. «Тихо, без особой помпы прошел внеочередной съезд всемирного конгресса татар. Это характеризует состояние нынешнего конгресса, который политически и идеологически обессилен»
Фото: «БИЗНЕС Online»

«У МЕНЯ НЕТ НИКАКОГО ПОНИМАНИЯ, КАК СООБРАЗУЮТСЯ И КАК ДЕЛЯТ ПОЛНОМОЧИЯ ФНКАТ И ВКТ»

Тихо, без особой помпы прошел внеочередной съезд всемирного конгресса татар (ВКТ). Оптимисты ждали каких-то прорывных решений и заявлений, тем более что собрание проходило в самый разгар языковых баталий, в Госдуме принимали этот злополучный законопроект. Пессимисты и реалисты реально оценивали ситуацию. Формальным предлогом для внеочередного (или, как я писал ранее на страницах «БИЗНЕС Online», «усеченного») съезда стала необходимость внести изменения в устав организации, так как год назад были допущены какие-то процессуально-юридические ошибки.

Как бы печально это ни звучало, но такое рядовое, протокольное мероприятие по гамбургскому счету реально характеризует состояние нынешнего конгресса, который политически и идеологически обессилен, обескровлен. И дело далеко не только в языковой проблеме, хотя ВКТ высказался лишь осенью прошлого года по этой теме и дальше как-то притих, а в том, что все важнейшие институты татарского народа находятся в системном кризисе и мы сейчас проживаем пиковое его значение.

С другой стороны, встает резонный вопрос: а как быть конгрессу как главному представительному органу татарского народа в этих условиях? Ясно, что в лобовую атаку он идти уже не может, да и нецелесообразно это. Но он ведь может и должен выработать стратегию работы в этих непростых с политической точки зрения обстоятельствах. Год назад на суд курултая татар так и не был вынесен важнейший документ — стратегия развития татарского народа, но анонс об этом был. И непонятно в целом, каким идеологическим документом руководствуется ВКТ? Мы не берем здесь в расчет многочисленные мероприятия, которые идут по накатанной. Конгресс же не орготдел кабинета министров, чтобы носиться из одного конца страны в другой для организации сабантуев — сельских, федеральных, региональных, местных. У него иные цели и задачи: он, по сути, протопарламент татарского народа, его основной смыслоуказующий орган, политический субъект.

Роль такой рабочей лошадки, занимающейся организацией культмассовых мероприятий, должна быть отдана федеральной национально-культурной автономии татар (ФНКАТ) во главе с депутатом Ильдаром Гильмутдиновым, который на волне языковой темы стал едва ли не главной официальной говорящей головой, озвучивающей консолидированную позицию Кремля, Госдумы и, надо полагать, ФНКАТ. Пока лично у меня нет никакого понимания, как сообразуются и как делят полномочия ФНКАТ и ВКТ. Их, конечно, формально собрали под один массивный зонт нацсовета «Милли шура», но в практической плоскости каких-то сдвигов не произошло. Есть дубляж работы, нет разграничения функций. Кстати, сам Гильмутдинов на «усеченном съезде» не был.

Муфтий Татарстана Камиль СамигуллинФото: «БИЗНЕС Online»

«ЗАЧЕМ МУФТИЙ САМИГУЛЛИН ТАК ПОСТУПАЕТ?»

Прошел ровно год с памятного поручения президента РФ Владимира Путина по поводу родных языков в школе и год с прошлого съезда ВКТ. Сделаны ли какие-либо выводы, проанализировано ли то, что нами утеряно, и есть ли видение того, как дальше двигаться? Не было этого на съезде, хотя год выдался архисложным и насыщенным. Он фактически развернул нас на 180 градусов от прежней позиции. Не хочу никого в этом упрекать. Пишутся эти строки не для того, чтобы в очередной раз упрекнуть Рината Закирова, Василя Шайхразиева или кого-либо еще. Дело не всегда в персоналиях. Повторюсь в который, как римский сенатор Катон, раз, что мы двигаемся по наитию в ночи с потухшей свечкой, вытянув от бессилия вперед руки.

