Сейчас художник-реставратор Андрей Сульдин восстанавливает серию из четырех картин Доменико Антонио Ваккаро (1678-1745) – крупного итальянского мастера конца XVII- первой половины XVIII века. Ваккаро отличался универсальным дарованием – был скульптором, декоратором, монументалистом, мастером станковой живописи. Работал преимущественно в мифологическом и религиозном жанрах. Ваккаро учился у крупнейшего неаполитанского живописца Франческо Солимены, которому покровительствовал сам Король-Солнце – Людовик  XIV.

Ваккаро, Доменико Антонио. Григорий Великий. Томас Бекет (?). Гуго Авалонский. Антельм Беллийский. Италия, XVIII в. Холст, масло. Овал 168×114,5 см БСИИ ASG, инв. № 04-4135 (1-4)

Набор из четырех картин, написанных на холсте овальной формы крупного – 168х114,5 см – формата, приобретен во Франции на аукционе Artcurial в ноябре 2013 года. Для приведения произведений в экспозиционное состояние они переданы в реставрационные мастерские МИА в начале этого года.

- в каком состоянии были картины на момент поступления? Они имели подрамники?

- да, они были натянуты на старые подрамники, но края полотна очень сильно обветшали, гвозди уже не могли обеспечить нужное натяжение.

- чем грозит картине слабое натяжение на подрамник?

- когда холст слабо натянут, это угрожает картине практически полным исчезновением: ломаются края, начинаются осыпи красочного слоя и даже грунта.

Плохое натяжение холста и сырость, из-за которых образуются складки, заломы и т.д., могут привести к потере картины

- благодаря Вам наши читатели уже знают, что сегодня найти картины XVII-XVIII века, дошедшие до нас на оригинальном холсте, невозможно. Эти картины тоже проклеены дублировочным холстом?

- нет, здесь холст как раз родной, тот, на котором Доменико Ваккаро и написал образы святых.

- что этому способствовало – какие-то особые условия хранения?

- да, скорее всего именно из-за благоприятных условий хранения, судя по всему, эти картины не имели предыдущих реставраций, они в них просто не нуждались, возможно, делали поновление лакового покрытия, но серьезных реставраций не было, что удивительно, учитывая трехсотлетний возраст картины. Все утраты, из-за которых картина поступила в реставрационные мастерские Международного института антиквариата, имеют механическую природу – мелкие прорывы холста, в основном, в результате слабого натяжения, и осыпи красочного слоя вместе с грунтом по той же причине.

- Андрей Вольдемарович, Вы отметили, что подрамники французской работы, а художник итальянец, это значит…

- нет, я отмечал, что особенность подрамников, на которых они поступили в МИА, состоит в том, что они глухие, а не раздвижные, что не позволяет регулировать натяжение. Холст ведь очень гигроскопичен, поэтому натяжение нитей изменяется не только в соответствии с сезонами, но и погодой, лучше, если натяжение холста можно регулировать постоянно. А здесь подрамники были глухие, а чьего производства – родные, итальянские, или французские – установить сложно. Но очевидно, что они старые, возможно, соответствуют времени создания картины. Пришлось заменить их на новые, выполненные по старым технологиям.

- Вы будете расчищать красочный слой, или картина останется такого же темного колорита?

- картина останется темной и после расчистки, такой ее задумал автор. Судя по сюжетам этих четырех полотен – а это люди, причисленные римско-католической церковью к лику святых за их служение Богу, картины создавались либо для папских или кардинальских покоев, аббатства и т.д., так что их достаточно мрачный колорит вполне оправдан. Хотя после реставрации картина станет более «сочной», места расчисток это подтверждают.

Несмотря на заказной характер работы Доменико Ваккаро выполнил ее с мастерством и вдохновением, как и его великий учитель Солимена

- Вам нравятся эти работы?

- очень, здесь чувствуется рука крупного мастера: великолепные пропорции, очень выразительные лица у центральных персонажей и удачное композиционное решение, совершенно переданы анатомия и пластика тела. Следует учесть, что это, как сказали бы сегодня, коммерческая работа, она явно выполнялась по заказу церкви, но мастер сделал это не формально, а с душой. Это не всегда встречается даже у таких мастеров, как Рубенс и Рембрандт, у которых иногда можно ощутить разницу между заказной работой и работой по собственному замыслу. А Доменико  Ваккаро сделал это очень вдохновенно.

- сколько времени может занять реставрация всех четырех полотен?

- я с ними работаю уже достаточно долго, поэтому, в ближайшие месяц-два работа будет завершена.

- у всех полотен одинаков перечень утрат или есть особенности?

- работы поступили из одного места, и одинаковые условия сказались на идентичности утрат, только на одной работе наблюдался крупный прорыв, пришлось вставлять кусок холста, а так в основном все похоже, просто где-то больше утрат, где-то меньше, но реставрационные вмешательства идентичны.

- получается, реставратор должен разбираться в химии, чтобы придавать краскам старых мастеров первозданную яркость, но он также должен быть и столяром, и механиком, чтобы рассчитать конструкцию подрамника, от чего будет зависеть сохранность картины. Тем самым реставратор находится в условиях, близких к старым мастерам, единолично  изготовлявших  краски, подрамники, натягивавших холст, сбивавших деревянную основу и т.д.

на правах рекламы

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции