Районные и городские газеты АО «Татмедиа» потеряли в тиражах во втором полугодии 2018-го целых 21% — тираж снизился со 155,7 тыс. экземпляров до 123,1 тыс. Районные и городские газеты АО «Татмедиа» потеряли в тиражах во втором полугодии 2018-го целый 21% — тираж снизился со 155,7 тыс. экземпляров до 123,1 тысячи Фото: «БИЗНЕС Online»

ПАДЕНИЕ ПОДПИСКИ – МИНУС 7%

Общий подписной тираж в Татарстане на второе полугодие 2018 года по сравнению со вторым полугодием 2017-го – за год – снизился на 6,2%. Это на один процент больше, чем в предыдущий период: в первом полугодии этого года по сравнению с первым полугодием 2017-го подписка упала на 5,2%.

Всего во втором полугодии 2018-го общее освоение тиражей составило 1 205 697 экземпляров, в том числе по центральной и республиканской печати – 1 051 721 и по районной печати – 153 976 экземпляров. Данные газете традиционно предоставили в министерстве информатизации и связи РТ.

Если изучить все данные в разрезе изданий, выяснится, что лишь у 2 из 16 СМИ, которые традиционно отображаются для статистики, подписной тираж за год вырос. У всех остальных – снизился.

==table2070==

Уже не первый год продолжает расти тираж у газет «Вечерняя Казань» — на целых 23%. У остальной республиканской печати подписные тиражи упали: меньше всего – у «Казанских ведомостей» (-1,6%) и «Татарстан» (-4,2%), больше всего – у «МК в Поволжье» (-18,7%), «Звезды Поволжья» (-17,8%) и «Ватаным Татарстан» (-14%). МК продолжает проседать не первый раз. В предыдущем полугодии падение тиража составило почти 50%.

Что касается центральной печати, самое сильное падение подписки у «Советского спорта» (-26,9%), газет «Труд» (-18,9%) и «Известия» (-18,5%). Получше себя чувствуют «Комсомольская правда», потерявшая около 5%, и «Российская газета», единственная показавшая плюс в 5,3%.

Лишь у двух из 16 СМИ, которые традиционно отображаются для статистики, подписной тираж за год вырос. У всех остальных снизился Лишь у 2 из 16 СМИ, которые традиционно отображаются для статистики, подписной тираж за год вырос. У всех остальных –снизился Фото: «БИЗНЕС Online»

ИЗДАНИЯ «ТАТМЕДИА» — МИНУС 20%

Если общие подписные тиражи потеряли около 7% за год, то издания АО «Татмедиа» больше – почти 20%. Так, за год подписной тираж снизился с 227,6 тыс. экземпляров во втором полугодии 2017 года до 183,6 тыс. во втором полугодии 2018-го. Цифры по тиражам «Татмедиа» в этом году появились в «Открытом Татарстане» в самом конце июля – мягко говоря, не очень оперативно. На запрос нашей газеты с просьбой прокомментировать итоги подписной кампании в республике и общую ситуацию по тиражам реакции от гендиректора АО «Татмедиа» Андрея Кузьмина не последовало.

==table2063==

Согласно открытым данным по подписной кампании, районные и городские газеты АО «Татмедиа» потеряли в тиражах во втором полугодии 2018-го целый 21% — тираж снизился со 155,7 тыс. экземпляров до 123,1 тысячи. Из этой категории изданий больше всего уменьшися тираж газет «Нижнекамское время» (-75%), «Шэхри Чаллы» (-54%) и «Челнинских известий» (-45,4%). Положительной динамики не наблюдаем, но не так значительно упали тиражи «Нашего Зеленого Дола» («всего» -22%) и нижнекамского издания «Туган як» (-35%).

==table2064==

Республиканские газеты потеряли за год 6,5%: с 30,1 тыс. экземпляров падение до 28,1 тысячи. Сильнее всего снизился тираж «Сувар» (-20,8%) и «Туганайлар» (-17%). Некоторые издания показали рост — «Комеш кынгырау» (+39,7%) и «Халкым минем» (+16,7%).

==table2065==

==table2066==

Наконец, журналы АО «Татмедиа» потеряли по подписке 22,4% — тиражи с 41,6 тыс. экземпляров во втором полугодии 2018-го упали до 32,3 тыс. во втором полугодии 2018-го. Сильнее всего снизился тираж журнала «Казан утлары» — более чем на 50%, а также «Соембикэ» — на 39,5% и «Чаян» — 33,6%. Некоторые издания показали небольшой рост тиражей – «Сабантуй» (+9,7%), «Ялкын» (+4,8%), «Сэхнэ» (+6,6%). Существенный рост показал только журнал «Идель» — плюс 28% за год.

