По итогам очередной подписной кампании редактора газет констатируют дальнейшее ухудшение дел по тиражам, но настроены оптимистично: усиливают присутствие в онлайне, а кто-то уменьшает долю подписки в пользу розницы. Объяснение — стабильно нестабильная работа «Почты России»: из-за маленькой зарплаты почтальоны ориентированы не на работу с изданиями, а на продажу населению порошков и парфюмерии. Какие татарстанские и федеральные СМИ потеряли тиражи, а кто показал рост — в обзоре «БИЗНЕС Online».
Районные и городские газеты АО «Татмедиа» потеряли в тиражах во втором полугодии 2018-го целый 21% — тираж снизился со 155,7 тыс. экземпляров до 123,1 тысячи
ПАДЕНИЕ ПОДПИСКИ – МИНУС 7%
Общий подписной тираж в Татарстане на второе полугодие 2018 года по сравнению со вторым полугодием 2017-го – за год – снизился на 6,2%. Это на один процент больше, чем в предыдущий период: в первом полугодии этого года по сравнению с первым полугодием 2017-го подписка упала на 5,2%.
Всего во втором полугодии 2018-го общее освоение тиражей составило 1 205 697 экземпляров, в том числе по центральной и республиканской печати – 1 051 721 и по районной печати – 153 976 экземпляров. Данные газете традиционно предоставили в министерстве информатизации и связи РТ.
Если изучить все данные в разрезе изданий, выяснится, что лишь у 2 из 16 СМИ, которые традиционно отображаются для статистики, подписной тираж за год вырос. У всех остальных – снизился.
==table2070==
Уже не первый год продолжает расти тираж у газет «Вечерняя Казань» — на целых 23%. У остальной республиканской печати подписные тиражи упали: меньше всего – у «Казанских ведомостей» (-1,6%) и «Татарстан» (-4,2%), больше всего – у «МК в Поволжье» (-18,7%), «Звезды Поволжья» (-17,8%) и «Ватаным Татарстан» (-14%). МК продолжает проседать не первый раз. В предыдущем полугодии падение тиража составило почти 50%.
Что касается центральной печати, самое сильное падение подписки у «Советского спорта» (-26,9%), газет «Труд» (-18,9%) и «Известия» (-18,5%). Получше себя чувствуют «Комсомольская правда», потерявшая около 5%, и «Российская газета», единственная показавшая плюс в 5,3%.
Лишь у 2 из 16 СМИ, которые традиционно отображаются для статистики, подписной тираж за год вырос. У всех остальных –снизился
ИЗДАНИЯ «ТАТМЕДИА» — МИНУС 20%
Если общие подписные тиражи потеряли около 7% за год, то издания АО «Татмедиа» больше – почти 20%. Так, за год подписной тираж снизился с 227,6 тыс. экземпляров во втором полугодии 2017 года до 183,6 тыс. во втором полугодии 2018-го. Цифры по тиражам «Татмедиа» в этом году появились в «Открытом Татарстане» в самом конце июля – мягко говоря, не очень оперативно. На запрос нашей газеты с просьбой прокомментировать итоги подписной кампании в республике и общую ситуацию по тиражам реакции от гендиректора АО «Татмедиа» Андрея Кузьмина не последовало.
==table2063==
Согласно открытым данным по подписной кампании, районные и городские газеты АО «Татмедиа» потеряли в тиражах во втором полугодии 2018-го целый 21% — тираж снизился со 155,7 тыс. экземпляров до 123,1 тысячи. Из этой категории изданий больше всего уменьшися тираж газет «Нижнекамское время» (-75%), «Шэхри Чаллы» (-54%) и «Челнинских известий» (-45,4%). Положительной динамики не наблюдаем, но не так значительно упали тиражи «Нашего Зеленого Дола» («всего» -22%) и нижнекамского издания «Туган як» (-35%).
==table2064==
Республиканские газеты потеряли за год 6,5%: с 30,1 тыс. экземпляров падение до 28,1 тысячи. Сильнее всего снизился тираж «Сувар» (-20,8%) и «Туганайлар» (-17%). Некоторые издания показали рост — «Комеш кынгырау» (+39,7%) и «Халкым минем» (+16,7%).
==table2065==
==table2066==
Наконец, журналы АО «Татмедиа» потеряли по подписке 22,4% — тиражи с 41,6 тыс. экземпляров во втором полугодии 2018-го упали до 32,3 тыс. во втором полугодии 2018-го. Сильнее всего снизился тираж журнала «Казан утлары» — более чем на 50%, а также «Соембикэ» — на 39,5% и «Чаян» — 33,6%. Некоторые издания показали небольшой рост тиражей – «Сабантуй» (+9,7%), «Ялкын» (+4,8%), «Сэхнэ» (+6,6%). Существенный рост показал только журнал «Идель» — плюс 28% за год.
