Общаясь с генеральным директором Shiseido Масахико Утани, Алина отметила, что ее тренер Этэри Тутберидзе часто говорила про ShiseidoСтоп-кадр видео

«БУДУ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ТОЛЬКО ЭТОЙ КОСМЕТИКОЙ»

Shiseido — солидный рекламный актив для любого селебрити. Компания основана в 1927 году, является лидером рынка в Японии, входит в топ-5 мировых брендов косметики. В разное время лицами компании становились актрисы Анджелина Джоли и Дженнифер Коннели, бывшая первая ракетка мира Ана Иванович. Теперь в их ряду российская фигуристка Алина Загитова, выигравшая золотую медаль в женском одиночном катании на Олимпиаде-2018 в Пхенчхане.

В 2017 году японская компания приняла трехлетний план (предыдущий, шестилетний, предусматривающий достижение общего оборота в 1 трлн японских иен к 2020 году был выполнен досрочно). Сейчас перед Shiseido стоит цель попасть в топ-3 компаний мира в своей отрасли, сохранив твердые позиции в Японии и Азии, а также увеличить оборот до 1,2 трлн иен.

Согласно официальному заявлению компании, одним из способов достижения цели станет «повышенное внимание к молодым поколениям и детям беби-бумеров», то есть тех, кто родился в промежуток с 1946 по 1964 год. Сама же Алина относится к поколению даже не Y, а Z, но именно она, по мнению Shiseido, сможет продвинуть новую линейку косметики среди молодых японцев.


Официальная презентация новой коллекции из более чем 100 товаров с участием Загитовой состоялась 1 августа. Общаясь с генеральным директором Shiseido Масахико Утани (тот сказал фигуристке «Привет» на русском), Алина отметила, что ее тренер Этэри Тутберидзе часто говорила про Shiseido, ведь в фигурном катании «нужно выглядеть очень красиво», и рассказала о первом опыте пользования косметикой компании: «Я вообще не чувствовала мейкапа на своем лице. Но в то же время, когда смотрела на зеркало, видела себя красивой». После официальной части Загитова во время эфира в «Инстаграме» обрадовалась подаркам Shiseido. «Я буду пользоваться только этой косметикой!» — пообещала олимпийская чемпионка. Что же, похоже, японская компания надеется услышать такие же слова от миллионов миллениалов по всему миру.

Никаких сведений о соглашении с Загитовой Shiseido не раскрывает. Как рассказал «БИЗНЕС Online», источник, знакомый с условиями аналогичных контрактов, речь может идти примерно о $100–120 тысячах. Эта сумма делится между федерацией фигурного катания, которая несет бóльшую часть нагрузок по организации и переговорам, школой и самой фигуристкой, которая пока не достигла совершеннолетия.


ВТОРАЯ ПОСЛЕ ШАРАПОВОЙ

На презентации Shiseido присутствовали и другие известные люди, которые мало известны в Европе, но представляют ценность для молодых в Азии. Достаточно взглянуть на количество подписчиков в «Инстаграме»: актриса Роуэн Бланшард — 5,2 млн, блогерша Peary Pie — 1,5 млн, дизайнер Эми Сузуки — 1 млн, модель Юка Маннами — 352 тысячи.

Пока Алина не может соревноваться с этими людьми в своих соцсетях, но Shiseido, сделав фигуристку своим международным послом, совершенно ясно указала на ее большой медийный потенциал. В мае американское издание ESPN опубликовало рейтинг 100 самых популярных спортсменов мира на основе запросов в Google, количестве подписчиков и рекламных соглашений. Загитова не вошла в общий топ-100, но расположилась на 20-м месте в списке спортсменок, уступив среди россиянок только Марии Шараповой (№2 в списке) и опередив Евгению Медведеву (№22). То есть вполне уверенно можно сказать, что сейчас Алина — самая популярная спортсменка России после Шараповой. И, к слову, вторая в мире фигуристка после канадки Тессы Вертью. Контракт с Shiseido, который, может, и не принесет ей заоблачных сумм, будет только способствовать укреплению ее персонального бренда, особенно в Азии.


