В канун 100-летия трагической даты в истории российского XX века тема судьбы Николая II и его семьи вновь начинает приковывать интерес, да так, что в Москве рекомендовано отменить мероприятия по случаю царских дней, дабы не будоражить граждан после мундиаля. Однако в Казани в эту среду можно будет увидеть картину Алексея Барыкина «Осанна» о сестре последней российской императрицы. В материале для БО режиссер и продюсер объясняет, как работа над фильмом изменила его отношение к вопросу.
Фотография императора Николая II и императрицы Александры Федоровны в музее святой царской семьи в Екатеринбурге
«ЛЮДИ, ДАЖЕ ИЗВЕСТНЫЕ И С РЕПУТАЦИЕЙ, БЫВАЮТ ИЗУМИТЕЛЬНО НЕКОМПЕТЕНТНЫ»
Завтра — 17 июля — исполнится 100 лет со дня расстрела царской семьи в подвале Ипатьевского дома. Сутки спустя, 18 июля 1918 года, были заживо сброшены в угольную шахту Алапаевские мученики – князья царской крови, которые мучительно умирали еще несколько дней. Среди них была и Елизавета Федоровна, сестра последней русской императрицы, знаменитая благотворительница и ныне – святая.
В память об этом событии, в среду, 18 июля мы будем проводить бесплатные показы нашего нового фильма «Осанна» о жизни Елизаветы Федоровны с участием замечательных актеров Андрея Мерзликина, Александра Михайлова и Илзе Лиепы. Я работал над этим фильмом почти год, из которых не меньше четырех месяцев ушло на чтение книг, документов, писем, работу в архивах и общение с историками по всему миру. Близкое знакомство с этой темой заставило меня по-новому взглянуть и на вопросы канонизации царской семьи, и на все страсти, которые разворачиваются вокруг осмысления личности Николая II, включая скандал с пресловутой «Матильдой». Для меня это стало очень личным переживанием, которым хочется поделиться не только в фильме, но и в этой статье.
Корень проблемы в том, что мы очень плохо знаем историю. Даже весьма эрудированные люди, которые интересуются историей, обычно знакомятся не с фактами, а с их кривым преломлением через призму источников и агрегаторов. Ведь практически никто, за исключением ученых или каких-нибудь режиссеров-документалистов, не работает с первоисточниками: подлинными документами, фотографиями, письмами, хроникой. Вместо этого мы употребляем готовую компиляцию в виде книги, статьи или фильма, в которой представлена не столько объективная история, сколько субъективное мнение конкретного человека о произошедших событиях. Эти люди, даже известные и с репутацией, бывают изумительно некомпетентны, а главное – они почти всегда так или иначе ангажированы некими силами. Если мы почитаем работы известных английских историков, то выясним, что Адольфа Гитлера победила Великобритания, в книгах украинских историков пишется, что Степан Бандера – герой и благодетель, в книгах турецких историков – что геноцида армян не было, и так далее. Порой не знаешь, что опаснее: не знать историю вообще или думать, что знаешь, а в действительности ходить по лабиринту из кривых зеркал и поддаваться на чужие манипуляции. Потому что объективных историков не существует и даже первоисточники – письма, документы, мемуары свидетелей – часто лгут. История – это мираж, мандала из песка: дунул – и нет.
«ЛИЧНО МНЕ ОЧЕНЬ ТРУДНО БЫЛО ПРИНЯТЬ ИДЕЮ КАНОНИЗАЦИИ ЦАРСКОЙ СЕМЬИ»
Пожалуй, ни с одной темой, с которой я работал, я не чувствовал это так остро, как с вопросом об убийстве царской семьи и Елизаветы Федоровны. Тема очень резонансная и болезненная. Она болит до сих пор – настолько, что в Москве в этом году было рекомендовано отменить все мероприятия, связанные с царскими днями, чтобы не будоражить народ после чемпионата мира по футболу. Когда я начинал снимать, многие люди предостерегали меня: не берись за фильм о Елизавете Федоровне, берегись! Будут скандалы, ты испортишь себе репутацию и наживешь много врагов! Позже, в Елизаветинско-Сергиевском просветительском обществе, мне сказали: вы не представляете, какое количество фильмов о Елизавете Федоровне начинает сниматься ежегодно, но подавляющее большинство из них не доводится до конца. Удивительно!
