Правительство Дмитрия Медведева утвердило изменения в схемах территориального планирования федеральных дорог, согласно которым трасса М7 больше не будет проходить по дамбе Нижнекамской ГЭС. Предполагается, что проект может быть реализован в течение ближайших четырех лет. Однако эксперты «БИЗНЕС Online» сомневаются в том, что амбициозному плану суждено сбыться, ссылаясь на то, что в России до сих пор не удается построить новую трассу даже между Москвой и Санкт-Петербургом.
Утверждены изменения в схемах территориального планирования федеральных дорог, согласно которым трасса М7 больше не будет проходить по дамбе Нижнекамской ГЭС
«ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ — ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ТРАНСПОРТНОГО ПРОСТРАНСТВА»
Председатель правительства России Дмитрий Медведев утвердил дополнения к объемному документу, который называется «схема территориального планирования (СТП) в области федерального транспорта и автомобильных дорог федерального значения», которые непосредственно касаются Закамской зоны Татарстана. Распоряжение было опубликовано на днях на сайте правительства России. Разработкой документа, как указывается в пояснительной справке, занималось министерство транспорта России «во исполнение пункта 4 Плана мероприятий, направленных на реализацию положений Федерального закона „О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования».
СТП в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного) и автомобильных дорог федерального значения была утверждена распоряжением правительства России 19 марта 2013 года. Она содержит сведения о видах, наименованиях, назначении и характеристиках планируемых для размещения объектов федерального значения, реализация которых предусмотрена указанными документами и предполагает развитие территории. Главная ее цель — формирование единого транспортного пространства страны на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры.
В переводе с чиновничьего языка, речь в документе идет о включении в СТП строительства обхода городов Нижнекамск и Набережные Челны в рамках проекта реконструкции автомобильной дороги М7 «Волга» Москва — Владимир — Нижний Новгород — Казань — Уфа. Внесение поправок в СТП объясняется необходимостью принятия правовых решений в сфере земельных отношений, а также решений о разработке документации по планировке территории и выдаче разрешений на строительство. «БИЗНЕС Online» ранее подробно писал об этом проекте. Базовая идея заключается в том, чтобы построить платную автомагистраль — дублер отрезка трассы М7, которая «ответвлялась» бы на 970-м километре от федеральной трассы в районе Мамадыша. Далее в районе села Соколки предполагается построить новый мост через Каму, а затем в обход Набережных Челнов и Нижнекамска транспортная артерия вновь должна была примкнуть к трассе Москва — Уфа.
В 2015 году, чтобы окончательно утвердиться в том, что идея строительства такой дороги имеет право на жизнь, республиканский минтранс объявил тендер стоимостью 14,9 млн рублей на разработку финансово-экономического обоснования проекта. В конкуренции с казанским «Транспроектсервисом» выиграл Санкт-Петербургский научно-исследовательский и проектный институт транспортной инфраструктуры (НИПИ ТИ).
Протяженность нового участка автодороги должна составить почти 95 км, длина моста через Каму в районе Соколок — 3,1 километра
«С ВВОДОМ НОВОЙ АВТОДОРОГИ ДОЛЖНА СУЩЕСТВЕННО СНИЗИТЬСЯ И НАГРУЗКА НА ПЛОТИНУ НИЖНЕКАМСКОЙ ГЭС»
Согласно планам минтранса, из Нижнекамска, например, по новой дороге в западном направлении можно будет ехать не вкруговую через Челны, а прямиком. За счет этого можно было бы сократить путь на целых 120 километров. Соответственно, с вводом новой автодороги должна существенно снизиться и нагрузка на плотину Нижнекамской ГЭС, так как транзитный автотранспорт из регионов РФ, по идее, должен предпочесть более короткую трассу, хотя и не бесплатную.
Общая протяженность нового участка четырехполосной автодороги, согласно обнародованным в 2015 году планам, должна составить почти 95 км, длина самого моста через Каму в районе Соколок — 3,1 километра. Стоимость строительства мостового перехода и подходов к нему — 21,4 млрд рублей, а общую примерную стоимость строительства (в ценах 2015 года) оценивали не менее чем в 62 млрд рублей. При этом предполагалось, что расчетная скорость движения на заданном участке дороги категории 1Б составит 120 км/ч.
На разработку проекта планировки и проекта межевания территории по первому пусковому комплексу трассы протяженностью 26,8 км, в этом году из республиканского бюджета было выделено 71,1 млн рублей. Однако финансирования на все это нет. Поговаривали, что у проекта появлялся некий инвестор из Испании, который был готов взяться за его реализацию, но в итоге он отказался. Одной из причин, по данным источников, близких к минтрансу РТ, называлась слабая проработанность проекта.
Ввиду того, что проект долгое время находился «под сукном», активизировался глава Елабуги, бывший министр транспорта РТ Геннадий Емельянов. Он начал лоббировать альтернативный проект, предлагая построить и платную дорогу, и мост через Каму не в Мамадышском, а в Елабужском районе. При этом он заверял, что альтернативный проект дешевле да и потенциальный инвестор уже, мол, найден. Публично Емельянов раскрыл карты на состоявшемся в конце февраля этого года заседании совета Елабужского района. «Учитывая неустойчивый транспортный каркас нашей агломерации, нами был предложен вариант строительства моста через реку Каму в районе Елабуги. Я не раз говорил, что данный проект не только изменит грузопотоки, но и разгрузит стратегический объект — мост через плотину Нижнекамской ГЭС, снизит интенсивность автомобильного движения по федеральной дороге М7. Кроме того, территория Елабужского района станет более привлекательной для инвесторов и даст дополнительный импульс в развитии малого и среднего бизнеса. А это новые рабочие места, увеличение поступления налогов во все уровни бюджетов».
Геннадий Емельянов начал лоббировать альтернативный проект, предлагая построить и платную дорогу, и мост через Каму не в Мамадышском, а в Елабужском районе
Свой вариант он считает однозначно более правильным, чем тот, что предлагает минтранс: «Сейчас заявлено о строительстве моста в районе села Соколка Мамадышского района. Предполагается через него пустить транзитный поток, идущий по основной трассе в обход Нижнекамска и Набережных Челнов. Кроме того, это позволит разгрузить мост через Вятку. Вместе с тем видимая выгода данного проекта на этом и заканчивается. У проекта есть явные недостатки — это длинный объездной путь. Мост — это всегда дорогой проект. Однако к мосту еще нужно провести многополосную дорогу, и она уже будет измеряться в десятках километров. Чтобы проложить объездную трассу через Соколки, нужно построить порядка 100 километров дороги первой категории. Это намного дороже самого моста. В то же время, если соорудить мостовой переход в Елабужском районе возле села Танайка, объездной путь сократится вдвое, а стало быть, это существенно удешевит и весь проект. Кроме того, русло Камы здесь значительно уже, чем в Соколке, и это тоже весомый аргумент в пользу Елабуги», — приводил аргументы в пользу лоббируемого проекта глава Елабуги.
О серьезности намерений Емельянова говорило хотя бы то, что уже есть предварительная договоренность с инвестором — группой компаний «ВИС». «Они выразили готовность вложиться в постройку моста на паритетных началах с государством, — заявлял мэр. — ВИС является одним из лидеров российского государственно-частного партнерства. Строительство моста — это как раз тот самый случай, когда форма ГЧП наиболее эффективна».
Между тем в минтрансе РТ в марте этого года, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online» о строительстве обходной дороги Нижнекамска и Набережных Челнов, сообщали, что ведомство ведет работу по включению этого участка с мостовым переходом через Каму у села Соколка — протяженностью 26,8 км — в титул федеральной дороги М7. Заместитель министра Артем Чукин сообщал, что о строительстве этой автодороги пока говорить рано, в этом году власти рассчитывают выполнить лишь разработку проекта планировки и межевания. Ранее сообщалось, что проект может быть реализован к 2022 году.
