Сегодня в Советском районном суде рассматривалось дело бывшего руководителя исполкома Тюлячинского района Рустяма Нуруллина Сегодня в Советском районном суде рассматривалось дело бывшего руководителя исполкома Тюлячинского района Рустяма Нуруллина Фото: Степан Белоенко

СУД ОТКАЗАЛ СЛЕДСТВИЮ ВО ВЗЯТИИ НУРУЛЛИНА ПОД СТРАЖУ

Сегодня в Советском районном суде рассматривалось ходатайство следственного комитета РФ по РТ с просьбой заключить под стражу бывшего руководителя исполкома Тюлячинского района Рустяма Нуруллина. Однако суд рассудил иначе и отправил экс-чиновника под домашний арест до 11 сентября. 

Как стало известно в зале суда, уголовное дело было возбуждено 11 июля по ч. 1 ст. 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями») и ст. 289 УК РФ («Незаконное участие в предпринимательской деятельности»). 18 июля было возбуждено еще одно уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности») и ч. 2 ст.292 («Служебный подлог, повлекший существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства»). 24 июля следствие объединило эти дела в одно производство, и в тот же день Нуруллин был задержан.

Согласно материалам следствия, причастность Нуруллина к совершению указанных преступлений подтверждается показаниями ряда свидетелей, а также Халила Хасаншина, проходящего под данному делу в качестве еще одного подозреваемого. 

За преступления, в которых подозревают тюлячинского экс-чиновника, виновному грозят штрафы до 1 млн рублей, либо принудительные работы на срок до 4 лет, либо лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.


КАРЬЕРА, ПРЕРВАННАЯ ПИСЬМОМ

Нуруллин возглавил тюлячинский исполком в 2015 году. Работать в районе он начал в 1992 году в должности архитектора, в 1997 году стал завотделом строительства и архитектуры, в 2000 году — замглавы администрации по строительству архитектуры, в 2006 году был назначен замруководителя исполкома по инфраструктурному развитию. Фактически долгие годы Нуруллин отвечал за строительный сектор района.

В 2006 году он покинул исполком района ради работы в ООО «Стройсервис», где два года занимал должность замдиректора, а в 2008 году стал главным инженером ООО «Строительная фирма „Строитель“». На самом деле, согласно базе «Контур.Фокус», с 2008 года Нуруллин являлся единоличным владельцем «Строителя». 

В 2011 году он возвращается на ту же должность в исполком, выйдя из состава учредителей «Строителя», как того требует закон. Новым владельцем и директором компании стал уже упоминавшийся Хасаншин. Наконец, в октябре 2015 года Нуруллин возглавил исполком Тюлячинского муниципального района.

Крах карьеры Нуруллина начался в ноябре 2017 года, когда группа из 12 татарстанских предпринимателей обратилась с открытым письмом к президенту РТ Рустаму Минниханову с просьбой разобраться с проблемой долгов «Строителя». По словам подписантов, они стали жертвами мошенничества со стороны этой компании, за которой, по их мнению, стоит руководство Тюлячинского района. «Мы уверены, что деньги из этой компании получали руководители района. Есть прямые доказательства вывода денег со счетов „Строителя“, полученных от государства, в обход оплаты поставщикам и подрядчикам», — говорилось в открытом письме. В начале февраля 2018 года, на фоне начавшегося расследования, Нуруллин был отправлен в отставку.

. Письмо предпринимателей президенту РТ с просьбой разобраться в «кидалове» закончилось для Нуруллина уголовным делом
Фото: tulachi.tatarstan.ru

ЧЕМ РУКОВОДИШЬ, ОТ ТОГО И КОРМИШЬСЯ

«БИЗНЕС Online» уже подробно разбирался в созданной Нуруллиным, по версии следствия, незамысловатой схеме конвертации должностных полномочий в звонкую монету с использованием «ручных» бизнес-структур. Хотя с 2011 года Нуруллин формально больше не был связан со «Строителем», именно эта компания регулярно получала крупные строительные госконтракты от муниципалитета Тюлячей. Всего с этого времени компания получила 51 госконтракт на общую сумму 240 млн рублей. В 2015 году директор Хасаншин успешно провел операцию по списанию 22 млн рублей долгов от 52 кредиторов через банкротство компании. Причем заранее, в декабре 2014 года, Хасаншиным под тем же именем — «Строительная фирма „Строитель“» — и по тому же адресу зарегистрировал новую компанию, которая продолжила получать госконтракты от исполкома Тюлячинского района.

В 2015 году директором новой компании «Строитель» стал Ришат Гилазов, по совместительству собственник и руководитель зарегистрированной в 2015 году другой строительной компании из Тюлячей ООО «Стройсервис», которая выступала спарринг-партнером «Строителя» на торгах по госзаказу исполкома Тюлячей. Третьим соперником «Строителя» стала компания ООО «Цереком», которой владели Альберт Нуруллин (возможно, родственник руководителя исполкома) и Нияз Сабирзянов. До 2012 года директором компании был сам Нуруллин. В конце 2014 года компания была переписана на Фаниса Нуриева. В 2015–2017 годах «Цереком» получил от исполкома Тюлячинского района 24 госконтракта на сумму 24 млн рублей. Характерно, что кроме этой троицы, других компаний, которые бы получали строительные госконтракты от исполкома Тюлячинского района, «БИЗНЕС Online» найти не смог.

«ОНИ ПОДТВЕРДИЛИ: «ДА, ЭТО НАШИ РЕБЯТА, ПОДДЕРЖИТЕ ИХ, ПОСТАВЬТЕ ПРОДУКЦИЮ БЕЗ ПРЕДОПЛАТЫ»

Как рассказывал ранее «БИЗНЕС Online» директор ООО «Промышленные технологии +» Адель Мазитов  — один из подписантов письма Минниханову — «Строитель» должен его компании более 1,6 млн рублей за поставки железобетонных изделий. «Изначально, когда Гилазов и Хасаншин вышли на меня от имени Рустяма Нуруллина, я не поверил и перезвонил руководителю исполкома и главе района Ильдусу Зарипову. Они подтвердили: „Да, это наши ребята, поддержите их, поставьте продукцию без предоплаты“. Пообещали, что с оплатой все будет нормально. Поставки осуществлялись с июля по август 2015 года. Часть стоимости поставки действительно была оплачена, но вскоре оплата прекратилась. Руководитель исполкома извинялся за руководство „Строителя“, меня продолжал заверять, что скоро долг будет погашен: „Вот сейчас деньги из бюджета заберем и вам оплатим“», — рассказал Мазитов, добавив, что подрядчики денег так и не дождались и в итоге в отношении «нового» «Строителя» тоже была начата процедура банкротства.

По мнению Мазитова, речь идет об очевидном мошенничестве. «Выступая на суде, представители должника убеждали, что у компании нет финансовой возможности погасить задолженность, „поскольку заказчиками являются бюджетные организации, оплата от которых поступает несвоевременно“. На самом деле в ходе процедуры наблюдения было установлено, что компания исправно получала деньги от ГИСУ, но они уходили на обналичивание», — рассказал Мазитов, уверяя, что, согласно отчету арбитражного управляющего, с расчетного счета «Строителя» было выведено и обналичено под видом хозрасходов и выплаты зарплат около 11 млн рублей, еще порядка 8 млн рублей было перечислено все той же компании «Цереком», а также «Управляющей компании» и «Глории», в том числе в качестве беспроцентного займа.

Другой подписант письма, гендиректор ООО «Витал+» Иван Ашанцев, рассказал «БИЗНЕС Online», что его компания поставляла «Строителю» газовые плиты, трубы и металлосайдинг. И на конец 2017 года долг «Строителя» составил 1,389 млн рублей.

Суд отправил экс-чиновника под домашний арест до 11 сентября Фото: Степан Белоенко

ЦЕЛИЛИСЬ В ХАСАНШИНА, ПОПАЛИ В НУРУЛЛИНА?

В связи с этим обманутые контрагенты написали заявление в следственные органы с просьбой возбудить уголовное дело в отношении руководства «Строителя». Однако сначала правоохранители дело возбуждать не хотели, считая, что речь идет о рядовом споре хозяйствующих субъектов, который рассматривается в Арбитражном суде. И лишь после письма Минниханову колесики правосудия завертелись, причем в несколько неожиданном даже для самих подписантов направлении. Их задачей было выбить долги из руководства «Строителя» Хасаншина и Гилазова. Фактически, как признавались сами подписанты, использование ими в письме намеков на заинтересованность Нуруллина в «зажатых» деньгах, было сделано для усиления эффекта. И эффект в виде домашнего ареста Нуруллина превысил все их ожидания. 

«У меня претензии были не к Нуруллину, а к Халилу Хасаншину. Ему я товар отгружал. Мы с Нуруллиным не сотрудничали. Ко мне приходили из отдела по экономическим преступлениям, спрашивали, вопросы задавали про Хасаншина, про Нуруллина. Тот когда-то был руководителем организации, естественно, взаимосвязь у них с Хасаншиным есть», — придерживается мнения Ашанцев.

По его словам, еще в феврале Хасаншин полностью вернул ему и Мазитову долг. «Не знаю насчет Нуруллина, но за Хасаншиным очень много обманутых людей, и нам с Аделем Мазитовым повезло. Остальным, насколько я знаю, никто ничего не вернул», — рассказал Ашанцев.

Мазитов подтвердил «БИЗНЕС Online» что ему вернули долг в размере 1,6 млн рублей. «Как шумиха поднялась, видимо, в Казани на контроль взяли, движение пошло», — отметил он. По словам Мазитова, у него не было цели кого-то наказать или посадить: «Для меня единственная цель как для предпринимателя — чтобы мне вернули хотя бы ту сумму, которую должны, я уж не говорю, там, про пени и все остальное...»

Тем не менее он считает, что Хасаншиным было совершено преступление. «Я знаю, что он работал вместе с Нуруллиным и под Нуруллиным. Когда Нуруллин был руководителем этого сектора в районе и когда был руководителем исполнительного комитета района, со стороны подшефных ему организаций было много нарушений: не рассчитывались с подрядчиками, строили из некачественных материалов, строили с нарушениями. И подлог документов был, в том числе и моей организации — подделали печать и подпись, сделали фальшивую накладную. Вот на этот предмет меня опрашивали следователи», — изложил свою точку зрения на ситуацию Мазитов.

«За что взяли Нуруллина? К гадалке ходить не нужно — это же коррупция, — соглашается Ашанцев. — Конкретно я не знаю, могу лишь предположить, что это как-то связано со строительством. Насколько я слышал, в Тюлячах много незавершенных проектов и много своровано бюджетных денег. Если это так, то арест Нуруллина я расцениваю как торжество справедливости», — отметил он.