Лично мне очень трудно было принять идею канонизации царской семьи и самого Николая II. Всю жизнь я был окружен очень странными источниками на эту тему. В школе успел застать время, когда мы учили стихи про Ленина и детям объясняли, что царь был эксплуататором и злодеем. В подростковом возрасте я зачитывался «Нечистой силой» Пикуля, книгой, в которой Александр III предстает идиотом, лежащим на полу и кусающим прохожих за ноги, а Николай II похож на инфантильного ребенка-недоумка.
А уже во взрослом возрасте я слышал множество очень вроде бы разумных аргументов против канонизации царской семьи. В самом деле, чтобы стать святым, недостаточно просто быть царем и погибнуть от рук убийц – почему бы тогда не канонизировать Александра II или Павла I? С другой стороны, Николай II – это царь, который допустил развал великой страны, при котором случились Ходынка и Кровавое воскресенье, который влез в бойню Первой мировой войны, хотя, казалось бы, мог этого избежать, как делал его отец-миротворец. За что его канонизировать? А супруга его, Александра Федоровна, склонная к мистике, непопулярная в народе, приблизившая к себе Распутина – разве она святая? Мужа Елизаветы Федоровны, великого князя Сергея Александровича, историки и вовсе описывали как исчадие ада, а к ней самой относились пренебрежительно: монашка, что с нее взять...
Но ситуация переворачивается с ног на голову, когда сталкиваешься с подлинными документами, фотографиями, письмами этих людей. Они действительно потрясают: ты погружаешься в мир такой нравственной чистоты, постоянных сомнений в том, справедливы ли твои поступки, постоянной готовности миловать, прощать и подставлять другую щеку, что в это даже не верится. Кажется, что читаешь наивную сказку и таких людей не бывает.
Копия фотографии «Милиционер Т. П. Мальщиков и его помощники у края шахты» (1918) в музее святой царской семьи в Екатеринбурге
«ТАК ПРЕДПИСЫВАЛА ХРИСТИАНСКАЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ – ПРОЩАТЬ»
Сохранилось много писем Елизаветы Федоровны, из которых можно понять, что она по-настоящему любила своего мужа. Когда террорист Иван Каляев бросил в карету Сергея Александровича бомбу, его тело буквально разорвало на части: вокруг лежали куски плоти, фрагменты рук, ног... Сердце его нашли на крыше. Елизавета Федоровна прибыла на место убийства любимого супруга через несколько минут после взрыва, опустилась в снег и сама собирала куски его тела. Можно ли себе представить, что она испытывала в этот момент? Однако после этого она отправилась в тюрьму к убийце, принесла ему прощение от убитого супруга, а затем написала царю прошение о его помиловании. Почему? Потому что так предписывала христианская добродетель – прощать. Кто из современных людей, может быть, нас или наших знакомых, был бы способен так поступить?
И что ответил Николай II? Он ответил: «Я его прощу, если преступник публично раскается».
Вы можете себе представить любого правителя, жившего после Николая II, который согласился бы простить террориста, убийцу губернатора, к тому же близкого родственника, просто в обмен на устное раскаяние? Почему царь это сделал? Потому что таковы были его понятия о добродетели.
