ПО СУММЕ ЗАЙМОВ РЕСПУБЛИКА УСТУПАЕТ ТОЛЬКО МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ  

Сегодня стали известны данные об исполнении субъектами Российской Федерации своих бюджетов. Согласно сведениям минфина России, общий госдолг Татарстана на 1 марта достиг 78,1 млрд. рублей. За год он увеличился на 61% и продолжает расти на глазах. Что происходит с экономикой республики спросила у экспертов газета «БИЗНЕС Online».  

В ДОЛГИ ВЛЕЗАЕМ В 2,5 РАЗА БЫСТРЕЕ ДРУГИХ 

Татарстан вошел в тройку лидеров по объёму государственного долга. По состоянию на 1 марта 2011 года он составляет 78,1 млрд. рублей. Из них 57,4 млрд. рублей приходятся на республику, а 20,7 млрд. рублей – на муниципальные образования. Больше только у Москвы – 282 млрд. рублей и Московской области – 154 млрд. рублей. 

Такие данные обнародовал российский минфин, отчитываясь об исполнении бюджетов Российской Федерации. Для сравнения: госдолг Нижегородской области составил 29,8 млрд. рублей, Башкортостана – 14,5 млрд. рублей, Самарской области – 27,5 млрд. рублей, а задолженность «второй столицы» России Санкт-Петербурга – всего лишь 6,6 млрд… 

Ещё более свежие данные по размеру долга приводит на своём официальном сайте минфин РТ. По его сведениям, на 1 апреля долг одного только республиканского бюджета составляет 63,2 млрд. То есть за месяц он увеличился на 5,8 млрд. 

Там же раскрывается структура долга. 44 млрд. рублей – федеральные бюджетные кредиты, 13 млрд. – госгарантии по займам и ещё 6,1 млрд. - гарантии, предоставленные республикой федеральному центру. Из внешних займов – только 62,8 млн. японских йен. 

Отметим, что долг Татарстана растёт в 2,5 раза быстрее, чем в среднем по России. Если общий долг субъектов федерации за год (с 1 марта 2010 года) вырос на 25%, то татарстанский - на 61%. Год назад долгов у республики было на 48,5 млрд. (36 млрд. – республиканский долг, 11,7 млрд. – муниципальный). Что касается докризисных времен, то 1 января 2008 обязательства республиканского бюджета составляли всего 17,4 млрд. рублей, причём основная их часть была виртуальной, в виде госгарантий. 

Отметим, что глава минфина РТ Радик Гайзатуллин бил тревогу на коллегии своего ведомства ещё в конце прошлого года, когда долг был равен 57,8 млрд. рублей. Он говорил о том, что удельный показатель задолженности достиг 69% от годового объёма собственных доходов республики. Эти данные он называл "достаточно критичными". 

Тогда же рост долговой нагрузки прокомментировал и президент РТ Рустам Минниханов, который отметил, что долги выросли и по причине засухи, и в связи с модернизацией транспортной инфраструктуры. "Но бездумных трат не было", - заявил Минниханов, призвав подчиненных к экономии и бюджетной дисциплине. 

Тем не менее долги продолжают расти рекордными темпами. Впрочем, рассматривать этот тренд можно по-разному. Например, как неоднократно заявляли представители мэрии Казани, федеральные кредиты, выделенные на транспортную программу к Универсиаде, спишут, как только дороги и развязки будут построены. Понятно, что такие займы хотели бы взять многие, но не всем дают. А значит, рейтинг долгов регионов федеральному бюджету можно рассматривать и как рейтинг лоббистских возможностей их руководителей...  

"НУЖНА НОРМАЛЬНАЯ ПРОГРАММА СТАБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ…" 

Ситуацию с госдолгом «БИЗНЕС Online» прокомментировали эесперты. 

Вадим Хоменко - директор Института региональных социально-экономических и правовых исследований ТГГПУ: 

- Государственный долг определяется в соответствии с нормативами. Он должен быть не более 60-ти процентов от ВВП. Если вы сравните ВВП и объём долга, то можно сделать вывод, что за пределы мы ещё не вышли. Хотя, конечно, объём существенный. Если посмотреть на статистику, то мы увидим, что есть развитые страны, у которых объём госдолга гораздо выше. Это Япония, США. Так что, если смотреть с этой позиции, черту мы ещё не переступили. 

