какие стереотипы о России есть у британцев?» Дэвид говорит, что последние стереотипы связаны с новостями о Скрипалях и футбольных болельщиках. «Конечно, мы знаем о русской водке. Медведи? Никогда не слышал о медведях на улицах в России. Скорее всего, этот стереотип существует только в ваших головах. Может, об этом любят говорить только американцы. Если говорить о серьезных лицах у русских, то да, согласен. Я заметил, что мужчины здесь более серьезные, чем женщины. Молодые люди расслаблены, ходят в наушниках, слушают музыку, меньше загружены. Но могу сказать, что в Лондоне такая же ситуация. Люди там не общаются друг с другом. Но на севере Англии все по-другому — там люди улыбаются».