Элита могла предположить (это ее обязанность — просчитывать), что ситуация в стране будет и дальше двигаться в сторону сворачивания демократии, федерализма и, напротив, разворачивания, словно старого одеяла из пыльного угла, великодержавности, гиперцентрализации, экономического удушения, клерикализации образования, культурной и семейной жизни. Но все были опьянены настоящим, погружены в сладостный мир внешнего благополучия. И вот грянул кризис, причем грянул он не среди ясного неба, тяжелые свинцовые тучи сгущались и собирались в грозный кулак над нами давно. Но все делали вид, что «вечно голубое небо будет вечно плыть над нами».

Говоря о кризисе, нельзя не упомянуть прошедший в дни «усеченного съезда» ВКТ форум татарских религиозных деятелей, который собрал свыше тысячи делегатов со всей Российской Федерации. Проходит он ежегодно. Мне удалось пообщаться с одним видным хазратом федерального масштаба, который посетовал на отсутствие содержательности мероприятия, стратегического видения, понимания целей и задач форума. Это тоже тревожный симптом. Массовость не заменяет качества. Я сам приложил руку к организации первых форумов, готовил в том числе итоговые документы и вижу, что за это время ничего не осмыслено, не сделано коррекций с учетом устрашающих кризисных явлений в религиозной и национальной среде. Идей свежих практически нет, многое делается ради красного словца, для галочки.

К моему большому удивлению, на форум не был приглашен первый муфтий Татарстана, заложивший основы нынешнего ДУМ, один из лидеров национального движения 90-х Габдулла Галиуллин — статусный, уважаемый, опытный имам, которому есть что сказать, я уверен, в эти непростые времена. Сами же на каждом углу кричим о том, что надо опираться на мнение старших и брать у них совет, а в итоге делаем все наоборот. Муфтият ответил мне через одного человека, что для Галиуллина места нет, так как все занято. В то же время я беседовал с представителями нескольких делегаций, где были люди из регионов, не имеющие никакого отношения к религиозной сфере. Как они сами признались, были свободные места на выделенные квоты. Ну вот зачем муфтий Камиль Самигуллин так поступает? Это позиция духовного лидера такая? Трудно поверить, что для уважаемого человека, много сделавшего для республики и татарского народа, не нашлось одного стула в зале вместимостью более тысячи человек.

Эти неприятные штрихи нужны для того, чтобы понимать, в каком кризисном состоянии мы пребываем. Внешне все блестит, а изнутри бушуют разъедающие ткань процессы.

. «Внешне все блестит, а изнутри бушуют разъедающие ткань процессы»
Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ НЕ РЕШАЮТСЯ ЭКОНОМИКОЙ, А ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ — КУЛЬТМАССОВКОЙ»

Итак, по причине отсутствия широкой общественной дискуссии о путях и маршрутах дальнейшего следования всемирного конгресса татар предлагаю ряд положений (частью ранее уже озвученных), реализация которых, на мой взгляд, жизненно необходима уже сегодня.

1. Как можно скорее надо сформировать при ВКТ центр мониторинга и юридической деятельности. Его основное назначение — отслеживание и выявление фактов нарушения национальных прав татарского населения в регионах РФ и своевременное юридическое вмешательство. А такие сигналы поступают постоянно. То в одном регионе, то в другом неправомерно закрывают татарские школы или вовсе не дают открывать их. То же самое с татарскими мечетями, есть проблемы у национального бизнеса, татарских общественных организаций. Да и прокол с уставом показал, что в мире, где торжествует печать и крючкотворство, без сильной юрслужбы никуда.

В конце концов, можно «отломить» от бюджета Сабантуя считаные проценты и направить их на деятельность подобного центра. ВКТ вполне мог бы взять на себя организационную задачу по проведению постоянно действующих семинаров для таких юристов из регионов.

