. По подозрению в получении взятки задержан экс-начальник ОБОП МВД по РТ Ильнар Залялов 
Фото: пресс-служба Лаишевского муниципального района

ОБЫСК В СЕМЕЙНОМ ГНЕЗДЕ

Сегодня сразу несколько источников «БИЗНЕС Online» сообщили о задержании экс-начальника отдела по борьбе с организованной преступностью МВД по РТ Ильнара Залялова. Бывший правоохранитель еще в январе этого года был переброшен в Лаишевский район руководителем полиции, но не продержался на этом месте и года. Как сообщил сегодня в своем релизе следственный комитет РФ по РТ, уголовное дело в отношении Залялова возбуждено по ч. 5 ст. 290 УК РФ («Получение взятки»). Уголовный кодекс предусматривает максимальное наказание за это в виде лишения свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до 60-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет.

По версии следствия, в 2014 году тогда еще начальник ОБОП МВД по РТ за покровительство получил от двух граждан взятку в двух частях. Первая — деньгами в размере 500 тыс. рублей, вторая — стройматериалами на ту же сумму. Сегодня Залялова вызвали на допрос в следственный комитет, после которого на него и надели наручники. Сейчас следствие определяется с ходатайством об избрании в отношении него меры пресечения через суд.

Наше издание неоднократно сообщало о том, что Залялов связан родственными узами с Анатолием Агрбой. Эта темная личность стала известна широкой общественности в марте-апреле 2015 года — сразу после трагедии в торговом центре «Адмирал», унесшей жизни 17 человек. Оказалось, что 25% уставного капитала ООО «Заря» (арендатора ТЦ) принадлежали Гусейну Гахраманову, еще 25% — некоей Альмире Габидуллиной, а половина уставного капитала — Алле Заляловой, приемной дочери Агрбы и супруге Залялова. По данным источников нашего издания, все трое проживали под крышей одного дома в Аракчино. Сегодня следователи провели в нем обыск.

Семейное счастье дало трещину после того, как Агрба в марте этого года был объявлен в федеральный розыск: в МВД по РТ ему отвели роль одного из лидеров ОПГ «Тукаевские», за которой долгие годы безуспешно охотился Залялов. В апреле этого года подробностями биографии Агрбы делился начальник главного следственного управления МВД, замминистра Владимир Изаак. Он рассказал о становлении известного авторитета еще в 80–90-е годы, о схемах, якобы использовавшихся ОПГ. Сейчас в отношении тестя экс-начальника ОБОП возбуждено уголовное дело по ч. 1, ч. 2 ст. 210 УК РФ («Создание преступного сообщества» и «Участие в преступном сообществе»), но поймать его пока не удается. По сведениям нашего издания, предполагаемый преступник вовремя озаботился своей безопасностью и подался в бега сразу после того, как задержали других предполагаемых лидеров сообщества.

В пресс-службе МВД по РТ нашему корреспонденту пояснили, что 36-летний Залялов в июле этого года написал рапорт об увольнении по выслуге лет. «Он теперь пенсионер», — уточнили в ведомстве.

Анатолий Агрба Адвокат одного из обвиняемых утверждает, что вымогать деньги полицейскому подсказал отчим жены Залялова Анатолий Агрба

«ОБА ОТОШЛИ ОТ ДЕЛ ЭТИХ ПАЦАНСКИХ»

Кульминация разработки «Тукаевских» пришлась на 2017–2018 годы. Тогда оперативники задержали ряд предполагаемых авторитетов ОПГ. В первую очередь среди них выделялись трое – Альфред ГильмутдиновГеннадий Кирилов и Наиль Шайхутдинов. В марте наши собеседники рассказывали, что следствие возбудило в рамках расследования 16 уголовных дел по 45 эпизодам:17 эпизодов по вымогательству, 2 эпизода по хулиганству, 8 эпизодов связано с автоподставами и квалифицировано по статье «Мошенничество», 7 эпизодов по статье «Угон автомобиля», «Умышленные уничтожение или повреждение имущества». Есть и «Организация незаконной миграции», «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью». Венчает все «Создание преступного сообщества» и «Участие в преступном сообществе». Всего по делу проходят несколько десятков человек. С тех пор количество эпизодов существенно выросло, расследование продолжается.

Однако, по версии адвоката Кирилова Андрея Житлова, в этом деле изначально было второе дно. Якобы Залялов затеял задержания его подзащитного Шайхутдинова для того, чтобы вымогать деньги, а сделал это он по наводке того самого Агрбы, который решил таким образом шантажировать старых знакомых. На тот момент они давно «легализовали» свою деятельность, так, Кирилову и Шайхутдинов принадлежат ряд фирм – ООО «Стройка», ООО «Еврофуд-Поволжье» . Гильмутдинов же якобы владел рынком «Алтын-Т». «Я точно могу сказать, что Агрба и Шайхутдинов с Кириловым сегодня уже никак не связаны, это все в прошлом, оба отошли от дел этих пацанских, им это не нужно, — уверяет Житлов. — Но задержали обоих даже без возбуждения уголовного дела. А моему подзащитному вменили в вину 69 эпизодов преступной деятельности по статье 163 („Вымогательство, совершенное организованной группой“, части 4 статьи 159 („Мошенничество в особо крупном размере“), статье 210 („Создание преступного сообщества и участие в нем“), статье 167 („Умышленные уничтожение или повреждение имущества“), статье 162 („Разбой“), статье 111 („Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью“) УК РФ. Я очень много лет работал в органах, но таких сказок не слышал. И написаны они на основании показаний двух человек — один психически болен и состоит на лечении, другой страдает от алкоголизма. И эти люди говорят, что Кирилов был организатором „Тукаевских„! Приведу только один факт: мой клиент с 2010 по 2016 год проживал в Праге, за пределами России. В чем его обвиняют после этого?»

По данным Житлова, это уже не первый случай, когда полицейский вымогал взятку у Кирилова и Шайхутдинова. «В 2014 году Залялов уже получил от них 500 тысяч рублей за спокойное ведение строительного бизнеса, дескать, вот вы, „Тукаевские„, жить хотите спокойно, сделайте хорошее дело, и я тогда мимо вас буду проходить спокойно, — рассказал адвокат. — И на ту же сумму ему завезли стройматериалы к этому дому в Аракчино. Свидетели и документы есть, в накладных Залялов сам расписывался». По мнению собеседника нашего издания, именно этот эпизод и лег в основу нынешнего уголовного дела в отношении Залялова. Отметим, что сразу несколько собеседников нашего издания в разговорах отмечают пристрастие экс-начальника ОБОП к «сладкой жизни», за что его за глаза часто называют «мажором».

Геннадий Кирилов, Наиль Шайхутдинов и Альфред Гильмутдинов Геннадий Кирилов, Наиль Шайхутдинов и Альфред Гильмутдинов

ПИСЬМО НИКОЛАЕВУ

Подробности взаимоотношений с Заляловым Шайхутдинов (к слову, известный в определенных кругах как Нельсон) изложил в конце июля в письме на имя руководителя следственного комитета РТ Павла Николаева. Там Шайхутдинов подробно рассказал, что, когда он оказался в СИЗО, Залялов через своих подчиненных якобы требовал от него подписать ранее заготовленные показания на других фигурантов дела. В СИЗО к Шайхутдинову приходил некий оперативник Марфин, добавляют наши источники.

В своем обращении к Николаеву, датированном июлем этого года, Шайхутдинов утверждает, что его заставили подписать показания: во-первых, у мужчины была беременна жена, семья долго не могла зачать ребенка. Во-вторых, Шайхутдинов руководил стройкой одного из казанских ЖК на 880 квартир с ценой подрядного договора в миллиард рублей, а Кирилов был его партнером. Соответственно, заключение обоих в СИЗО могло привезти к срыву сдачи объекта. Шайхутдинов решился подписать показания, соврав адвокату – дескать, да, все написано верно с его слов. После этого следователь настоял, чтобы Шайхутдинов написал ходатайство о государственной защите – якобы на фигуранта дела оказывается давление в СИЗО, хотя это было ложью.

В ноябре 2017 года Шайхутдинова, по его словам, доставили в подразделение БОП, где проводили в туалет. Там, как утверждает фигурант дела, его, покуривая, дожидался Залялов. «Мы поздоровались. Он сказал, что предпринимаются усилия для моего освобождения, и похвалил за „сотрудничество“. Залялов добавил, что за освобождение я буду должен передать ему 20 миллионов рублей», – цитирует наш источник фрагмент обращения Шайхутдинова в следственный комитет.

Мужчина дал согласие и спросил, как можно освободить его товарища Кирилова. «Залялов ответил, что с ним ситуация сложнее, поэтому стоить будет дороже – 25 миллионов рублей», – цитирует Шайхутдинов начальника ОБОП, добавляя, что тот попросил повторить свои показания на камеру.

Подчиненный Залялова Марфин затем, следует из текста письма, попросил Шайхутдинова дать дополнительные показания – о наличии у «Тукаевских» оружия. Тот отказался, но повторил ранее данные показания на камеру. «Эти события свидетельствуют, что сотрудники полиции искусственно создали ситуацию, в результате которой я был лишен свободы и незаконно привлекаюсь к уголовной ответственности, воспользовались ею для вымогательства взяток и фальсификации доказательств, принудив меня к даче ложных показаний», – заключает мужчина и просит СКР проверить вышеуказанные данные.