Интересно также, что в минтрансе вовсе не видят проблем в том, каким образом пускать объездную дорогу — через Мамадышский район или через Елабужский. Чукин заверил, что оба проекта имеют право на существование, но идеи главы Елабуги предполагается воплотить существенно позже. «Эти два объекта прописаны в стратегии („Татарстан-2030“). Работы по мостовому переходу Соколки были проведены, в этом году начато формирование проекта планировки территории. Так называемый проект „Алабек“, соединяющий Нижнекамск и Елабугу, планируется к реализации в 2030 году. Не надо их смешивать, они выполняют разные задачи. Первый решает вопросы взаимодействия районов внутри Камской агломерации, второй интересен в том числе федеральному дорожному агентству как создание альтернативного обхода дорогой М7 города Набережные Челны, минуя плотину Нижнекамской ГЭС», — говорит замминистра транспорта РТ.
Предполагается, что проект может быть реализован в течение ближайших четырех лет
«МЕЖДУ СЛОВОМ И ДЕЛОМ У НАС, К СОЖАЛЕНИЮ, ДИСТАНЦИЯ ОГРОМНОГО РАЗМЕРА»
Фоат Комаров — советник генерального директора АО «СМП-Нефтегаз»:
— У нас правительство выпустило уже столько бумаг по этому поводу, которые до сих пор не реализованы! Я считаю, что данные поправки в СТП — это просто еще один документ, который был выпущен правительством и который ничего не изменит и ни на что не повлияет. Между словом и делом у нас, к сожалению, дистанция огромного размера. Вы просто обратите внимание — сколько правительство выпустило уже распоряжений, бюджетных правил, планов, касающихся развития транспортной инфраструктуры. План по развитию транспортной инфраструктуры России был принят в 2008 году. Посмотрите, какие задачи там прописаны, и посмотрите, что из этого на сегодняшний реально реализовано! Планировалось построить новую дорогу М10 Москва — Санкт-Петербург протяженностью 680 километров. Она не построена до сих пор, 10 лет уже прошло! Идут только разговоры. Если уж эту дорогу, связывающую две столицы, не построили, то о других дорогах вообще разговор вести смысла нет. Чтобы дорогу начали строить, в бюджете должны быть предусмотрены ассигнования. Если средства на строительство прописаны, дорога строиться будет; если в бюджете на это деньги отсутствуют, то об этом и разговор вести смысла никакого нет.
Радмир Беляев — замруководителя исполкома Нижнекамского района по инвестициям, развитию малого и среднего предпринимательства и ТОСЭРа:
— Проектирование обхода вокруг Нижнекамска уже активно ведется. Если мне не изменяет память, к 2022 году проект должен быть реализован. Занимается вопросом минтранс, в настоящее время в Нижнекамском районе идет «перетрассировка» федеральной трассы М7. С учетом развития крупных промышленных предприятий Нижнекамска, крюк, который приходится делать сейчас при выезде из Нижнекамска на федеральную трассу, является для города, конечно, большим инфраструктурным ограничением. Полагаю, что мост через Каму к трассе М7 значительно снизил бы нагрузку на транспортную инфраструктуру и облегчил бы логистику грузов. Для нас это очень важный проект, сейчас решаются вопросы проектирования и получения федерального финансирования. Проект поэтапно двигается, мы всю необходимую информацию со своей стороны, связанную с земельными участками, с обоснованием транспортных потоков, в минтранс уже предоставили. Процесс идет, он запущен, и это хорошо. Мы понимаем значимость этого проекта для Нижнекамска, и как муниципалитет везде, где можем, стараемся ускорить этот процесс, но в данном случае все зависит от региональных властей.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 89
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.