«Зловонный скандал», нараставший в Заинске последние несколько недель, накануне перешел в новую стадию. Возмущенные граждане в режиме видеоконференции поведали о наболевшем Альберту Хабирову «Зловонный скандал», нараставший в Заинске последние несколько недель, накануне перешел в новую стадию: возмущенные граждане в режиме видеоконференции поведали о наболевшем Альберту Хабирову Фото: Олег Спиридонов

 «МЫ ХОТИМ, ЧТОБЫ НАШИ ДЕТИ РОСЛИ ЗДЕСЬ В ЗДОРОВОЙ АТМОСФЕРЕ, КАК РАНЬШЕ»

«Зловонный скандал», нараставший в Заинске, накануне перешел в новую стадию. Возмущенные граждане в режиме видеоконференции поведали о наболевшем казанскому межрайонному природоохранному прокурору Альберту Хабирову. Приему предшествовало часовое ожидание в соседней аудитории, во время которого участники конфликта смогли поговорить начистоту.

Когда корреспондент «БИЗНЕС Online» прибыла на место, беседа уже велась на повышенных тонах. Жители высказывали свои опасения, предположения и претензии по поводу невыносимого запаха, а представители «Заинского сахара» тщетно отбивались. Под подозрение снова попали злополучные поля фильтрации, которые, по мнению горожан, и являются причиной всех бед. «Мы принимаем свеклу с полей — она, естественно, вся загрязненная, — пытался объяснить технологию инженер завода „Заинский сахар“ Николай Бусургин. — Мы ее моем водой. Сточную воду с землей мы скачиваем на поля фильтрации, где у нас два отстойника, в которых эта земля оседает, а вода расходится. На данный момент мы чистим эти отстойники, больше никаких работ там не проводится. И свеклу мы туда не вывозим». «Но запах-то оттуда!» — слышались крики из зала.


Если долго вслушиваться в спор горожан с представителями сахарного завода, начинает казаться, что они живут в двух разных Заинсках. Так, на предприятии утверждали, что чистят отстойники с 7 утра до 7 вечера, в то время как горожане замечали запах только после 8 вечера. На заводе уверяли, что уже 52 года проводят подобные работы в одно и то же время — с мая по август, а жители настаивали: попахивает даже зимой. Довольно скоро разговор начал уходить в сторону, люди стали вспоминать другие проблемы вроде заросшего водохранилища ГРЭС и загадочной гибели рыбы.

Женщина на костылях, стоявшая у президиума и активнее всех критиковавшая «Заинский сахар», вдруг со слезами прокричала: «Мать троих детей, старший ребенок — 4 года, онкобольной. Она для этого, что ли, их рожала?! Недавно, месяц назад, пацан, у которого рак крови, умер. Для этого она его рожала, что ли?» Никто ничего не понял, но на несколько секунд в зале повисла тишина. «У меня онкология легких. Я не говорю, что именно от этого, но это все срослось как-то», — сказал с места Геннадий Леонидович, мужчина лет 50. Как он отметил позже, рак первой стадии у него обнаружили в прошлом году. «Раньше здесь был зеленый, тихий город, — вступила в разговор женщина у президиума. — Все работали, все было хорошо, с экологией все замечательно было». «Мы и сейчас точно так же живем», — заметил Бусургин. «Это моя родина, я здесь родилась, и я обожаю свой город, — продолжала Татьяна. — К вам как к людям у меня нет претензий. Мы хотим, чтобы наши дети росли здесь в здоровой атмосфере, как раньше».

«Я, ЧЕСТНО ГОВОРЯ, ЗНАЮ СВОЙ ЗАПАХ»

На встрече с разгневанными жителями присутствовал и директор по производству «Завода Техно» Сергей Шабалин. К компании, производящей стекловату, горожане всегда относились с подозрением и не раз приписывали ей всевозможные зловония и смог. «Досталось» предприятию и на этот раз: часть собравшихся обвинила его в ночных выбросах отходов. Шабалин ответил, что завод работает круглосуточно и никакой разницы между днем и ночью здесь нет.

«Я, честно говоря, знаю свой запах, своего предприятия, — сказал он. — Любое производственное предприятие имеет свой запах. Я работаю в производстве 18,5 лет — это довольно-таки много. Именно в производстве минеральной ваты. До этого я очень долго был металлургом — металлургия, поверьте мне, производство намного вреднее, чем здесь. На нашем заводе прошли две или три проверки Росприроднадзора. Нарушений выявлено не было, но мы все равно провели ряд мероприятий: если по регламенту положено раз в 10 дней фильтры менять, то мы стали их менять раз в 4 дня. Возможно, сказывается нынешняя жара, но в городе и правда присутствует запах, который никак не относится к нам.... Это тление органических веществ. У нас каменный материал и неорганика».