«В работе с «Почтой» практически ничего за полгода не изменилось. У них там вверху как в лесу – что-то шумит в кронах, а на земле тишина... По-прежнему газеты доставляются с задержкой, в праздники не доставляются» «В работе с «Почтой» практически ничего за полгода не изменилось. У них там наверху как в лесу: что-то шумит в кронах, а на земле – тишина... По-прежнему газеты доставляются с задержкой, в праздники не доставляются» Фото: minsvyaz.ru, по лицензии Creative Commons Attribution 3.0

«ПРОБЛЕМА ЗАРПЛАТ НЕ РЕШЕНА, ДЕЛО С МЕСТА НЕ СДВИНЕТСЯ»

Александр Латышев – главный редактор газеты «Республика Татарстан»:

– Подписная кампания прошла как обычно, все было прогнозируемо. Увы, тиражи снижаются и будут продолжать снижаться – это явление неизбежное. Дело в другом – как этому явлению противодействовать? Если ничего не делать и надеяться на благоразумие читателей, тогда тиражи вообще могут рухнуть. Надо работать, и мы работаем, прежде всего в отношении розницы.

Сегодня уже половина тиража у нас идет в розницу. Есть свои точки распространения в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске. Сейчас заходим в Зеленодольск и Елабугу. В присутственных общественных местах стоят стойки с нашей газетой. Мы разрабатываем транспортную логистику и доставляем свежие номера в день выхода. Используем пассажирский автотранспорт – газеты принимаются и развозятся по точкам. Обеспечивать половину тиража розницей, я считаю, здорово, потому что на Западе есть газеты, которые распространяются только в розницу.

Так и удается держать тираж. Иногда сами удивляемся, как бывает, когда кладем на стойки газету, все экземпляры разбирают в тот же день. Газета востребована – нужно предлагать себя – активно и креативно. Необходимость в информации, на которую газета в первую очередь ориентирована – работа президента республики, Госсовета и так далее, есть. Государственные газеты должны существовать – народу надо рассказывать, чем занимаются органы власти.

В онлайне у нас динамика положительная, хотя и не такая быстрая, как хотелось бы, потому что есть некоторые организационные моменты. Меняется руководство сайтов, приходят молодые кадры с соответствующими представлениями о развитии сайта. Приходит один из выпускников журфака КФУ. Портал готовится к реорганизации, подготовлена дорожная карта. По итогам определенный рост будет. Наш сайт по стоимости и посещаемости среди аналогичных региональных и областных изданий России по одному из рейтингов занимает 1-е место. А то, что мы взяли премию «Золотой гонг» в общероссийском конкурсе за электронную версию газеты, тоже наполняет наши сердца гордостью.

В работе с «Почтой» практически ничего за полгода не изменилось. У них там наверху как в лесу: что-то шумит в кронах, а на земле – тишина... По-прежнему газеты доставляются с задержкой, в праздники не доставляются. Поэтому мы и навалились на розницу. Что-то там пытаются делать, кажется, немного повышают  заработную плату почтальонам. В основе всего лежат экономические интересы. Очень низкая зарплата у почтальонов, и они вынуждены заниматься не только и не столько газетами и подпиской, сколько продажей парфюмерии и других товаров. Пока проблема зарплат не решена, дело с места не сдвинется.

«В будущем бумажному медиарынку будет становиться все хуже. Бумага подорожала, почтовые услуги подорожали, «Почта» работает из ряда вон плохо» «В будущем бумажному медиарынку будет становиться все хуже. Бумага подорожала, почтовые услуги подорожали, «Почта» работает из ряда вон плохо» Фото: «БИЗНЕС Online»

Ильфат Файзрахманов – главный редактор общественно-политической газеты «Безнен гэжит» («Наша газета»):

– На сегодня общий тираж нашей газеты – примерно 13,5 тысяч экземпляров, в том числе киоски и почта. Только по подписке распространяется примерно 12 с небольшим тысяч экземпляров. Как обычно, летом подписная кампания набирает меньше, с сентября уже начинают читать больше, и число заказов от киосков растет. Если сравнивать с прошлым годом, подписной тираж был примерно на том же уровне, а общий тираж – больше 14 тысяч. Мы идем на уровне прошлых лет, главное – не падать. Идти с плюсом сегодня – очень редкое явление.

В плане подписной кампании мы как работали, так и работаем – ею мы не занимаемся. Если мы сосредоточимся на ней, то подписываться на нас не будут. Я никого не упрашиваю, а на встречах в школах, библиотеках не рекламирую свою газету. Человеку ведь самому достаточно взглянуть на газету. Все знают, что есть «Безнен гэжит». Если людям нравится, они подпишутся, если не нравится – нет.

Падение тиражей госизданий происходит на фоне поддержки админресурсом. Но административный ресурс – это до поры до времени. Используя его, редакция успокаивается. Предлагаю вернуться к этой теме через месяца три. Многие издания грешат тем, что на один месяц делают большую подписку, а потом целый год показывают этот якобы высокий тираж. Мне важен реальный тираж и качество издания.

В будущем бумажному медиарынку будет становиться все хуже. Бумага подорожала, почтовые услуги подорожали, «Почта» работает из рук вон плохо, газеты вовремя не доставляются. Почтальоны думают не о доставке изданий, а о продаже разных товаров, порошков и тому подобного. Там нужны реформы, проверки, ревизии. Главная вина в падении тиражей – не только в редакциях, но и в работе «Почты России». Когда «Татарстан почтасы» была самостоятельной, то являлась прибыльной, а когда присоединили, все ухудшилось и усложнилось. Мы теперь все делаем через Москву. Так что нужно реформировать почтовую работу, ну и, конечно, сосредоточиться на работе в интернете. Я в этом году планирую переделать интернет-версию своей газеты.