«ЕСЛИ В ДАЛЬНЕЙШЕМ ТАКОЕ ПОНИЖЕНИЕ ПОЙДЕТ, ОНО БУДЕТ ВЫЗЫВАТЬ ПОНИЖЕНИЕ И В РОЗНИЦЕ»

В минувшую пятницу в управлении рационального использования ТЭР при кабмине РТ прошло очередное заседание рабочей группы по контролю над ценами и качеством моторного топлива. Глава управления Роберт Гилязиев заметил, что с момента последней встречи, 25 мая, когда цены на бензин на автозаправках было разрешено повысить на 1,3–1,7 рубля за литр, к нему автозаправщики больше не обращались и он по ним даже соскучился.

Для начала Роберт Файзиевич подробно рассказал, как развивались события на бензиновом рынке в последние месяцы. Он вспомнил, что если до мартовских выборов нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) и Санкт-Петербургская товарно-сырьевая биржа (далее — биржа) еще придерживали цены, то после 18 марта пустили их просто галопом. Как результат — резкое повышение розничных цен на АЗС и справедливое возмущение участников рынка — от розничных заправщиков до простых водителей. И только после публичного окрика президента страны Владимира Путина и обещаний снизить акцизы на топливо оптовые цены притихли, а затем поползли вниз.

«Можно сказать, что к 1 августа мы видим понижение цен. Если в начале июня цена 95-го бензина на уфимских НПЗ составляла 55 150 рублей за тонну, то в августе стала 44 350 рублей. Смотрите, какое понижение!» — восхищался Гилязиев. Он добавил, что аналогичным образом повела себя и биржа: если в начале июня тонну АИ-95 там можно было купить за 54,7 тыс. рублей, то в августе за нее стали просить всего 44,6 тыс. рублей.


«Понижение на 10 тысяч! Значит, была возможность не допускать повышения», — сделал вывод глава управления ТЭР. Он отметил, что в некоторых регионах РФ это привело к сокращению розничных цен, однако в Татарстане ценники практически застыли на уровне июньских (коррекция в пределах 50 копеек, сравните с данными за июнь и июль). Небольшое снижение цен было замечено лишь на таких заправках, как Irbis, Shell и АПЭКС. Гилязиев объяснил это тем, что, во-первых, в Татарстане с самого начала были приняты все меры по сдерживанию галопирующего роста стоимости бензина и цены в республике в мае и июле сохранялись одними из самых низких в ПФО, во-вторых, розница в любом случае не сможет отреагировать на снижение опта одномоментно, поскольку АЗС еще не менее двух-четырех недель вынуждены распродавать остатки, закупленные по дорогой цене.

«После принятых мер резкое повышение цен остановилось. Думаю, что в ближайшее время роста уже не должно быть», — рассудил Гилязиев, имея в виду, что после снижения акцизов должно произойти еще большее снижение цен на НПЗ и бирже.

«Владельцам АЗС (я не говорю, что сегодня же) нужно быть готовыми не к повышению розничных цен, а к их снижению, исходя из ситуации с отпускными ценами. На август мы уже видим понижение по сравнению с июлем. Если в дальнейшем такое понижение пойдет, очевидно, оно будет вызывать понижение и в рознице», — предупредил Роберт Файзиевич представителей АЗС, сидящих в зале, — заранее, чтобы не расслаблялись.

Те сидели молча, не мигая и не двигаясь, довольные хотя бы тем, что их не заставляют переписывать ценники прямо сейчас. На предложение Гилязиева задавать вопросы в зале царило солидарное молчание. Не решился взять слово даже член ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ Андрей Моряшев (директор ООО «Оптан-Казань»), хотя обычно, когда дела у малых заправщиков становятся плохи, члены ассоциации высказываются весьма активно. 

Нужно сказать, что сегодня оптовые цены фактически скатились к уровню апреля 2018 года. Но розничные цены не спешат сокращаться. Если в начале апреля литр АИ-92 на АЗС стоил 36,40–37,40 рубля за литр, а АИ-95 — 39,40–40,30 рубля, то сегодня — примерно на три рубля дороже: АИ-92 — 40–40,50 рублей, АИ-95 — 42,6-43,1 рубля за литр. Владелец крупной сети автозаправок на условиях анонимности подтвердил «БИЗНЕС Online», что сложившийся сегодня уровень оптовых и розничных цен в РТ весьма благоприятный для бизнеса — позволяет работать и зарабатывать.

Сегодня оптовые цены фактически скатились к уровню апреля 2018 года, но розничные цены не спешат сокращаться

СУДОВОЕ ТОПЛИВО ПРИРАВНЯЮТ К ДТ ПО ЦЕНЕ

Темой номер два стали результаты контроля качества моторного топлива на заправках Татарстана по итогам 7 месяцев 2018 года. Замначальника управления ТЭР Шамиль Гумеров рассказал, как обстоят дела: доля некачественного бензина не выросла и соответствует уровню прошлых лет. Для сравнения: в худшие годы доля некондиции доходила до 22,7%. Всего было проверено 468 АЗС и 11 нефтебаз. Из 883 проб только 28 проб (3,2%) не соответствует установленным требованиям: 11 проб бензина и 17 — ДТ. Чаще всего грешат с качеством небольшие частные АЗС, у которых нет своих лабораторий и «которые не знают, что они продают».

