Эффект разоравшейся ядерной бомбы вызвало заявление Юсуфа аль-Карадави о бессмысленности и аморальности хаджа Эффект разоравшейся ядерной бомбы вызвало заявление Юсуфа аль-Карадави о бессмысленности и аморальности хаджа Фото: Nmkuttiady, CC BY 3.0, wikimedia.org

«ВЕРУЮЩИЕ СТАЛИ ВЫЛИВАТЬ НА ГОЛОВУ БОГОСЛОВА УШАТЫ СЛОВЕСНОЙ ГРЯЗИ И БРАННЫХ ПОМОЕВ» 

Ленты в соцсетях все еще пестрят многочисленными фото мусульманских паломников с хаджа, которые любят делать селфи, повернувшись задом к Священной Каабе и другим святыням ислама. Однако, не дожидаясь возврата пилигримов на родину, исламская умма уже подводит итоги хаджа-2018. В данном контексте эффект разоравшейся ядерной бомбы вызвало заявление Юсуфа аль-Карадави (или, как еще пишут, аль-Кардави) о бессмысленности и аморальности хаджа. Если бы подобные слова сказал кто-то другой, то, возможно, их бы не заметили или списали на происки врагов. Однако это не тот случай. Юсуф аль-Карадави является президентом международного союза мусульманских ученых, т. е. с формальной точки зрения он главный исламский богослов мира из ныне живущих. К тому же аль-Карадави – автор огромного числа фундаментальных работ по исламскому праву и ведущий телепрограммы «Шариат и жизнь» на канале «Аль-Джазира», аудитория которого составляет 60 млн человек по всему миру. Словом, изобличение современного хаджа прозвучало из уст, пожалуй, самого известного и влиятельного исламского богослова на сегодняшний день.

Заявление аль-Карадави сделал на своей официальной страничке в «Твиттере». «Этот хадж не нужен Богу», – написал ученый и напомнил единоверцам, что Всевышний устанавливает религиозные каноны (фараид) для того, чтобы они очистили свои души, развивались в духовном и нравственном отношении и чтобы извлекали различную пользу из них для своей жизни. Другими словами, богослов недвусмысленно дал понять, что в хадже – по крайней мере в том, который совершается не в красивой теории, а в реальной современной жизни, – нет ни практической пользы для людей, ни нравственного роста. В другом своем твитте аль-Карадави, осуждая практику превращения хаджа в самоцель, развивает ту же мысль: «Если бы мусульмане поняли, что, когда они кормят голодных, лечат больных, дают кров беженцам и участвуют в других важных начинаниях, это пред ликом Бога лучше, чем ежегодно тратиться на хадж и умру».

Таких разоблачений знатоку ислама мусульмане простить не смогли. Даже не утруждая себя мыслью о том, что же имел в виду известный улем, и напрочь позабыв о правилах приличия, верующие стали выливать на голову богослова ушаты словесной грязи и бранных помоев. Читая их нестерпимую ругань и злостную брань, которой за несколько дней набралось на 2 тыс. гневных комментариев к посту (что много даже для аль-Карадави), как-то сложно поверить, что вся она преследует лишь одну единственную цель – опровергнуть лживый тезис о невоспитанности мусульман. Конечно, все это нецензурное хамство мы цитировать не будем, однако некоторые эпитеты, не лишенные своего рода восточной поэтичности, которыми единоверцы наградили самого прославленного исламского богослова современности, все же приведем: «муфтий позора», «шейх смуты», «имам заблуждения», «иблис террора» и «враг Аллаха». И это, пожалуй, самое нежное из тех оценок, которые прозвучали в адрес аль-Карадави в связи с его заявлением.

«В ЭТОМ ГОДУ МУСУЛЬМАНСКАЯ ОБЩИНА СНОВА БЫЛА ШОКИРОВАНА ОЧЕРЕДНЫМ ОБМАНОМ В СФЕРЕ ХАДЖА»

Конечно же, аль-Карадави не выступает против хаджа как такового. Нет. Он лишь указывает, надо полагать, что не без горечи в сердце, на то, что сегодня мусульмане зачастую не исполняют истинного предназначения великого духовного путешествия, которое для многих из них, увы, не становится, как это должно быть, актом внутреннего преображения к лучшему. В самом деле, в теории хадж меняет людей, а что на практике? Не знаю, что непосредственно побудило написать такие горькие слова, но мы все живем в эпоху духовного кризиса (из которого вытекают все остальные: экономические, финансовые, геополитические и т. д.), и жизнь нам каждый день подбрасывает его проявления. И они везде: и на Востоке, и на Западе, и в России... Давайте за примерами обратимся к нашим реалиям, чтобы воочию увидеть изнанку «современного хаджа»...

Итак, сразу о сути: в этом году мусульманская община снова была шокирована очередным обманом в сфере хаджа. По вине татарстанского туроператора ООО «Хадж-фонд», зарегистрированного в Набережных Челнах, сотни мусульман, заплативших немалые деньги, не смогли добраться до святых мест. Официальная причина – нехватка квот. По горькой иронии судьбы, некоторые из них уже во второй раз стали жертвами обмана. В прошлом году они заплатили ООО «Урал сервис» и точно так же оказались у разбитого корыта. Несколько человек согласились перенести свой хадж на год, передав документы и деньги «Хадж-фонду». Печальная история, на удивление, повторилась снова. Представители «Хадж-фонда», раньше получавшего квоты по линии ЦДУМ, связывают свою ситуацию с недобросовестной конкуренцией. В конце 2017 года в Уфе было зарегистрировано ООО «Булгар-тур», бенефициаром которого является Мухаммад Таджуддинов, сын верховного муфтия Талгата Таджутдина. На этом фоне ЦДУМ неожиданно отказалось от сотрудничества с «Хадж-фондом», в самый последний момент те квоты, которые раньше оно предоставляло данному туроператору, были переданы им в «Булгар-тур». Подобный удар для «Хадж-фонда» равносилен уходу с хадж-рынка.

Похоже, что «Урал сервис», тесно связанный с семьей другого муфтия – Нафигуллы Аширова, стал жертвой той же технологии устранения конкурентов. В связи с неимением собственных квот генеральный директор ООО «Урал сервис» Ильяс Зуфярович Янгуразов был вынужден обратиться за помощью к другим организациям, которые поначалу обещали поделиться своими квотами, а потом жестко его кинули. Если данная информация верна, то его могли выдавить с рынка духовное собрание мусульман России (Москва) и ООО «ДУМ РТ Хадж» (Казань).

В данной связи со мной на связь вышел некто Газали Рахматшоевич Куканшоев. Ради встречи он специально приехал из Москвы в Казань. Куканшоев руководит исламским правозащитным центром ДУМ «Ассоциация мечетей России». К нему за помощью и обратился руководитель компании «Урал сервис» Янгуразов, в прошлом году подведший мусульман. Как указано в обращении последнего, получением виз для паломников «Урал сервиса» занимался генеральный директор ООО «ДУМ РТ Хадж» Ранис Абдуллович Вахитов, однако по неизвестной причине «из системы исчезли квоты на эту группу». Куканшоев, ссылаясь на Янгуразова, отмечает, что Вахитов оказывал данные услуги не за бесплатно: якобы ему была передана значительная сумма в долларах США, а также 200 тыс. рублей перечислено на личный расчетный счет в Сбербанке. Получить комментарии в данной связи от самих Янгуразова и Вахитова нам не удалось. Местонахождение первого неизвестно; второй – в Саудовской Аравии.

Помощник Куканшоева Мухаммад Абдуразаков уточнил, что изначально квоты вроде бы были обещаны «Урал сервису» руководством ДМСР – Альбиром Кргановым и Денисом Мустафиным. При этом, с его слов, они поставили условие – отправить паломников только через Татарстан, т. е. через «ДУМ РТ Хадж». Вахитову были переданы средства за всю расходную часть хаджа (а это немалая сумма), за предоставление же квот, указывает Абдуразаков, деньги получал Мустафин, помощник Крганова, – в сумме $150-200 за одну квоту, что в пересчете на несколько сот паломников тоже выходит немало.

Мустафин факт встречи с руководством ООО «Урал сервис» подтвердил, но комментировать ситуацию категорически отказался. Крганов же в телефонном разговоре отметил, что его организация никаких отношений с компанией «Урал сервис» не имела и что все эти утверждения голословны. «Мы по вопросам хаджа работаем только с „Умма тур“», – подчеркнул при этом муфтий. От себя добавлю, что действительно крайне странным выглядит передача огромных денег, если таковое действительно имело место, без оформления официальных договоров и другой сопутствующей документации. Неужели подобное ведение дел все еще практикуется в мире бизнеса?

Газали Куканшоев Газали Куканшоев Фото: Рустам Батров

«ГАЗАЛИ ЭФЕНДИ СРЕДИ СВОИХ БЛИЗКИХ ЗНАКОМЫХ ОРГАНИЗОВАЛ СБОР СРЕДСТВ ДЛЯ ОБМАНУТЫХ ПАЛОМНИКОВ» 

Кто бы ни был виноват в случившемся, мы имеем следующую ситуацию: сотни мусульман, в том числе из Татарстана, оказались обманутыми. Возможно, на самом деле и не было никакого злонамеренного обмана, а имели место организационный бардак и неразбериха с квотами. Как бы там ни было, мусульмане, заплатившие деньги, не смогли исполнить свою заветную мечту и отправиться к святым местам. Среди них много бабушек и дедушек, которые копили на хадж долгие годы, откладывая по крохам со своих скромных пенсий. И вот здесь мы подбираемся к главному вопросы сегодняшней статьи – о нравственности некоторых хаджиев.

Читатели наверняка слышали, что в этом году ряд российских религиозных деятелей ислама отправились в хадж как гости короля. Данная формулировка означает, что они поехали в Мекку за счет последнего. Все дело в том, что каждый год король Саудовской Аравии дает садака (точнее, платит закят), оплачивая расходы тысячам паломников по всему миру, для которых хадж становится полностью бесплатным. Мне самому довелось быть гостем короля в далеком 1998 году, когда я, будучи простым шакирдом, совершил свой единственный хадж в жизни. В тот год по линии саудовского короля из России в Мекку поехали сотни мусульман: студенты, бюджетники и просто малоимущие верующие.

А теперь вопрос ребром: почему наши уважаемые религиозные деятели решили взять бесплатные путевки от короля себе, а не передать их тем, кто в них нуждается больше всего, – тем самым бабушкам и дедушкам, которые оказались жертвами возможных мошенников и вряд ли уже смогут скопить деньги на хадж во второй раз? Ведь многие из этих клириков уже были в хадже, т. е. они исполнили свой долг перед Богом, для них очередное паломничество не необходимость, а всего-навсего религиозная блажь. Более того, многие из них имеют такой доход, что могут не только позволить себе поехать в хадж, но и оплатить такую поездку малоимущему. Однако вместо этого мы видим другое: некоторые из мусульманских служителей взяли с собой в Мекку своих драгоценных супруг, также уже бывавших в хадже. Тем временем несчастные бабушки тихо плачут у себя дома, в очередной раз обманутые бессердечной жизнью. Скажите: имеет ли такое паломничество наших духовных иерархов что-то общее с нравственностью? Но мой взгляд, ответ тут очевиден. А значит, аль-Карадави был все-таки прав: «Этот хадж не нужен Богу».

Наверное, правоохранительные органы во всем разберутся, найдут и накажут виновных. Но как это поможет несчастным старикам? Даже если деньги вернут, что маловероятно, для многих все это уже будет слишком поздно: кто-то уйдет в мир иной, а кто-то поплохеет здоровьем и уже больше не сможет никуда поехать. Почему не попросить власти Саудии войти в положение и из тех тысяч бесплатных путевок, которые король и так уже выделяет каждый год бедным мусульманам, направить часть на выручку пострадавших? Лично для меня причины такого бездействия остаются загадкой.

В отличие от многих богомольцев в чалмах, Куканшоев всеми доступными ему средствами бьет в набат об обманутых стариках и стучится во все двери, куда только может: пишет письма сильным мира сего, проводит различные встречи. Старики слезно просят его о помощи. Однако одними письмами дело не ограничивается. Газали эфенди среди своих близких знакомых организовал сбор средств для обманутых паломников и сам делает пожертвования. На сегодняшний день юрист за свой личный счет и счет своих друзей помог уехать к святым местам порядка 15 человек. Для его скромных возможностей это подвиг. Куканшоев твердо уверен, что, как бы ни было тяжело, его правозащитный центр доведет дело до конца и он со своими неравнодушными товарищами поможет каждому обманутому паломнику. Тем временем наши духовные лидеры, благочестиво облачившись в ихрам, степенно, как тому учат каноны, возносят руки к небу на святой земле и кланяются Богу в пол, благодарственно восхваляя Его за ту милость, которую Он явил им от щедрот Своих... «О времена, о нравы!» – так и хочется воскликнуть вслед за классиком.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции