«ТАК ДЕЛА ОБСТОЯТ СЕЙЧАС ПО ВСЕЙ РОССИИ»

В челнинских соцсетях всплыл сюжет немецкой общественной телерадиокомпании Deutsche Welle, посвященный жизни гаражных кооперативов автограда и процветающему в них теневому бизнесу. Материал был отснят еще два года назад, однако из недр YouTube в широкое интернет-пространство был вытянут лишь на днях пользователем «ВКонтакте» Михаилом Давыдовым. Сюжет носит название «Putin's plans to tax the Garazhniki» («Планы Путина по налогу для гаражников») и, можно сказать, вкладывает новый смысл в репутацию моногорода. По крайней мере, в нем Челны предстают действительно как безналоговая зона.

Снят 6-минутный репортаж на английском языке. Основными действующими лицами выступают председатель потребительского гаражно-строительного общества «Гренада» Екатерина Ермакова и занимающийся в гаражах бизнесом по ремонту машин челнинец Валерий. Но сначала авторы телесюжета передают местный колорит. Оказывается, в гаражах есть и целые коллективы рок-музыкантов, и закройщики, и центры утилизации. А после работы (или даже в ее процессе) гаражники не прочь выпить по рюмашке.

Зрителям рассказывают о том, что Челны — это город с полумиллионным населением, расположенный в более чем тысяче километров от Москвы. При этом закадровый голос утверждает, что «большая часть мужского населения собирается здесь вместе» и гаражи — это место, «где они частично живут». Председателя-женщину обитатели гаражей прозвали Екатериной Великой, царствует в ПГСО она уже 20 лет. «Здесь, в таких вот местах, у каждого работника свой мир и своя жизнь. Я их всех знаю лично, и они меня тоже знают», — говорит на камеру повелительница гаражей.

Далее в кадре появляется «мастер-механик высокого спроса Валерий», занимающийся ремонтом машин. «Мои клиенты — русские, — на всякий случай заявляет немцам Валерий. — Цены приемлемы. Здесь мне не нужно платить бешеные налоги. Клиенты приходят, потому что сервис уже проверен на своем опыте, никто другой лучше не реализует то, что им нужно, по крайней мере, за такие цены, какие мы предлагаем». «В этих рабочих автосервисах все советские машины хорошо ремонтируются, — вновь включается голос за кадром. — Настройка идет рука об руку с восстановлением. Клиенты говорят Валерию, что они хотели бы сделать со своей старой машиной, и он выполняет».

Как выясняется из репортажа, мастер на все руки арендует два гаража, причем у него есть и свои работники. Валерий — настоящий универсал, берется за любую работу. При этом, как поделился мужчина, он все же зарегистрирован как владелец небольшого бизнеса. «Настолько законно, насколько только можно — наличные деньги в руки и без всяких счетов. Вот, наверное, почему он хочет оставаться в тени», — делает выводы немецкий журналист.

Арендаторы и владельцы других двух тысяч объектов в «Гренаде» работают по такому же принципу Арендаторы и владельцы других двух тысяч объектов в «Гренаде» работают по такому же принципу Фото: Олег Спиридонов

Арендаторы и владельцы других 2 тыс. объектов в «Гренаде» работают по такому же принципу. Ермакова говорит, что, даже если кто-то внезапно захочет легально зарегистрировать свой объект, ему придется платить гораздо больше денег за аренду, пожарную безопасность и за все налоги. «Если бы Путин заставил своих руководителей платить налоги, то наши руководители бы тоже платили и все гаражники начали бы выходить из тени», — рубит правду-матку иностранцам Ермакова.

В заключение автор ролика констатирует, что так дела обстоят сейчас по всей России. «Президент Владимир Путин наконец осознал, что необходимо срочно поставить под контроль незарегистрированные предприятия и приказал провести тотальный пересмотр и реконструкцию непонятных и чрезмерно сложных систем налогообложения и сертификации для малых предприятий. Но этого может быть недостаточно, чтобы превратить теневую экономику в открытую. По крайне мере, до тех пор, пока у россиян не будет реальной уверенности в их государстве», — закачивает свой репортаж Deutsche Welle.

Надо отметить, что Давыдов, выложивший телесюжет в соцсеть, очень оскорбился его содержанием. «Вот так немецкий канал выставил Челны на всю европейскую аудиторию, — прокомментировал он. — Не спорю, показана правда, но эта правда лишь малая часть целого. Разве это и есть лицо нашего города? Разве так живет большинство? Ощущение после просмотра, что у нас какое-то убитое нищенское гетто. Обратите внимание, нет ни одного красивого кадра, время съемок выбрано максимально унылое, даже общие планы выглядят плохо, ни одного современного здания в кадре, так все показано, что кругом одна разруха, все работают вчерную по гаражам, даже автомобили чинят сплошь уазики и абстрактный автохлам неизвестных годов».

