Известнейший в Татарстане оператор по расчету за ГСМ уходит с рынка — «ЗАО Перспектива» прекратило обслуживать топливные карты Известнейший в Татарстане оператор по расчету за ГСМ уходит с рынка — «ЗАО Перспектива» прекратило обслуживать топливные карты Фото: Регина Шафиева

«ЭТО БЫЛА ОЧЕНЬ ВАЖНАЯ КОМПАНИЯ»

Держатели топливных карт ООО «ЗАО Перспектива» с прошлой недели не могут ими воспользоваться. Директор ООО «ТК „Форт-Римэкс“» (управляет АЗС в Альметьевскеприм. ред.) Харис Галимуллин рассказал, что его АЗС прекратила обслуживание клиентов с карточками «Перспективы» из-за слухов о проблемах в процессинговой компании. «Слухи пошли, что у них проблемы с оплатой выбранного топлива, и мы остановили работу, — сказал Галимуллин. — Это коснулось как нашей АЗС, так и АЗС других сетевых компаний. В пятницу они сами нам позвонили официально и заявили о приостановке своей деятельности».

Топливные микропроцессорные карты — это довольно удобный способ расчетов за топливо, которым пользуются многие юрлица. Карты позволяют проконтролировать, когда, сколько, на какую сумму, по какой цене, на какой АЗС, какой марки были приобретены ГСМ. Техническое обеспечение системы расчетов обеспечивает процессинговая компания (в данном случае — «ЗАО Перспектива» прим. ред.) — центральный пункт сбора информации, в который поступают все сведения с карточных терминалов АЗС. Сведения обрабатываются и в виде актов, отчетов, реестров рассылаются клиентам.

Схема работы проста: предприятие заключает договор с «Перспективой», перечисляет на свой внутренний счет средства для приобретения ГСМ, а затем водители организации начинают заправляться на АЗС, список которых обозначен под договором. Отчеты позволяют контролировать расход топлива и снимают нагрузку с бухгалтерии, которой больше нет нужды собирать чеки. Немаловажный бонус — возможность возместить 18% НДС, выделенных в составе счета. Кроме того, топливные карты позволяют вводить любые ограничения для водителей — суточные, недельные, в рублях или литрах. К рукам шоферов перестают прилипать деньги, оставшиеся после заправки. Карта наглядно отражает место и время заправки водителя, а также количество выбранных ГСМ.

«Перспектива» была серьезным игроком на рынке корпоративного обслуживания юрлиц «Перспектива» была серьезным игроком на рынке корпоративного обслуживания юрлиц Фото: Виталий Папилкин

В разговоре с «БИЗНЕС Online» Галимуллин подчеркнул, что «Перспектива» была серьезным игроком на рынке корпоративного обслуживания юрлиц. «Это была очень важная компания, ощутимый игрок, как и ТАИФ, „Ирбис“, их оборудование было размещено почти на 80 процентах заправочных станций в республике, — заметил наш собеседник. — Они работали параллельно: у ТАИФа был свой процессинг, у „Ирбиса“ — свой, у „Перспективы“ — свой».

На своем сайте «Перспектива» позиционирует себя как зачинатель этого направления бизнеса. «В мае 1993 года на АЗС №62 (Казань, „Татнефтепродукт“) будущими специалистами „ЗАО Перспектива“ была смонтирована и начала пробную эксплуатацию первая в Республике Татарстан система автоматизации АЗС совместно с системой безналичных расчетов на базе магнитных карточек», — именно с этого момента компания ведет начало своей истории. В 1998 году фирма начала внедрение электронных карт и в качестве партнера автоматизировала АЗС «Татнефти» «от Урала до Прибалтики». В 2003 году «Перспектива» переехала в отреставрированный ею исторический особнячок на улице Чернышевского, 19. По состоянию на 2011 год у компании выпущено 100 тыс. карточек, которые принимают порядка 500 АЗС.