Между тем в мире фигурного катания известие о сотрудничестве Загитовой с Shiseido встретили сдержанно. Для фигуристок не в новинку сотрудничать с косметическими брендами — в декабре та же Медведева стала послом красоты шампуня Pantene от Procter & Gamble и снялась в русскоязычном ролике. С неожиданной популярностью в Японии в разное время тоже сталкивались многие — от Юлии Липницкой, выигравшей золотую медаль в командном выступлении Сочи-2014, до Елизаветы Туктамышевой, ставшей чемпионкой мира в 2015 году.

«В ЕЕ ВНЕШНОСТИ ЕСТЬ ЧТО-ТО АЗИАТСКОЕ»

И все-таки популярность Загитовой особенная. В мае, напомним, японская делегация во главе с премьером Синдзо Абэ вручила Алине собаку породы акита-ину. Повод дала она сама, заявив в одном из интервью: «Перед Олимпиадой я была на сборах в Японии и увидела журнал, где были фотографии собак породы акита-ину. О такой собаке сняли известный фильм „Хатико“. Мне эти собачки сразу понравились. Я очень захотела, чтобы у меня тоже был такой преданный друг. Сказала маме, что хочу собаку. Мама ответила: „Выступи хорошо на Олимпиаде, посмотрим“. Я пока не знаю, что они с папой решат. Но я очень хочу собаку».

После того, как Загитова получила питомца и назвала его Масару (переводится как «победа»), в префектуре Акита случился настоящий бум: резко увеличились поток туристов и объем продаж сувениров, связанных с собаками местной породы.

Также Загитова выступала с показательными выступлениями в Японии и Южной Корее. Она произвела такое впечатление на азиатских болельщиков, что соцсети наполнились одами фигуристке.

«Какая же она очаровательная, — писал в „Инстаграме“ пользователь под никнеймом JKay. — Люди до сих пор говорят, какая она замечательная спортсменка, какой милый и воспитанный человек и какая у нее завораживающая красота. Многие стали болеть за нее». В Японии же Алина встретила фанатку, которая один в один скопировала ее костюмы для выступлений в сезоне 2017/18.


В интервью «БИЗНЕС Online» японский телекомментатор Такаки Ториуми назвал Загитову одной из самых популярных российских спортсменок в Японии — наряду с Медведевой. «В ее внешности есть что-то азиатское, — уверен Ториуми. — Она красивая, стройная, грациозная. Японцы считают ее привлекательной, отсюда и популярность». Слова комментатора подтверждаются недавним эфиром на Asahi TV. Там у Загитовой не просто взяли интервью, а сделали это в импровизированной японской деревне. Фигуристку одели в кимоно и неприкрыто старались придать ей национальный японский колорит.

Высокую популярность Алины в Азии можно объяснить не только внешностью и статусом олимпийской чемпионки. Дело может быть и возрасте, что подтвердил Ториуми. В японских мультфильмах — аниме — главные героини практически всегда молодые девушки, которые не достигли совершеннолетия, а борются они, как правило, со зрелыми женщинами. Неслучайно номер Медведевой в образе персонажа известного сериала «Сэйлор Мун» получил такую популярность — азиатским зрителям российские фигуристки и напоминают персонажей из аниме, только они обладают суперспособностями в реальной жизни.


Как бы то ни было, Алина сделала первый осознанный шаг к тому, чтобы капитализировать свою известность в Японии. Одним из главных параметров ее сотрудничества с Shiseido может быть доверие. Раз компания сделала фигуристку своим послом, она уверена, что Загитова — это не случайный феномен, а спортсмен, который способен поддерживать свое реноме олимпийской чемпионки все четыре года. Другое дело — уверены ли в этом в России, где Алина давно не появлялась на федеральных каналах, а среди российских компаний вызвала мимолетный интерес разве что у Сбербанка.