«В работе с «Почтой» практически ничего за полгода не изменилось. У них там наверху как в лесу: что-то шумит в кронах, а на земле – тишина... По-прежнему газеты доставляются с задержкой, в праздники не доставляются»
«ПРОБЛЕМА ЗАРПЛАТ НЕ РЕШЕНА, ДЕЛО С МЕСТА НЕ СДВИНЕТСЯ»
Александр Латышев – главный редактор газеты «Республика Татарстан»:
– Подписная кампания прошла как обычно, все было прогнозируемо. Увы, тиражи снижаются и будут продолжать снижаться – это явление неизбежное. Дело в другом – как этому явлению противодействовать? Если ничего не делать и надеяться на благоразумие читателей, тогда тиражи вообще могут рухнуть. Надо работать, и мы работаем, прежде всего в отношении розницы.
Сегодня уже половина тиража у нас идет в розницу. Есть свои точки распространения в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске. Сейчас заходим в Зеленодольск и Елабугу. В присутственных общественных местах стоят стойки с нашей газетой. Мы разрабатываем транспортную логистику и доставляем свежие номера в день выхода. Используем пассажирский автотранспорт – газеты принимаются и развозятся по точкам. Обеспечивать половину тиража розницей, я считаю, здорово, потому что на Западе есть газеты, которые распространяются только в розницу.
Так и удается держать тираж. Иногда сами удивляемся, как бывает, когда кладем на стойки газету, все экземпляры разбирают в тот же день. Газета востребована – нужно предлагать себя – активно и креативно. Необходимость в информации, на которую газета в первую очередь ориентирована – работа президента республики, Госсовета и так далее, есть. Государственные газеты должны существовать – народу надо рассказывать, чем занимаются органы власти.
В онлайне у нас динамика положительная, хотя и не такая быстрая, как хотелось бы, потому что есть некоторые организационные моменты. Меняется руководство сайтов, приходят молодые кадры с соответствующими представлениями о развитии сайта. Приходит один из выпускников журфака КФУ. Портал готовится к реорганизации, подготовлена дорожная карта. По итогам определенный рост будет. Наш сайт по стоимости и посещаемости среди аналогичных региональных и областных изданий России по одному из рейтингов занимает 1-е место. А то, что мы взяли премию «Золотой гонг» в общероссийском конкурсе за электронную версию газеты, тоже наполняет наши сердца гордостью.
В работе с «Почтой» практически ничего за полгода не изменилось. У них там наверху как в лесу: что-то шумит в кронах, а на земле – тишина... По-прежнему газеты доставляются с задержкой, в праздники не доставляются. Поэтому мы и навалились на розницу. Что-то там пытаются делать, кажется, немного повышают заработную плату почтальонам. В основе всего лежат экономические интересы. Очень низкая зарплата у почтальонов, и они вынуждены заниматься не только и не столько газетами и подпиской, сколько продажей парфюмерии и других товаров. Пока проблема зарплат не решена, дело с места не сдвинется.
«В будущем бумажному медиарынку будет становиться все хуже. Бумага подорожала, почтовые услуги подорожали, «Почта» работает из ряда вон плохо»
Ильфат Файзрахманов – главный редактор общественно-политической газеты «Безнен гэжит» («Наша газета»):
– На сегодня общий тираж нашей газеты – примерно 13,5 тысяч экземпляров, в том числе киоски и почта. Только по подписке распространяется примерно 12 с небольшим тысяч экземпляров. Как обычно, летом подписная кампания набирает меньше, с сентября уже начинают читать больше, и число заказов от киосков растет. Если сравнивать с прошлым годом, подписной тираж был примерно на том же уровне, а общий тираж – больше 14 тысяч. Мы идем на уровне прошлых лет, главное – не падать. Идти с плюсом сегодня – очень редкое явление.
В плане подписной кампании мы как работали, так и работаем – ею мы не занимаемся. Если мы сосредоточимся на ней, то подписываться на нас не будут. Я никого не упрашиваю, а на встречах в школах, библиотеках не рекламирую свою газету. Человеку ведь самому достаточно взглянуть на газету. Все знают, что есть «Безнен гэжит». Если людям нравится, они подпишутся, если не нравится – нет.
Падение тиражей госизданий происходит на фоне поддержки админресурсом. Но административный ресурс – это до поры до времени. Используя его, редакция успокаивается. Предлагаю вернуться к этой теме через месяца три. Многие издания грешат тем, что на один месяц делают большую подписку, а потом целый год показывают этот якобы высокий тираж. Мне важен реальный тираж и качество издания.
В будущем бумажному медиарынку будет становиться все хуже. Бумага подорожала, почтовые услуги подорожали, «Почта» работает из рук вон плохо, газеты вовремя не доставляются. Почтальоны думают не о доставке изданий, а о продаже разных товаров, порошков и тому подобного. Там нужны реформы, проверки, ревизии. Главная вина в падении тиражей – не только в редакциях, но и в работе «Почты России». Когда «Татарстан почтасы» была самостоятельной, то являлась прибыльной, а когда присоединили, все ухудшилось и усложнилось. Мы теперь все делаем через Москву. Так что нужно реформировать почтовую работу, ну и, конечно, сосредоточиться на работе в интернете. Я в этом году планирую переделать интернет-версию своей газеты.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 73
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.