«А фенол в воздухе откуда нашли? Превышение нормативов, заключение Роспотребнадзора», — сказала Татьяна. «Я интернету не верю. Вы почитайте техническую литературу: какие испарения бывают от асфальта при температуре свыше 25 градусов?» — парировал директор по производству «Завода Техно». «Если все такие белые и пушистые, значит, вокруг Заинска трупы воняют?!» — заключила Татьяна. Еще немного порассуждав о «Заводе Техно» как образце европейского стандарта, Шабалин пообещал, что донесет мнение жителей до своего руководства. Он также обратил внимание, что никто ничего не говорит про ГРЭС и представителей станции нет на встрече.

«А ГРЭС нас и так всю жизнь травит», — горько усмехнулся Геннадий Леонидович.

Николай Нифатов сообщил, что позавчера работы по очистке от иловых отложений на полях фильтрации сахарного завода были приостановленыФото: Олег Спиридонов

«А С ХЕШТЕГОМ В СОЦСЕТЯХ НЕ ВЫ В ПРОТИВОГАЗЕ ФОТОГРАФИРОВАЛИСЬ?»

Несмотря на все объяснения и заверения «Заинского сахара», чутье не обмануло жителей — запах и правда все это время шел с полей фильтрации. Об этом в ходе видеоконференции заявила замруководителя управления Росприроднадзора по РТ Лилия Гайнутдинова. «Пробы показали превышение над полями фильтрации фенола, — сказала она. — Также было выявлено несколько загрязняющих веществ, которые были не занормированы. Сейчас над этим вопросом работаем. Трудимся над технологией очистки этих отстойников — технологического регламента, насколько я понимаю, на данный момент нет. Вопросы стояли и по соседнему предприятию — „Заводу Техно“, однако отборы проб показали, что над ним все чисто».

В ходе недавнего совещания с участием замминистра экологии РТ Фаяза Шакирова и представителей районной администрации открылся удивительный факт: когда техника перестает ворошить содержимое полей фильтрации, запах начинает утихать. Гайнутдинова добавила, что в следующем году для успокоения жителей и «Завод Техно», и «Заинский сахар» ждет плановая проверка Росприроднадзора. Пока же предприятиям выданы предостережения о недопущении превышения нормативов выбросов в атмосферный воздух. Хабиров, в свою очередь, пригрозил уже внеплановой прокурорской проверкой в случае, если кто-то нарушит федеральное законодательство.

Заместитель руководителя по инфраструктурному развитию Заинского муниципального района Николай Нифатов сообщил, что позавчера работы по очистке от иловых отложений на полях фильтрации сахарного завода были приостановлены. Следующие три-четыре дня уйдут на исследования воздуха с участием специалистов Роспотребнадзора. По результатам анализов будут приняты решения об использовании тех или иных реагентов на полях фильтрации.

Хоть тайна ужасного запаха раскрылась, понять, что же именно пошло не так на «Заинском сахаре», по-прежнему сложно. За последние два года завод потратил на модернизацию в общей сложности миллиард рублей — построил цех сушки жома, склад сухого жома, ввел в эксплуатацию радиальный отстойник, пруд-охладитель, реконструировал кагатное поле. В 2017 году на заводе переработали 1,4 млн т сахарной свеклы, что на 500 тыс. т больше, чем годом ранее. До 2021 года на предприятии планируют освоить еще 2,2 млрд рублей.

Поскольку догадки жителей подтвердились, конференция закончилась на скупых обещаниях еще немного потерпеть, пока уполномоченные лица не найдут решение зловонной проблемы Поскольку догадки жителей подтвердились, конференция закончилась на скупых обещаниях еще немного потерпеть, пока уполномоченные лица не найдут решение зловонной проблемы Фото: zainsk.tatarstan.ru

Возникает вопрос, почему такой острой проблемы с запахом не возникало раньше. Среди жителей, напомним, популярностью пользуется версия о том, что в прошлом году было собран большой урожай свеклы, который не успели переработать. «Лишние» корнеплоды якобы попросту вывезли на территорию иловых полей очистных сооружений, едва присыпав землей. В итоге, разоложившись за зиму и весну, органика начала вонять с наступлением жары. 

«Сергей Александрович, скажите, а с хештегом в соцсетях не вы в противогазе фотографировались?» — в шутку спросил прокурор у Сергея Ерохина, которого активисты выбрали для общения по видеосвязи. Ерохин ответил, что это не он, да и вообще он совершенно спонтанно записался на прием. Хабиров кивнул и через минуту уже отвечал на вопрос об онкологии, которая якобы развивается от вредных выбросов заинских заводов.

«У нас достаточно много бывает таких обращений: гражданин говорит, что из-за работы такого-то предприятия у него ухудшается состояние здоровья, — сказал он. — Здесь нужна комплексная судебно-медицинская экспертиза. На наши запросы районная ЦРБ или органы Роспотребнадзора еще ни разу не дали ответ, что существует причинно-следственная связь между заболеванием конкретного гражданина и деятельностью конкретного предприятия».

Поскольку догадки жителей подтвердились, конференция закончилась на призывах еще немного потерпеть, пока уполномоченные лица не найдут решение зловонной проблемы. «Мы надеемся, что этот запах уйдет от вас», — сказал прокурор.