А теперь представьте себе, что вы знаете еще о десятках подобных фактов. Вы увлеклись этой темой, вы стали читать письма членов царской семьи и прочувствовали, насколько тонкими, ранимыми, нравственными людьми они были. Ведь вы читаете не интерпретации сторонних лиц, не труды ангажированных историков, вы читаете их настоящие, подлинные письма, которые не врут, это все по-настоящему. И вдруг вы узнаете, что на экран выходит распиаренный фильм с модными актерами, в котором эти герои, на потеху публике и на радость маркетологам, предстают безнравственными и глупыми. Не поднимется ли у вас в душе буря невыносимого возмущения, с которой вы не сможете совладать?
Думаю, в этом причина скандала вокруг «Матильды». Иногда трудно поверить, что есть люди, которым по-настоящему больно, когда темы царской семьи касаются нечистоплотными руками, когда на ней делают деньги. Кому-то может казаться, что таких людей очень мало, но это зависит от круга вашего общения. В действительности их очень много, наверное, миллионы. Поэтому так трудно снимать фильмы на подобные темы: ступишь не туда – сделаешь людям очень больно, и они тебе этого не простят.
Надеюсь, нам удалось снять фильм, который не погрешит против правды и не заставит зрителей переживать, что к истории великой княгини авторы отнеслись необъективно. Если вам интересна эта тема, приходите в среду, 18 июля, к 18:00 в «Синема 5», вход на показ будет бесплатный. А если не успеете, вечером фильм «Осанна» будут показывать на каналах ТНВ, «Спас» и «Союз». Кстати, одновременно показ фильма «Осанна» пройдёт в Екатеринбурге, Алапаевске, а чуть позже состоится и премьера в Москве.
Алексей Барыкин
В Казани состоится премьера фильма о Елизавете Федоровне Романовой
18 июля 2018 года в 18:00 в кинотеатре «Синема 5» (ТЦ «Парк Хаус») состоится премьера художественного фильма «Осанна», посвященного жизни Елизаветы Федоровны Романовой, сестры последней русской императрицы. Главные роли в фильме исполнили известные российские киноактеры Александр Михайлов («Любовь и голуби»), Андрей Мерзликин («Бумер»), а также народная артистка России, балерина Илзе Лиепа.
Елизавета Федоровна – самая знаменитая русская святая XX века. Внучка королевы Виктории, красивейшая женщина своего времени, она вышла замуж за великого князя Сергея Александровича. После убийства мужа она занялась благотворительностью, основала Марфо-Мариинскую обитель в Москве, а в 1918 году была жестоко убита большевиками: заживо сброшена в шахту в Алапаевске. Позже Елизавета Федоровна была канонизирована православной церковью. Этим драматическим событиям и посвящен фильм «Осанна».
Большое внимание в фильме уделяется пребыванию Елизаветы Федоровны в Казани и ее вкладу в обустройство собора на месте явления Казанской иконы Богородицы. Как известно, этот монументальный храм сегодня восстанавливается и уже скоро будет открыт для прихожан.
Премьера картины приурочена к столетию расстрела царской семьи в Екатеринбурге и убийства Елизаветы Федоровны в Алапаевске в 1918 году. В память об этих событиях фильм будет показан одновременно в Казани, Екатеринбурге, Алапаевске, а позже – в Москве. Вечером 18 июля показ фильма также состоится в эфире телеканалов «ТНВ», «Спас» и «Союз».
Фильм «Осанна» полностью снят казанской съемочной группой под руководством кинорежиссера Алексея Барыкина. Картина создана по благословению митрополита Казанского и Татарстанского Феофана при финансовой поддержке казанского мецената Андрея Колмакова. Съемки фильма проходили в Иерусалиме, Дармштадте, Висбадене, Казани, Москве, Екатеринбурге и Алапаевске.
Премьерный показ фильма состоится 18 июля 2018 года в 18:00 в кинотеатре «Синема 5» (ТЦ «Парк Хаус»). Вход бесплатный. После показа состоится творческая встреча с создателями фильма. Организаторы рекомендуют приходить на показ заранее, поскольку количество мест в зале ограничено.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.