Сейчас на сайте вывешена информация о сети покрытия на 3 июля 2018 года, уже после того, как существенная часть станций, в том числе АЗС «Татнефти», прекратила принимать карты. Но все равно речь идет о 303 АЗС, из них 158 — в Казани и окрестностях, 74 — в Закамье, 44 — на юго-востоке. Плюс порядка 70 АГЗС по всему Татарстану. 

Фирма активно обслуживала и госструктуры. За последние пять лет «Перспектива» участвовала в 239 тендерах, из которых выиграла 123 на общую сумму 140 млн рублей. Среди клиентов за последнее время — отделение пенсионного фонда, КНИТУ-КХТИ, АО «Казметрострой», УАТИ исполкома Казани, МУ «Дезинфекционная станция Казани», АО «Радиоприбор», Росздравнадзор и т. д. 

Леонид Эйдлин: «То, что они нас здорово подвели, это так. Мы на протяжении 6 лет были их контрагентами, и регулярно вносили примерно 30 тыс. рублей в месяц за ГСМ» Леонид Эйдлин: «То, что они нас здорово подвели... это так. Мы на протяжении 6 лет были их контрагентами и регулярно вносили примерно 30 тысяч рублей в месяц за ГСМ» Фото: «БИЗНЕС Online»

«СНАЧАЛА ГОВОРИЛИ, ЧТО ИДЕТ ПЕРЕЗАГРУЗКА, А ПОТОМ ПЕРЕСТАЛИ БРАТЬ ТРУБКИ»

Клиенты «Перспективы», опрошенные нашим изданием, разумеется, расстроены. «Проблемы начались со вторника, они тогда ответили нам так: „Ничего страшного нет, идет перезагрузка“, — а в среду уже никто трубки не брал. У меня представитель съездил к ним, и ему сказали: „Пишите письмо, мы деньги вернем“, — заметил в беседе с „БИЗНЕС Online“ генеральный директор логистического комплекса „Айс Билдинг“ Леонид Эйдлин. — То, что они нас здорово подвели... это так. Мы на протяжении 6 лет были их контрагентами и регулярно вносили примерно 30 тысяч рублей в месяц за ГСМ, а теперь без всякого уведомления получили отказ на обслуживание на всех АЗС. Если у них трудности были, надо было предупредить. Но банкротство подкрадывается незаметно, и любая компания пытается до последнего выжить. Конечно, это неприятно, деньги у нас пропали, но жизнь продолжается».

Эйдлин признает, что уход с рынка «Перспективы» — это серьезная потеря, в Татарстане это был такой универсальный оператор, который работал практически со всеми АЗС. Впрочем, ниша «Перспективы» не останется пустой. «Сейчас у меня на столе уже лежит договор с „Татнефтью“, но, видимо, у них на данный момент слишком много заявок, они обещают в течение нескольких недель начать работать с нами. Но „Татнефть“ принимает карты только на своих заправках, хотя условия у них те же, что были у „Перспективы“: стопроцентная предоплата и стоимость заправки согласно ценнику на стеле. Что делать, будем возить с собой карточки нескольких компаний».

«Уже полторы недели назад мы не могли заправляться, но проблемы у них начались задолго до этого, они периодически создавали нам неудобства, — заметил другой клиент „Перспективы“, который пожелал остаться неназванным. — Когда я последний раз заправлялся на „Ирбисе“, мне сказали прямым текстом: переходите лучше на Е100 (федеральная процессинговая компания), сегодня есть „Перспектива“, завтра ее нет. Хорошо, что у нас небольшая сумма зависла, есть предприятия, где и по 100, и по 200 тысяч рублей застряло. У многих там средства зависли».

Раздел «Новости» на сайте «Перспективы» в последние дни превратился в летопись краха компанииЧтобы увеличить, нажмите

Раздел «Новости» на сайте «Перспективы» в последние дни превратился в летопись краха компании. Первая новость с тревожным подтекстом появилась 26 июня: компания сообщала о «перезаключении договоров» с АЗС «Татнефть» и оповещала о возможных перебоях с обслуживанием карточек. 13 июля фирма известила о перебоях с приемом карточек и принесла извинения клиентам. 16 июля она временно прекратила обслуживать карточки АЗС «ТАИФ» и «АПЭКС», а еще через два дня оповестила о полном прекращении отпуска ГСМ. «В связи с невозможностью продолжить обслуживание карточек „Перспектива“ извещает о прекращении отпуска ГСМ по топливным картам на АЗС, — гласила новость. — В настоящее время производится сбор данных с АЗС и сверка с владельцами АЗС. Итоговые документы за июль будут готовы 23 июля 2018 года. После 23 июля просим произвести итоговую сверку расчетов». Далее компания просит направить заявления на возврат денег.

На автомобильной заправке ООО «ТАИФ-НК АЗС», расположенной на улице Аделя Кутуя, 116а, корреспонденту «БИЗНЕС Online» рассказали, что больше не обслуживают клиентов по картам «Перспектива». 

Со слов сотрудницы ООО «ТАИФ-НК АЗС» по пластику ООО «ЗАО Перспектива» они каждые сутки отпускали в среднем 200 литров топлива Со слов сотрудницы ООО «ТАИФ-НК АЗС», по пластику ООО «ЗАО Перспектива» они каждые сутки отпускали в среднем 200 л топлива Фото: ©Максим Блинов, РИА «Новости»

«Обанкротились же они», — объяснил мужчина, выглядывая из крохотного окошка кассы. По его словам, ежесуточно по картам «Перспектива» только одна их АЗС отпускала от 300 до 400 л топлива.

«Все зависело от времени года, — говорит он. — Случалось, что и 450–500 литров проходило по этим картам».

Еще одна автозаправочная станция ООО «ТАИФ-НК АЗС» — на этот раз на улице Гладилова — отказалась от обслуживания клиентов по картам «Перспектива» в марте этого года. Со слов сотрудницы этой АЗС, по пластику ООО «ЗАО Перспектива» они каждые сутки отпускали в среднем 200 л топлива.

«У нашего руководства не сложились отношения с этими монстрами типа «ТАИФ» и «Татнефть» и нас просто раздавили» «У нашего руководства не сложились отношения с этими монстрами типа ТАИФа и «Татнефти», и нас просто раздавили» Фото: «БИЗНЕС Online»

«РЕЙДЕРСКИЕ ЗАХВАТЫ» ИЛИ ТЮЛЯЧИНСКИЕ ТРУБЫ?

Связаться с гендиректором и единственным владельцем ООО «ЗАО Перспектива» Вадимом Желтовым «БИЗНЕС Online» не удалось — телефоны, указанные на сайте, не отвечали. Застать директора на рабочем месте в офисе (в апреле 2017 года компания из особняка переехала в бизнес-центр «Бахадир», расположенный по адресу: улица Сары Садыковой, 30) нашему корреспонденту также не удалось — в минувшую пятницу сотрудники «Перспективы» напряженно заметили, что руководителя компании нет на месте и неизвестно, когда он будет. К слову, клиентов, требующих возврата средств, корреспондент нашего издания в офисе не заметил.

Руководитель челнинского филиала «Перспективы» Олег Ширяев в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» рассказал, что проблемы у фирмы резко обострились в прошлый понедельник, но не смог объяснить, с чем конкретно они связаны. «Я сам деталей не знаю, бывают же рейдерские захваты, — заметил собеседник издания. — Мы более 20 лет на рынке работаем, крупные игроки рынка проявляли интерес купить нас. У нашего руководства не сложились отношения с этими монстрами типа ТАИФа и „Татнефти“, и нас просто раздавили. Что уж там и как у шефа произошло, я сказать не могу».

Ширяев заверил, что сейчас компания предпринимает все усилия для того, чтобы рассчитаться со своими клиентами: «Мы делаем сверку, подбиваем цифры, чтобы выдать клиентам отчеты, будем до конца рассчитываться с владельцами карт за предыдущие дни выборки».

Однако причины краха могут быть куда прозаичнее. У Желтова были другие проекты, которые еще с 2016 года испытывают серьезные проблемы. Речь идет, например, об ООО «Тюлячинский трубный завод». Производство пластиковых труб, созданное при поддержке Лизинговой компании малого бизнеса РТ (принадлежит инвестиционно-венчурному фонду РТ), в 2014 году торжественно открывал в местном промпарке президент РТ Рустам Минниханов, однако уже в 2015 году завод при выручке в 89,7 млн получил чистый убыток в 48,4 млн рублей. Затем отчетность не публиковалась, а в 2016 году поставщик сырья, ООО «Картли», подал иск о банкротстве предприятия. Сейчас идет стадия конкурсного производства.

11 октября 2017 года Лизинговая компания малого бизнеса РТ подала в Арбитражный суд РТ иск на 13,2 млн рублей о признании банкротом Желтова лично. 15 января этого года суд ввел в его отношении процедуру реструктуризации долгов. В суде идут напряженные баталии — например, то самое ООО «ЗАО Перспектива» пытается войти в состав кредиторов с долгом 10,9 млн рублей, а другие кредиторы протестуют.

ООО «ЗАО Перспектива» зарегистрировано 4 сентября 2014 года. По данным «Контур-Фокус», генеральный директор и 100% учредитель общества — Вадим Желтов. Уставный капитал — 400 000 рублей По сведениям Олега Волкова, в последние полгода собственник «Перспективы» активно переводил бизнес в другую структуру — ООО «Перон» Фото: Регина Шафиева

 «ПЕРСПЕКТИВА» ПЕРЕХОДИТ В «ПЕРОН»?

Отметим, что у ТАИФ-НК АЗС есть своя процессинговая компания с похожим названием — «Перспектива-2000». Директор последней Олег Волков рассказал, что в 2000 году это был совместный проект «Татнефтепродукта» и ЗАО «Перспектива», но спустя год Желтов из него вышел.

По сведениям Волкова, в последние полгода собственник «Перспективы» активно переводил бизнес в другую структуру — ООО «Перон». Такая фирма действительно существует и, в отличие от «Перспективы», делает заметные успехи на ниве торговли твердым, жидким и газообразным топливом. Выручка компании в 2016 году составила 1 млрд рублей, чистая прибыль — 1,1 млн рублей.

Директор общества — Айрат Галиуллин, стопроцентный учредитель — Алексей Хабаров. Однако с января по декабрь 2017 года компанию возглавлял Вадим Желтов, а первым ее учредителем был Константин Вадимович Желтов. Офис фирмы в Казани расположен по тому же адресу, где и размещается «Перспектива», — на улице Сары Садыковой, 30. За последние пять лет «Перон» 13 раз участвовал в тендерах — во всех случаях как спарринг-партнер «ЗАО Перспектива».

И еще одна интересная деталь: в феврале этого года «Перон» выкатил иск «ЗАО Перспектива» на 24 млн рублей. Стоит ли удивляться, что ответчик не стал сопротивляться и вскоре подписал мировое соглашение, обязавшись частями выплатить всю сумму до конца года.

В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Галиуллин на вопрос, имеет ли компания, которую он возглавляет, отношение к «Перспективе», ответил уклончиво: «В какой-то степени да. „ЗАО Перспектива“ — наш контрагент». Однако подробно разговаривать на эту тему он не захотел, сославшись на то, что совсем недавно трудится в ООО «Перон» руководителем. «Контрагентов у нас много, а я только пять месяцев работаю директором», — заметил Галиуллин.

Отметим, что есть и второе ООО «Перон», оно зарегистрировано в Чебоксарах. Любопытно, что в точности по этому адресу работает офис «Перспективы» в Чувашии. Учредителем второго «Перона» вплоть до 2014 года также был Желтов, теперь это Мирослав Петрив — он занимает должность директора общества. Выручка фирмы в 2016 году составила 148,6 млн рублей.

Причину «смены вывески» Волков видит в том, что «ЗАО Перспектива» «потеряло платежеспособность». «Кризис...» — замечает он.