. Сегодня в Нижнекамске состоялось выездное заседание Верховного суда по делу об убийстве Гульшат Котенковой на лыжне в поселке Красный Ключ
Фото: nizhnekamsky.tat.sudrf.ru

«Я НАПИСАЛА ЗАЯВЛЕНИЕ ПОД ДАВЛЕНИЕМ»

Сегодня в Нижнекамске состоялось выездное заседание Верховного суда под председательством судьи Мансура Султанова. В суд явились лишь адвокаты обеих сторон, а также мать обвиняемого Даниила Котенева, Алевтина Кузьминична. Неделю назад заседание в Казани пришлось отложить — пенсионерка не приехала в столицу РТ, где первоначально проходил процесс. В этот раз женщину доставили в зал суда под контролем пристава, который строго охранял ее от камер журналистов. Алевтина Котенева приехала в суд за полчаса до начала. Короткий путь от парковки до здания женщина преодолела с трудом — ранее ей ампутировали пальцы ног из-за сахарного диабета. Пристав провел Котеневу через проходную на первый этаж здания, где ее попросили подождать. Услышав слова пристава о том, что надо будет еще подняться на третий этаж, женщина тяжело вздохнула, но все же отправилась наверх.

За 10 минут до начала суда Котенева под диктовку адвоката написала заявление о прекращении дела в отношении сына в связи с его смертью. Суд принял заявление, а само дело прекратили, о чем уже после сообщил старший прокурор отдела государственных обвинителей уголовного судебного управления прокуратуры РТ Сергей Якунин. «В связи с заявлением матери обвиняемого дело было прекращено. Другого выхода по делу не имелось», — коротко пояснил прокурор.

Заседание проходило в закрытом режиме в связи с тем, что в нем присутствуют эпизоды, связанные с изнасилованием. Все участники процесса строго хранили тайну. Судя по информации из картотеки Верховного суда, Котеневу вменялось в вину 8 эпизодов. Среди них преступления, предусмотренные ст. 111 УК РФ («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью»), ст. 134 УК РФ («Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста»), ст. 135 УК РФ («Развратные действия»), ст. 131 УК РФ («Изнасилование»), ст. 127 УК РФ («Незаконное лишение свободы»), ст. 105 УК РФ («Убийство»).

Другими словами, помимо убийства Гульшат Котенковой, во время следствия в деле появились материалы о еще нескольких преступлениях, якобы совершенных Котеневым. Среди них — вступление в половые отношения с несовершеннолетней жительницей Нижнекамска в канун нового, 2018 года. Мать Котенева сегодня не была настроена на общение с журналистами, однако на главные вопросы все же ответила.


— Почему вы написали заявление о прекращении дела?

— Я написала заявление под давлением.

— Кто на вас давил?

— Следователь Вильданов.

— Вы не считаете своего сына виновным?

— Я считаю, что виновен, но не убийца он! Виновен в том, что выпил, пьяный был...

На следствии мать обвиняемого заявляла, что не верит в виновность сына, поэтому она против прекращения уголовного дела в связи с его смертью. Как отмечает собеседник издания, женщине тогда объяснили, что если доводить дело до суда, то ей придется являться на все заседания, выслушивать более 20 свидетелей по делу. Вероятно, в том числе и это заставило больную женщину отказаться от идеи защищать невиновность сына.

Напомним также, что семья убитой Котенковой подала в суд гражданский иск о компенсации морального вреда в размере 3 млн рублей. 

ОТ УБИЙСТВА НА ЛЫЖНЕ ДО ЧИСТОК В СК

Напомним суть дела: днем 9 января 2018 года Гульшат Котенкова вместе с мужем и полугодовалой дочерью поехали кататься на лыжах в поселок Красный Ключ. Муж с ребенком остался в машине, а Гульшат отправилась в лес на лыжах. После длительного отсутствия супруги ожидавший ее муж обратился в правоохранительные органы. Тело девушки с 11 колото-резаными ранениями нашли волонтеры ближе к двум часам ночи буквально в пяти шагах от лыжни.

Выйти на след предполагаемого убийцы удалось благодаря сотрудникам фирмы «Техно-Колор», расположенной недалеко от лыжной трассы. В этой конторе работал предполагаемый убийца Гульшат — Даниил Котенев. Его коллеги, заметив странное поведение и раны на лице мужчины, обратились не в полицию, а к знакомому из следственного управления Татарстана — якобы помогли связи помощника руководителя тукаевского отдела следкома Фаниса Юсупова, ранее возглавлявшего Нижнекамский МРСО. В результате Котенев был задержан и полностью признал свою вину. На заводе про него говорили, что он был неразговорчивым, всегда ходил в наушниках, ни с кем дружбы не заводил.

Замдиректора завода Радик Сибгатуллин в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» в январе пояснил, что Котенев попросил работу за два месяца до убийства — хотел делать окна. Даниил на тот момент уже имел две судимости, отсидел за изнасилования. При трудоустройстве мужчина не стал скрывать этого факта, но соврал, что сидел за хранение наркотиков, мол, полицейские подкинули.