Под постом размещен опрос для пользователей: «Вы согласны с Deutsche Welle?» 43% проголосовавших считают, что жизнь в Челнах именно такая, какой она показана в сюжете, 48% — что город намного лучше, а «немцы сняли чернуху», остальные сообщили, что не местные. Всего в опросе приняли участие более 750 человек.

УКРАИНСКИЙ СЛЕД, ПОЛИТИЧЕСКОЕ ШОУ И «КРОВАВЫЙ КАРЛИК»

Deutsche Welle («Немецкая волна») — международная общественная телерадиокомпания, вещающая через спутниковое телевидение и интернет почти на всех континентах и имеющая свой филиал в России в том числе. ТРК является одним из четырех общенациональных общественных вещателей Германии. Финансируется за счет вещательного налога, собираемого со всех владельцев радиоприемников и телевизоров.

В свете опубликованного репортажа о Челнах любопытно будет вспомнить недавний скандал, произошедший с телеканалом. Буквально несколько недель назад МИД РФ направило официальный запрос немецкому изданию «в связи с платным продвижением оскорбительных материалов о России». Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова сообщила о том, что в социальных сетях были опубликованы скриншоты из аккаунта издания в «Твиттере», где ссылки на материалы о России помечены как реклама. «То есть за деньги продвигается оценочное мнение, абсолютно, извините меня, бредовое и оскорбительное в отношении России, — обратила внимание она. — И речь идет о СМИ ФРГ, которое поддерживается государством. Но ведь именно Россия обвиняется в том, что ее СМИ за деньги продвигают некую политическую рекламу, а на основе этого устраивается огромное политическое шоу».

Собственно, причиной такого беспокойства дипломатов явился опубликованный 5 июня анонс интервью с двоюродной сестрой украинского режиссера Олега Сенцова, задержанного российскими правоохранителями в Крыму по подозрению в терроризме. В 2015 году Сенцова приговорили к 20 годам колонии строгого режима по обвинению в организации диверсионной группы «Правого сектора» (запрещена в РФ прим. ред.) и проведении террористических актов на территории Крыма. В интервью родственница Сенцова рассказала ведущей телеканала Жанне Немцовой (дочь политика Бориса Немцова) о том, что Владимир Путин может испытывать неприязнь к Сенцову за то, что тот называл его «кровавым карликом». В Deutsche Welle не согласились с оценками МИДа и сообщили, что публикация была «лишь анонсом одного из интервью программы на русском языке, и не более», а анонсирование своих публикаций в соцсетях является «обычным делом».

Однако ответ, похоже, не удовлетворил правительство. 29 июня член комиссии Совета Федерации по информационной политике Игорь Морозов заявил, что комиссия обратится в контрольные органы с предложением о проведении проверки деятельности Deutsche Welle на предмет соответствия российскому законодательству, и в случае нарушений лицензия на вещание «Немецкой волны» в России может быть отозвана.

Что же до челнинской съемки, то в ПГСО уже в курсе о том, что «Гренада» попала на YouTube. «Екатерина Великая» свой дебют на экране, правда, еще не видела. Как рассказала «БИЗНЕС Online» Ермакова, поздней осенью к ним пришла девушка по имени Наташа, сказала, что русская, но является гражданкой Германии. «Попросилась пройти по людям, которые могут делать что-то необычное. Мы зашли к Саньку, который из ерунды инструменты собирает, потом к Радику зашли — он для Казани сувениры делает: барса делал для Минниханова, Эйфелеву башню на заказ. Володька дизайнерские диваны делает. А потом через неделю она пришла с пареньком и попросила разрешения, чтоб и он мне вопросы задал», — объяснила детали той съемки Ермакова.

На вопрос, почему из всех гаражных обществ было выбрано именно это, Екатерина Михайловна сказала, что приехала Наташа по чьей-то рекомендации. А кроме того, «Гренада» считается лучшим гаражным обществом в городе. Во-первых, оно самое большое. Во-вторых, с документами все в порядке. Если в других обществах земля в аренде, то тут все собственники.

Правда, с формулировкой «теневой бизнес» Ермакова совершенно не согласна. «У нас бизнес не теневой. Мы и свидетельства показывали. И Саша зарегистрированный, и у Володи ИП. Даже у перекупщиков ИП. Есть и ООО-шки. Кто-то даже юридический адрес на гараж оформил, а сам работает в другом месте. Так что государству все отчисляется как положено. У меня здесь теневого бизнеса по пальцам можно посчитать. Но это все так — мелочевка. Я не всем разрешаю здесь работать», — пояснила женщина.

«Гренада» считается самым лучшим гаражным обществом в городе. Во-первых, оно самое большое. Во-вторых, с документами все в порядке «Гренада» считается лучшим гаражным обществом в городе. Во-первых, оно самое большое. Во-вторых, с документами все в порядке Фото: Олег Спиридонов

«НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ У НАС В СТРАНЕ ВЫНЕСТИ ПРОСТО НЕВОЗМОЖНО»

Говоря о «планах Путина», немецкий канал, вероятно, подразумевал заявление президента России двухлетней давности. Тогда на одном из совещаний в Кремле Владимир Владимирович попросил «серьезных людей в очках» подумать о том, как заставить 30 млн россиян выйти из теневой экономики. Такую цифру президенту якобы доложили со ссылкой на данные РАНХиГС. Оборот теневого сектора страны составляет 33,6 трлн рублей, или 39% от ВВП. Тогда же российский лидер поручил определить правовой статус самозанятых граждан и сформировать для них комфортный налоговый режим. Пока разрабатывался новый механизм, минфин освободил самозанятых от НДФЛ на 2017–2018 годы. От налогов освободили три категории самозанятых россиян: домработниц, сиделок и репетиторов. Однако эта категория в число так называемых гаражников и не входила.

По мнению Фарида Башарова, гендиректора челнинской ТПП, оценка доли челнинского теневого бизнеса не сильно отличается от общероссийской. Он считает, что речь идет об уровне в 30%, хотя специального анализа никто не проводил, да это, по его мнению, и нереально, ведь для этого потребовалось бы обойти 300 кв. километров.

«Понятно, что предприятия, которые находятся в первых рядах, все равно на виду, и ими никто особо не занимается, но деятельность тех, что находятся в глубинке, в таких вот как ПГСО „Гренада“ или аналогичных ГСК, вообще не поддается учету», — сказал Башаров.

Глава ТПП считает, что рано или поздно легализация бизнеса коснется и подобных «гетто». Но для этого нужна стабильность законодательства, чтобы законы не менялись каждый год. И кроме этого у большой части общества не сформировано еще понимание того, что если ты живешь в государстве, то его тоже нужно поддерживать, потому что тебя защищают, ты пользуешься благами. У людей есть недоверие к государству, к институтам государственной власти, особенно в свете новой пенсионной реформы. При этом Башаров убежден, что бороться с подобными теневыми формами предпринимательства не нужно, а, напротив, необходимо создавать условия, чтобы людям было выгодно выйти из своего подземелья, чтобы люди знали, что у них и пенсия будет, когда они будут работать вбелую. «Любой гражданин, проживающий на данной территории, должен быть заинтересован в том, чтобы государство было сильным, чтобы оно было справедливым по отношению к своим гражданам и способствовало их развитию. Сейчас этого нет», — заключил Башаров.

Елена Машкова, директор центра маркетинговых исследований и аналитики, тоже считает, что доля нелегального бизнеса в Челнах занимает минимум треть. По ее словам, ситуация с теневым бизнесом в Челнах очень печальная, причем она таковая не только для гаражников, но и для предприятий, которые официально зарегистрированы и платят налоги. Как правило, у официально зарегистрированных предприятий часть коллектива получает серую зарплату.

«Драматизировать, конечно, не хочется, но и у гаражников и зарегистрированных компаний очень большая доля ручного труда и работников, которые получают зарплату в конвертах. Год назад мы на эту тему обследовали в Челнах около 400 предприятий. Из них только около 20 процентов можно назвать более-менее устойчивыми, которые могут претендовать на звание лидеров рынка или последователей лидеров рынка. Около трети предприятий находились на грани банкротства и налоги в полном объеме платить просто не могли. А все остальные предприятия, как правило, платят серую зарплату, в производстве у них очень большая доля ручного труда. И это предприятия, которые имеют обороты, то есть с заказами у них все в порядке», — поделилась Машкова.

При этом она, как и Башаров, считает, что бороться с теневым бизнесом не нужно. «Эти люди кормят себя, кормят свои семьи и кормят всех. Бороться с ними не нужно, нужно дать им возможность работать, потому что налоговое бремя у нас в стране вынести просто невозможно. Вбелую работать невозможно, особенно что касается фонда оплаты труда. Чтобы заплатить работникам миллион, ты должен 300–400 тысяч сверху отдать государству. Чтобы вывести нелегалов из тени, нужно снижать налоговое бремя. Это будет самый эффективный способ это сделать. Проблема в том, что предприятия, которые сегодня платят все налоги, не имеют возможности вкладываться в свое развитие, в модернизацию. Я их спрашиваю: есть ли у вас стратегия развития, в каких кадрах вы нуждаетесь? Они мне отвечают: „Какая стратегия?! Мы не знаем, будет ли у нас работа в следующем месяце или нет! Мы не знаем, закроемся мы или нет“. Таких было очень много».

Напомним, что как раз сейчас ФНС предпринимает очередную попытку «обелить» самозанятых. Татарстан выступает пилотным регионом, где со следующего года для них будет действовать специальный налог в 3–6%. Для его оплаты достаточно будет скачать приложение и привязать к нему банковскую карту или счет, на которые перечисляют деньги клиенты. Налог будет списываться автоматически без всяких походов в налоговую и сдачи отчетов. Тему в Татарстане сопровождает бизнес-омбудсмен Тимур Нагуманов, который, однако, признает что на контакт самозанятые идут неохотно — боятся штрафов.