«Это признание в любви своему народу, своей стране», — объясняет смысл своего необычного творения автор Рафаэль Сайфулин. Статую установили на улице Баумана рядом со входом на станцию метро «Кремлевская». Корреспондент «БИЗНЕС Online» рассмотрела коня и узнала у его создателя, какой смысл несет татарская деревня на спине животного, почему это «не архитектурное украшение», а маленькая радость для души. Впрочем, скульптура понравилась не всем. «Это же жираф!» — оценил Фатих Сибагатуллин.
Жители Казани накануне заметили у входа в станцию метро «Кремлевская» новый арт-объект — бронзовую фигуру коня
«КОНЬ-СТРАНА» НЕСЕТ ЛЮБОВЬ»
Жители Казани накануне заметили у входа в станцию метро «Кремлевская» новую скульптуру — бронзовую фигуру коня. Автор композиции — художник Рафаэль Сайфулин, который живет и работает в Финляндии, — целый день трудился на арт-объекте. Вместе с сыном они завершал установку «Коня-Страны», но ему не всегда удавалось поработать — с вопросами и восхищенными возгласами к ним подходили туристы и горожане, а узнав автора, тянулись обнять и поблагодарить.
Посмотреть есть на что — в оформлении статуи множество деталей, символов, рисунков, связанных с татарской культурой. Тут и гармонист, и звезды в виде колесиков из часового механизма, животные, растения, элементы национального орнамента. По задумке автора, все эти детали должны вести бесконечный диалог со зрителем, в котором возникает разговор — размышление о нации, ее редкой идентичности.
«Это признание в любви к своему народу, своей стране, — рассказывает горожанам Сайфуллин о смысле статуи. — Вообще мы хотели многого, но Бог дал это место, и я очень благодарен Ильсуру Раисовичу [Метшину], это великий человек, потрясающий».
Напомним, что свои эскизы бронзового коня скульптор привез в Казань в сентябре 2016 года и показал их на встрече с мэром Казани Ильсуром Метшиным. Градоначальник задумку одобрил. «Мне понравилось, что он сам позвонил мне, для меня это было неожиданным. Я гулял по Казани, и вдруг мне сам мэр города звонит. Я обещал, что выложусь и постараюсь, чтобы это было чудом», — рассказывал нам тогда Сайфулин. Правда, на тот момент автор мечтал о скульптуре высотой пять метров. В конечном счете, конь вышел чуть помельче — ростом в четыре метра. В декабре 2016 года мэрия даже устроила специальное голосование, где органичнее будет смотреться фигура — на площадке напротив Академии наук или обзорной площадке напротив станции метро. Мнения разделились практически пополам, но чуть больше голосовавших высказалось за первый вариант.
Автор композиции — художник Рафаэль Сайфулин, который живет и работает в Финляндии
Поэтому художник так благодарен Казани — по его словам, далеко не все российские города идут навстречу творческим замыслам художника. «Я мечтаю в Санкт-Петербурге установить скульптуру в честь Беллы Ахмадуллиной. Беллы Ахатовны уже нет, а я с ней хочу сделать работу, на ее стихи. Ее муж, Борис Мессерер, дал разрешение их использовать. Эта работа стоит в моей мастерской уже 10 лет, а я все мечтаю и мечтаю. А встреча с такими людьми, как Ильсур Раисович Метшин и главный архитектор города Татьяна Георгиевна Прокофьева, дает людям шанс осуществить мечту — признаться в любви к своему городу», — поясняет скульптор.
Похоже, эта любовь не безответна — мимо коня никто не проходит равнодушно, и дети, и пенсионеры фотографируются с ним, громко обсуждают, удивляются и восхищаются. «А вы в Финляндии живете? Дайте я вас обниму!» — восклицает учительница из Оренбурга. Она же предлагает прохожим сфотографироваться с автором: «Он здесь, когда еще такая возможность будет!» «Вам нужно позвать журналистов, чтобы об этом рассказали. Это же такое событие! Я бежала по своим делам, и эта скульптура заставила меня остановиться», — говорит еще одна зрительница. Другая женщина тоже заключает Сайфулина в объятия со счастливой улыбкой.
«„Конь-Страна“ несет любовь. А любовь у нас чаще всего где? В сердце. А в сердце у нас родная деревня. Когда у Алсу спросили, почему она на центральном телевидении не поет татарские песни, она великолепно ответила: „Они слишком грустные, интимные“. Но без этого сентиментализма нет любви, а эта работа как раз об этом. Она не архитектурное украшение, как где-то стоят композиции, которые украшают солидные здания. А здесь для людей — подошли, почитали, посмотрели», — объясняет скульптор.
В оформлении статуи множество деталей, символов, рисунков, связанных с татарской культурой
«Я НЕ ТАКОЙ БОГАТЫЙ ЧЕЛОВЕК, ЧТОБЫ ОТЛИВАТЬ ДЕШЕВО И ПЛОХО»
Конь, как уже рассказывал нам Сайфулин, не простой, а с легендой. Имя «Конь-Страна» дал ему величайший художник из Милана Арнальдо Помодоро, чьи работы украшают улицы Ватикана и Нью-Йорка.
Как рассказал Сайфулин заинтересованным зрителям, отливали бронзового коня с металлическими стержнями внутри в Германии: «Я не такой богатый человек, чтобы отливать дешево и плохо». 6 тыс. евро он вложил в композицию сам, еще 30 тыс. евро на творческое дело пожертвовала «Татнефть». Части скульптуры он привез в своем фургоне и теперь собирает их воедино.
Сейчас обсуждается вопрос торжественного открытия скульптуры, которое может состояться в августе. «Я бы хотел видеть там 50 человек — работников и воспитанников сиротского дома в Казани», — говорит художник.
В друзьях у него не только воспитанники детского дома — Сайфулин рассказал и о подарке, который сделал форуму татарской молодежи. «Табрис Яруллин — потрясающий молодой человек, это мой друг. Я ему сделал герб бесплатно, там в радуге танцуют наши татары. Подарил в прошлом году, у него висит. Делал под песню „Олы юлнын тузаны“, раз десять ее прослушал», — добавил скульптор. Сам Яруллин рассказал «БИЗНЕС Online», что это произведение сейчас висит в отремонтированном здании всемирного конгресса татар. «Это тонкая работа, даже ироничная», — отметил замруководителя исполкома ВКТ. На гербе изображены татарские юноши и девушки, которые стоят рядом с Эйфелевой башней, лондонским Биг Беном, Спасской башней Московского Кремля и Парфеноном, а радуга может трактоваться и как земной шар.
Строчки из «Олы юлнын тузаны» — татарской народной песни, которая на русский переводится как «Пыль большой дороги», — изображены и на постаменте деревни на спине коня. Сайфулин считает тему пути, дороги очень вдохновляющей — по его мнению, это мотив, который дает простор воображению. «Будда очень хорошо сказал: „Вернись к началу и найдешь свой путь“. Так же и каждый, кто придет посмотреть „Коня-Страну“, может совершить это путешествие, сам разгадать символику, понять, о чем я хотел рассказать», — говорит художник.
По задумке автора, все эти детали должны вести бесконечный диалог со зрителем, в котором возникает разговор — размышление о нации, ее редкой идентичности
«В ГОРОДЕ ТУРКУ СТОИТ «КОНЬ-СЧАСТЬЕ», ТАК ЕГО УЖЕ ЗАТЕРЛИ ДО БЛЕСКА»
Сайфулин родился в 1952 году в узбекском городе Китаб. Позже он перебрался в Ленинград, где окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. Мухиной и жил в поселке Кикерино в Ленинградской области. Уже 29 лет Сайфулин живет и творит в Финляндии, где в центре городов Турку, Хельсинки, Ханко, Сало, Киско стоят его скульптуры. «В городе Турку стоит „Конь-Счастье“. Так его уже затерли до блеска — думают, что это поможет обрести счастье, удачу, исполнить мечты», — говорит художник.
Скульптор провел более 50 персональных выставок в России, Финляндии, США, Великобритании, Германии, Австрии, Аландских островах. «Первая выставка прошла у меня в Хельсинки в 1988 году — во время проведения дней культуры Ленинграда. Я был известным художником Северной столицы, и Дом дружбы народов повез мои работы в Хельсинки. С тех пор я начал ездить по стране. Потом перестройка, стало трудно жить, я поехал в Финляндию, устроился в одну строительную фирму. Так и остался там», — рассказывал Сайфулин «БИЗНЕС Online».
В Финляндии по-достоинству оценили заезжего творца — например, на портале «Это Финляндия», созданном местным МИДом, пишут, что «работы Сайфулина не подавляют размерами, но поражают мастерством и чувством». Их сразу начали покупать для частных коллекций. Поначалу его скульптуры украшали частные дома, а через некоторое время стали достопримечательностями городов. Например, «Ветер с моря» в восточной гавани Ханко, «Конь счастья» в Турку или «Счастье» на морской набережной Eiranranta в Хельсинки.
Среди знакомых Сайфулина немало знаменитостей. «Виктор Цой приходил на мою выставку пять раз, мы с ним курили, волновались, переживали... — рассказывал Сайфуллин корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — В 1980-х, чтобы после учебы в Ленинграде остаться в городе, я год преподавал в Серовском художественном училище, и, оказывается (об этом я узнал позже), туда же пришел учиться изобразительному искусству и Виктор Цой. Он приходил ко мне на факультатив керамики. И лишь на выставке мы с ним познакомились лично». В детстве он общался с танцором Рудольфом Нуриевым, а Белла Ахмадуллина даже купила одну из его работ.
У художника трое детей, старший сын Камиль — тоже скульптор и кузнец — живет в Самаре. Дочь Сания и сын Азим живут, как и отец, в Хельсинки.
Строчки из «Олы юлнын тузаны» — татарской народной песни — изображены на постаменте деревни на спине коня
«ЭТО МАЛАЯ АРХИТЕКТУРНАЯ ФОРМА, КОТОРЫХ НЕ ХВАТАЕТ В КАЗАНИ»
«БИЗНЕС Online» спросил экспертов городской среды, насколько удачно вписался «Конь-Страна» в площадку на казанской улице Баумана.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 206
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.