«Все имеют право на исправление и поддержку. Где-то месяца полтора-два назад мы начали присматриваться: „Приди, покажи, что умеешь, какие станки знаешь“. Пришел, показался, посмотрел», — рассказывал корреспонденту «БИЗНЕС Online» Сибгатуллин. Котенева взяли на работу. 9 января, в день убийства, он вышел на производство в первый раз. Зимой заказов у производителей окон мало, поэтому цеховики в тот день просто вышли и устроили «чаепитие». По словам замдиректора, с «чаепития» Котенев ушел раньше всех, но вскоре вернулся — где-то в цехе потерял телефон. Но к этому времени все уже собрались домой, а цех закрыли. В итоге мужчина отправился вместе с коллегами на остановку. На часах было примерно 13:30. Вероятно, в это время Гульшат с мужем и ребенком только направлялась в сторону Красного Ключа.

На трамвайной остановке Котенев оставил коллег, у него не было денег на проезд, от предложенных 20 рублей мужчина отказался — пошел домой пешком. Путь Котенева пролегал как раз мимо лыжной трассы. Выйдя на лыжню, злоумышленник встретил Гульшат, вступил с ней в перепалку и, угрожая газовым пистолетом, заставил пройти в стоявшую неподалеку будку. Небольшое бетонное помещение обычно открыто, пол усеян мусором, осколками бутылок. Один из таких и схватила Гульшат, пытаясь первой дать отпор злоумышленнику. Судя по всему, девушке удалось поцарапать лицо Котенева и ударить осколком по ноге — в суде во время избрания меры пресечения лицо и руки мужчины были изранены, сам он хромал и сообщил, что в ноге у него катетер.

Тело девушки с 11 колото-резаными ранениями нашли волонтеры ближе к двум часам ночи буквально в пяти шагах от лыжни Фото:  «БИЗНЕС Online»

Удары Гульшат разъярили Котенева. В приступе ярости мужчина стал наносить ей удары осколком бутылки по лицу и по шее. Когда приступ ярости прекратился, лыжница уже не дышала.

На следующий день после убийства Котенев опять пришел на работу. Коллеги заметили, что у него поранено лицо, а сам он не находит себе места, ходит направо-налево, что и стало поводом для обращения к знакомым в следком. Мужчину задержали и отправили в СИЗО до середины марта. Затем арест продлили еще до 9 мая, однако через 10 дней после очередного суда Котенев покончил с собой в туалете изолятора.

Отметим, что дело на особый контроль взял мэр Нижнекамска Айдар Метшин. Исполком пообещал 1 млн рублей за информацию о предполагаемом убийце, но коллеги Котенева отказались от награды. Во время награждения Сибгатуллин передал деньги мужу Гульшат.

Через месяц после убийства в правоохранительных органах начались оргвыводы. На понижение по собственному желанию ушел руководитель нижнекамского СК Азат Амирханов. Источники «БИЗНЕС Online» утверждали, что следователю поставили в вину нежелание заниматься жалобами двух девушек, которых якобы ранее пытался изнасиловать Котенев. Стоит упомянуть и тот факт, что зам Амирханова ушел еще в ноябре, когда всплыло дело о самоубийстве Ильназа Пиркина. Якобы заместитель Амирханова необоснованно отказал в возбуждении дела против полицейских.

Невнимание правоохранителей к Котеневу действительно вызвало вопросы. Мужчина был насильником с богатым криминальным прошлым. В 2004-м Нижнекамский горсуд назначил ему 7 лет за изнасилование и насильственные действия сексуального характера, однако уже через четыре года Котенев вышел досрочно. В том же году он снова загремел на нары за изнасилование соседки, но уже на 9 лет. Освободили его в июле 2017 года. Через пару месяцев после освобождения произошел еще один случай, но в этот раз Котенев чудом избежал наказания: мужчина напал на свою 20-летнюю соседку и нанес ей травмы головы. В тот день девушка возвращалась домой около 11 часов вечера. Насильник уже поджидал ее в подъезде. Он схватил девушку за волосы и ударил головой о перила, рассек жертве лоб. Однако она не потеряла сознания, и тогда он силой затащил ее в свою квартиру. Мужчина пытался изнасиловать девушку, но та не сдавалась. Борьба продолжалась около двух часов. В итоге девушке удалось убежать. Об этом случае снял сюжет местный телеканал, после чего Котенев сам решил прийти на телевидение и рассказать свою версию: мужчина якобы просто курил в подъезде, когда увидел пьяную соседку; предложил ей помочь, она отказалась; так как девушка была сильно пьяна, то сама упала и расшибла голову о бетонный пол. Случай не вызвал пристального внимания ни полиции, ни следователей СУ СК по РТ, хотя материалы по факту нападения были направлены именно в следком для дальнейшего принятия решения.