Если же сравнивать Татарстан с другими регионами, то ведь дают тому, кому в той или иной степени верят. Многократно на разных совещаниях высказывается мнение, что Татарстан эффективно расходует те средства, которые ему выделяются. Есть уверенность, что деньги в Татарстане реализуются. За каждым траншем идет определенный расчёт. 

Другое дело, что жить в целом в кредит у нас пока не вошло в привычку. Мы стараемся жить по средствам, а вот вся экономика США построена на кредитах. Нас же большие займы страшат, хотя на самом деле, если расчёт точен, займ не страшен. Хорошая перспектива – целевые займы, в том числе те, которые идут на базе ценных бумаг. Когда деньги ложатся в конкретный, строго обоснованный проект. Займы у Москвы, например, появились только в конце 90-х годов. Москва была одним из самых последних городов страны, где увлекались займами. Но Лужков чётко тогда построил схему муниципальных займов на принципе коммерческой отдачи. Он брал конкретный проект, обсчитывал его и собирал деньги. И все составляющие проекта были в открытом доступе, с расчётом мог ознакомиться каждый. 

Если вернуться к госдолгу Татарстана, то у нас хорошая кредитная история. Мы берём деньги, осваиваем их и отдаём. 

Хафиз Миргалимов - первый секретарь Татарстанского рескома КПРФ: 

- Система, которая у нас установилась в стране, а это значит, что и в Татарстане в том числе, такая же, как и у развитых стран: они все живут в долг. Если память мне не изменяет, у Америки долг около 6 - 7 триллионов долларов. Ничего удивительно нет, что Россия, которая обанкротила свои крупнейшие заводы и фабрики, целые отрасли, живёт в долг. Хотя у нас где-то около 600 миллиардов долларов находится в банках США под 3 - 4 процента годовых. Россия – слабое звено системы, которая уже 20 лет внедряется в нашей стране. 

Что касается долга Татарстана, надо посмотреть, на какие бизнес-проекты пущены эти деньги. ТАНЕКО, например, строится только на заимствованиях. Знаю, что очень немалые суммы выделялись на поддержку сельхозтоваропроизводителей, на подготовку к Универсиаде. Это как раз и выдвигает Татарстан на почётное третье место по госдолгу. 

Наше правительство, когда получает кредиты, даёт кредит доверия машиностроительной и химической промышленности. Но, главное, чтобы деньги, взятые в кредит, способствовали созданию новых предприятий и рабочих мест. А сейчас Оргсинтез заявляет о сокращении, ЗЯБ вообще закрывался. 

Татарстан до кризиса был привлекательным для инвестиций, поэтому получил очень много денег. У нашей партии есть программа по выходу из кризиса. Надо национализировать природные богатства. Нефть, газ, энергетику. У нас наблюдается баснословный рост доходов олигархов, а не вкладывание этих денег в открытие новых предприятий. Основные базовые отрасли надо тоже национализировать. Плохой хозяйственник - не государство, а тот министр или предприниматель, у кого не хватает политической воли и желания поставить на службу народа природные богатства страны. Смотрите, и КАМАЗ, и тот же Оргсинтез построили в то время, когда в стране было плановое хозяйство. 

Татарстан недавно принял программу развития до 2015 года, одна из её задач – как раз уменьшение госдолга. Ещё из целей – улучшение жизни обычного рабочего человека, который стоит у станка. 

Мухаммат Сабиров – экс-премьер-министр Татарстана (в 1989 – 1995 годах): 

- На мой взгляд, впереди у Татарстана ещё большие трудности, потому что вся экономика и практические действия, которые предпринимает руководство, не объяснимы ни наукой, ни практикой. Такой большой долг – результат того, что в своё время народное добро приватизировали люди, которые тем самым обогатились. Я ожидал этого результата. Сейчас важно консолидировать силы, но кто бы поднял флаг справедливости? Богатейшая республика, а народ в таком состоянии живёт. Есть же пути… Тем более, всем известны личности, которые в своё время приватизировали достояние народа. 

Республике нужна нормальная программа стабилизации экономики и хозяйства. Легче не будет, но ещё хуже бы не стало! На первое место я ставлю смену тех руководителей, которые пришли к власти, абсолютно не имея опыта. Они не думают о развитии, лишь бы только побольше положить себе в карман. 

Надежда Замалиева