«В пяти пробах выявлено содержание серы от 3,8 тысячи до 9 тысяч милиграммов на килограмм топлива. При этом норма составляет всего 10 милиграммов на килограмм топлива. Здесь явно дизельное топливо смешали с судовым или печным топливом или с дизельной фракцией, хотя продается это под видом настоящего дизельного топлива», — возмущался Гумеров. 

Гилязиев вынужден был констатировать, что, несмотря на все увещевания и вмешательство в проблему президента РТ Рустама Минниханова, заправщики продолжают мешать ДТ бог весть с какими субстанциями. Основными потребителями ДТ являются грузовые и сельскохозяйственные машины. Желающие сэкономить водители нередко заправляются судовым топливом, оно значительно дешевле, но, в отличие от дизельного топлива, имеет более низкое цетановое число и более высокое содержание серы. Современная техника быстро выходит из строя от такого «нерационального питания», а ремонт для собственников может обойтись в миллионы рублей, однако владельцев некоторых АЗС это не останавливает.

«Реализация судового топлива, к сожалению, имеет место», — с сожалением отметил Гилязиев, но тут же «порадовал», что от «Татнефти» получил информацию, что они судовое топливо будут продавать по цене 46 тыс. рублей за тонну — как дизельное топливо. «Наверное, если по такой цене будут продавать, то судовое топливо АЗС не будут покупать, не станут попадаться на этом», — считает глава управления ТЭР.

Новости будут явно не рады владельцы судоходных компаний, ведь они никак не виноваты в ухищрениях автомобильных заправщиков. Это может привести к очередному росту цен на водные пассажирские и грузоперевозки. 

На совещании была озвучена любопытная инициатива минпромторга — по «звездному» ранжированию АЗС по принципу гостиниц

АЗС ПОЛУЧАТ ЗВЕЗДЫ

Гумеров озвучил любопытную инициативу минпромторга — по «звездному» ранжированию АЗС по принципу гостиниц. «При выполнении определенных критериев АЗС получает „Национальную торговую марку“. Предварительно условием получения знака будет являться согласие пройти добровольную сертификацию. На АЗС должен быть магазин по реализации сопутствующих товаров, общепит и другие услуги: туалет, подкачка шин, чистка салона», — разъяснил он.

Гилязиев поддержал начинание словами о том, что люди должны знать, что АЗС в хорошем состоянии. В республике проект будет реализовываться совместно с ГУП РТ «Национальная торговая марка» Илсура Сафиуллина, цель которого — формировать и продвигать качественные татарстанские бренды. Участники рынка выслушали эту информацию спокойно, не возражая и не одобряя.

Как выяснилось, проект о «звездности» АЗС пытались раскачать еще в прежние годы, но потом он заглох. В начале 2018 года эту тему вновь поднял минпромторг России.  

«Проект позволит правильно раскрасить добросовестных игроков, которые в добровольном порядке готовы раскрыть все карты, показать все технологические процессы, то, как у них организовано обслуживание клиентов, какие есть условия не только для продажи топлива, но и для дополнительных услуг», — сообщил  руководитель Росстандарта Алексей Абрамов в интервью «Российской газете». Также оцениваться должны все важные эксплуатационные характеристики топлива, которые закреплены ГОСТами. 

Представители ТАИФа заверили, что продажа газа возобновлена во всей сети

ТАИФ ПОДДАСТ ГАЗУ

Наконец, представители ТАИФа, которые присутствовали на совещании, ответили на вопрос «БИЗНЕС Online» о том, когда же вернется газ на их газозаправочные станции. О том, что в Казани возник дефицит с голубым топливом, ранее писало наше издание. Были высказаны предположения, что компания приостановила продажу топлива из-за того, что ее лишили лицензии на продажу.

«Продажи возобновились сегодня (3 августа 2018 года)», — заверил нашего корреспондента заместитель начальника производственно-коммерческого управления ОАО «ТАИФ» Альберт Сультеев. На вопрос о том, почему газа не было в продаже, он сообщил, что по техническим причинам. «Для потребителя достаточно этого объяснения. Зачем мы будем углубляться в технические подробности? По техническим причинам подача газа была приостановлена. Но не во всей сети, это надо подчеркнуть. В целях безопасности», — подметил Шамсутдинов, но не стал раскрывать, в чем таилась та самая опасность, которая, видимо, и привела к приостановке действия лицензии.

«У компании „ТАИФ“ собственных газовых ресурсов нет, мы покупаем газ с рынка, мы обеспечиваем бесперебойное снабжение собственной сети газом. Были технические проблемы, которые сняты, сейчас все работает», — успокоил он.