2. Создать совет экспертов при «Милли шура» с привлечением видных интеллектуалов татарского народа для выработки стратегии, обсуждения тех или иных волнующих нацию и республику актуальных вопросов. Короче говоря, значимость подобного органа объяснять излишне не стоит.

3. Развивать систему национальной территориальной и экстерриториальной жизни посредством института махалля, который позволил дореволюционным татарам достичь ренессанса в культурной, экономической и общественно-политической сферах. Обратите внимание, сейчас бóльшая часть поселков в Казани и ее окрестностях — с преобладающим татарским населением. Буквально 20 лет назад было не так. Такие поселки, как Салмачи, Вознесение, Константиновка, Борисково и другие, в этнодемографическом плане изменились. Это настоящий татарский пояс, татары не могут жить без почвы, они генетически несут на себе печать хозяев земли. Данный факт органичен. Значит, там необходимо воссоздавать национальную инфраструктуру, открывать татарские школы, детсады, многофункциональные центры (библиотека, театральный зал). Существует закон о местном самоуправлении, где для таких территориальных сообществ открываются огромные возможности. Но нужна правильная и обдуманная программа. У величайшего современного просветителя Ильдуса Амирханова, 40 дней со смерти которого исполнилось сегодня, есть детально проработанная концепция татарской махалли. Я считаю, что это наиглавнейший документ, который надо брать за основу.

4. Отдельно стоит проработать концепцию национальной системы образования с учетом последних изменений в этой области. Нужно приложить максимум усилий для сохранения существующих детских школ в регионах. Это непросто, но жизненно необходимо. Нужны опять-таки грамотные юристы, которые помогали бы директорам таких школ с уставом, сейчас общеобразовательные школы в статусе автономных учреждений. Для этого требуются подготовленные лоббисты-переговорщики для работы с органами власти на местах.

5. Острым видится вопрос относительно подготовки общественно-политических кадров, которые бы выполняли функцию авангарда татарского национального движения в Татарстане и местах компактного проживания татар. Именно они являются урановым стержнем идеологической работы по пропаганде татарской культуры и организации ее духовной и общественной жизни.

6. Необходимо найти механизм привлечения национальной буржуазии к финансированию татарских организацией, помощи в открытии школ и культурных центров, медиа, содействия немощным и талантливым соплеменникам на местах. Так, как это было до революции у татар, когда государство не выделяло средств на содержание газет, журналов, медресе, театров, писателей, интеллектуалов и т. д. Всю финансовую тяжесть брали на себя меценаты. Татарский буржуа, не жертвующий на благотворительность, — такого быть не могло тогда. Это считалось аморальным, не соответствующим исламской этике. Возьмите того же хрестоматийного олигарха Романа Абрамовича, который за время своего материального благополучия в общей сложности пожертвовал на нужды российского еврейского конгресса 500 миллионов долларов! И ведь у нас есть свои долларовые миллионеры и даже миллиардеры. Есть прекрасная инициатива общественников об открытии фонда татарского языка для стипендиальной поддержки тех, кто желает изучать татарский язык. Кстати, Израиль в свое время через финансовое стимулирование молодежи смог воссоздать иврит, практически утерянный как язык общения полстолетия назад (в качестве разговорного языка превалировал идиш).

7. ВКТ должен взять на себя идеологическое бремя пропаганды идей федерализма, раз официальный Татарстан не может уже сейчас политически об этом прямо говорить. РТ и другие национальные республики сейчас заинтересованы в сохранении федеративных основ государства и неприкосновенности Конституции, ведь голоса провокаторов, требующих пересмотреть территориально-административный характер страны, звучат все громче. Им надо дать достойный ответ и отпор.

Вообще, давно пора выстроить правильные механизмы общественного и политического позиционирования. Мы стали академиками в деле организации сабантуев и песенных фестивалей, пора бы уже научиться политическому лоббизму и стратегии общественно-политической борьбы. Без этого никак. Политические вопросы не решаются экономикой, а идеологические — культмассовкой. Время безжалостно, растопчет и пройдет мимо. Мимо нас...

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции