. В Доме правительства на заседании оргкомитета по подготовке и проведению празднования 100-летия образования ТАССР было предложено увековечить память героев труда РТ в виде мемориала
Фото: prav.tatarstan.ru

ОТ ТАКТАША И ЯХИНА ДО «КАРАКУЗ» С КРЫЛАТЫМИ БАРСАМИ

Накануне в Доме правительства РТ говорили о героях. Здесь состоялось очередное заседание оргкомитета по подготовке и проведению празднования в 2020 году под руководством Рустама Минниханова 100-летия образования Татарской АССР. Среди выступавших был и легендарный конструктор, автор системы распознавания «свой–чужой», председатель общественной организации «Герои Татарстана» Ильдус Мостюков. Он рассказал о героях социалистического труда из республики, упомянув присутствовавшего Минтимера Шаймиева, удостоенного звания «Герой труда России». «Но обо всех героях рассказать невозможно. Пользуясь случаем, хочу поднять вопрос об увековечении памяти героев труда. В 90-м году в парке имени Горького был стенд с именами 200 героев социалистического труда. По неизвестной причине он был снесен. Считаю, настало время увековечить память героев труда в виде мемориала», — предложил общественник, хотя и не получил ответа на свое предложение. Между тем сегодня в Набережных Челнах в парке Победы будут торжественно открыты бюсты 11 Героев Советского Союза, чьи имена так или иначе связаны с автоградом.


Эти примеры показывают, что тема монументального искусства по-прежнему актуальна. Более того, эта проблематика все более важна в условиях, когда мы находимся в условиях поиска тех историко-культурных кодов, на которые будет опираться общество в настоящем и ближайшем будущем. В Москве эти поиски заканчиваются в том числе и появлением спорных творений скульптора Салавата Щербакова – князя Владимира на территории Кремля и конструктора Калашникова с автоматом в руках посреди оживленного проспекта, а что мы видим в Татарстане? Очевидно, что здесь подобные амбиции есть не только у Казани. Вот и генеральный директор «Татнефти» Наиль Маганов, за последние годы вкладывающий колоссальные средства в культурную жизнь Альметьевска, решился на еще один амбициозный проект. 7-метровая «Каракуз» Даши Намдакова будет торжественно открыта перед главным офисом нефтяного гиганта уже 2 сентября.

. В Альметьевске всерьез рассчитывают, что Каракуз станет настоящим символом всего юго-востока Татарстана
Фото: «БИЗНЕС Online»

Самый знаменитый в мире бурят изобразил стремительную всадницу на коне в сопровождении двух крылатых барсов. Она известна по легендам татарского народа как соратница Алтынчеч — воительницы, защищавшей Булгарское ханство от внешних захватчиков. В Альметьевске всерьез рассчитывают, что Каракуз станет настоящим символом всего юго-востока Татарстана.

Если же говорить о Казани, то мы видим, что в последнее время самые знаковые памятники, которые появились в городе, связаны так или иначе с личностями, оставившими свой след в татарской культуре и общественной жизни. Хотя каждое такое открытие и сопровождается какими-то сложностями и критикой недовольных. Кстати, в последнее время практически единолично в столице республики ставят большие памятники авторства Асии Миннуллиной.


Не всем понравились ее Рустем Яхин и «сердитый старик» Хади Такташ, ну а подаренный городу турецкими властями памятник Садри Максуди, прежде чем занять свое место в сквере «Стамбул», вынужден был дожидаться потепления отношений между двумя странами. Кроме того, надо отметить деятельность автора и воплотителя идеи проекта «Аллея Российской Славы» Михаила Сердюкова, по инициативе которого в Татарстане появились бюсты сразу нескольких ярких исторических личностей, например Мусы Джалиля или Рихарда Зорге. Вместе с тем идея установки памятника Екатерине II (или памятного знака в честь ее визита в Казань) вызвала протесты и в итоге так и не была осуществлена.

. Рудольфа Нуриева собираются увековечить в бронзе.  По последним данным, окончательное решение о том, где «приземлится» великий танцовщик, должен принять президент РТ
Фотоколлаж: «БИЗНЕС Online»

«ОБСУЖДАЮТСЯ ВОПРОСЫ УСТАНОВКИ ПАМЯТНИКОВ И БЮСТОВ...»

«Обсуждаются вопросы установки памятников и бюстов крестьянину-труженику у Дворца земледельцев, инженеру-механику, организатору промышленного производства, руководителю предприятий советского и российского авиапрома Виталию Копылову, который работал генеральным директором Казанского авиационного завода номер 22 имени Горбунова, Петру Витеру, который возглавлял Казанский моторостроительный завод; святым благоверным князьям Петру и Февронии, который планируется установить на улице Чистопольской; поэту Фатиху Кариму — на аллее писателей у здания „Татмедиа“; композитору, актрисе и певице Саре Садыковой — на пересечении улиц Габдуллы Тукая и Садыка Ахтямова в сквере рядом с мечетью», — рассказывала в интервью «БИЗНЕС Online» в ноябре 2016 года главный художник Казани Жанна Белицкая. Какие-то из этих проектов уже реализованы, какие-то — еще нет.

Между тем наши корреспонденты из нескольких источников собрали информацию о том, какие еще проекты памятников в Казани обсуждают городские и республиканские власти. Сразу же вспоминаем о Нуриеве — напомним, о том, что «летающего татарина» собираются увековечить в бронзе, первыми сообщил «БИЗНЕС Online». По последним данным, окончательное решение о том, где «приземлится» великий танцовщик, должен принять президент Татарстана.

. В планах — памятник легендарному летчику Михаилу Девятаеву
Фото: «БИЗНЕС Online»

Кроме того, в планах еще два довольно давно обсуждаемых проекта — памятники легендарному летчику Михаилу Девятаеву, а также композитору и певице Саре Садыковой. В первом случае конкурс на проект памятника Девятаеву в год 100-летия нашего выдающегося земляка был объявлен минкультом РТ еще в июле 2017-го, правда, его ход вызвал недовольство у родственников самого героя. Что касается Садыковой, то этот монумент работы Миннуллиной должен был уже открыться некоторое время назад, но в этом случае, по нашей информации, до конца не решены некоторые технические вопросы.

Еще в Казани могут появиться в ближайшее время памятник Шигабутдину Марджани, бюст Героя Советского Союза Магубы Сыртлановой, а также обсуждается создание монумента в честь фактически основоположника татарской эстрады Рашита Вагапова. Кстати, эту идею давно вынашивает руководитель фонда им. Вагапова, а также одноименного известного музыкального фестиваля Рифат Фаттахов.

. Обсуждается создание монумента в честь фактически основоположника татарской эстрады Рашита Вагапова (на фото памятник Вагапову в Нижнем Новгороде)
Фото: prav.tatarstan.ru

Конечно, не остается в стороне и военная тематика, причем как события Великой Отечественной войны, так и новейшей истории России. По нашим данным, в Казани размышляют над идеей памятника, в основе которого подвиг Гази Загитова  он 30 апреля 1945 года, вопреки официальной версии, по некоторым данным, поднял Знамя Победы над поверженным Берлином. Впрочем, конкретных планов и сроков воплощения этого проекта пока нет. Еще один герой, память которого может быть увековечена в столице Татарстана, это уроженец Казани, командир танкового взвода Алексей Козин. 23-летний танкист погиб в сентябре 1999 года в разгар конфликта на Северном Кавказе, посмертно лейтенант Козин был удостоен звания Героя Российской Федерации.

А вы, уважаемые читатели, кому бы поставили памятник в Казани?

Памятник Габдулле Тукаю в Москве считают одним из лучших в стране
Фото: gossov.tatarstan.ru

«ЧТО КАСАЕТСЯ ДРУГИХ ПАМЯТНИКОВ, ТО Я БЫ ПОСТАВИЛ ЕГО... РОДНОМУ ЯЗЫКУ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» как предлагали свои варианты исторических личностей (порой весьма провокационных), достойных памятников в Казани и Татарстане, так и выражали в целом свое отношение к состоянию монументального искусства.

Данил Салихов — председатель союза писателей РТ:

— Недавно в Москву повезли лить бюст Абдулле Алишу. Да, в его родной деревне уже стоял бюст, но он обветшал, а этот будет из бронзы. Мы также надеемся, что в Спасском районе откроется и музей Алиша. Шигабутдину Марджани также должны поставить памятник. Касаемо того, кому еще можно, то наших классиков бы желательно увековечить. Амирхану Еники, например, поставить. У нас есть,  кроме того, драматург, политик, общественный деятель Туфан Миннуллин — думаю никто бы не был против, ведь он человек, внесший вклад в развитие нашей нации. Что касается других памятников, то я бы поставил его... родному языку. По-моему, в мире нет еще такого памятника, туда бы каждый приходил, пел оду родной речи, представители разных национальностей приходили бы к нему и разговаривали на своем родном языке. «Туган тел» Тукая — это ведь стихотворение не только о татарском языке, а о родном для каждого человека языке. Этот памятник я бы поставил в самом сердце Казани.

Фатих Сибагатуллин — депутат Госдумы РФ:

— Как я неоднократно говорил, при жизни надо поставить Минтимеру Шаймиеву, пора уже. Также необходимо поставить памятник знаменитому татарскому драматургу Туфану Миннуллину, он также был политическим деятелем. Сколько лет ходят разговоры о памятнике Саре Садыковой. Памятники ведь не мешают, они облагораживают город. Хотя о работе Рафаэля Сайфуллина «Конь-страна» такого не скажешь. Но об этом я уже высказывался. Что касается сказочных персонажей, собирательных образов, они не помешают. Но вопрос: куда их ставить? Скажем, на Баумана или Кремлевскую такие композиции ставить не будешь. Возможно, в парках для них должны быть отведены места.

Зуфар Гимаев — председатель союза художников Татарстана:

— Я могу имен 50 точно назвать, кому нужно установить памятники: художникам, музыкантам. Хади Такташу поставили, но это плохой памятник. Из последних исторических событий... Я считаю, Туфан абый Миннуллин достоин, понятно, что он недавно умер, но все равно. Такие личности у нас редкие. Но у нас ведь и конструкторы были, и ученые, и математики хорошие, художники. Урманче, конечно, поставили памятник, но он мне тоже не нравится, Яхина я тоже знал — это все не те памятники. Они сделаны для денег, для халтуры — получить деньги быстро и без особых обсуждений, а когда была какая-то критика они быстро-быстро перестали приглашать таких людей, которые немножко критиковали. В других городах по России, странах бывшего СССР можно увидеть очень интересные памятники, причем это неизвестные личности. А у нас в Татарстане с этим делом не очень хорошо.


«Я БЫ ПОСМОТРЕЛ НА ТАКУЮ СПОРНУЮ ФИГУРУ ДЛЯ МНОГИХ ТАТАР, КАК НИКОЛАЙ ИЛЬМИНСКИЙ»

Михаил Щеглов — председатель общества русской культуры РТ:

— Я бы поставил памятник чувашскому просветителю Ивану Яковлеву — это был великий человек для всего чувашского народа. Он был не только основоположник чувашской письменности, вся его глубокая православность, его глубокое понимание существование чувашского народа среди других народов и среди русских — это важно. Он родился здесь, в Татарстане, в селе Хузангаево — это теперь Алькеевский район, творил долгие годы в селе Кошки-Новотимбаево Тетюшского района. Безусловно, ему на земле должен стоять памятник, в первую очередь здесь, в республике, во вторую — в Чувашии. Потом я бы посмотрел на такую спорную фигуру для многих татар, как Николай Ильминский. Во многом он оболган татарскими историками, но вел очень масштабную деятельности среди кряшен и других инородцев по просвещению и восстановлению истины в христианстве для людей, имевших на то время иную веру. Это была огромная пчела, которая трудилась всю жизнь, и что ему стоит только крест в церкви — это не соответствует уровню. Но, может быть, это не сейчас произойдет, а когда успокоится воинствующее отношение к православию, которое есть в среде мусульман. Даже это демонстративное присоединение женщин к ближневосточному исламу в виде платков, хотя у татарских женщин был калфак, который я нигде не вижу. Был такой великий деятель церковного песнопения Степан Смоленский — просто великий человек, регент, автор и исполнитель, вот ему был бы уместен памятник. Но не должно быть перебора: хотели в одно время треугольнику поставить, но это все-таки временные вещи. Ведь памятники — все-таки монументальное искусство, которое должно обыгрываться в историческом контексте. Я поэтому сказал, что не стал бы сейчас вслух серьез поднимать тему памятника Ильминскому. Через 50–100 лет может возникнет такая необходимость.

Гузель Файзрахманова — искусствовед:

— К установке памятников отношусь двояко. Я радикальный сторонник современных форм, нежели воспроизведения их в таком гиперреалистическом ключе, который в основном сейчас присутствует. То есть мейнстрим остается. И очевидно, что с современным городом подобные форматы плохо перекликаются. У меня нет четкого мнения на самом деле, как конкретно должно быть, но то, что появляется, образы персонажей, героев, личностей, кажутся слишком декоративными и не раскрывают ни личность, ни ее вклада, и не наполняет каким-то художественным содержанием среду, в которой все это устанавливается. Поэтому, честно говоря, тому, что появляется, я не радуюсь, не печалюсь. Просто знаю, что есть такая данность. Но событием в художественной жизни города это не считаю.  

Артем Силкин — директор музея-заповедника «Остров-град Свияжск»:

— Многим, мне кажется, в Казани можно поставить памятник. Масса людей, родившихся, работавших и живших в Казани, при этом никак не отмеченных. И необязательно сразу ставить памятники — возможно, достаточно будет назвать улицу или что-то еще. Из тех же, кто первым приходит в голову, кого бы стоило увековечить, Александр Алексеев — аниматор, художник-график, который после эмиграции работал во Франции. То есть это всемирно известный персонаж, который родился в Казани. 

В Старо-Татарской слободе, рядом с мечетью аль-Марджани, появится памятник татарскому богослову — Шигабутдину Марджани
Фото: «БИЗНЕС Online»

«КОГДА СТАВЯТ ПАМЯТНИК, ВПЕРЕДИ ДОЛЖНЫ ИДТИ ЭКСПЕРТЫ, ЧТОБЫ РЕШАТЬ, КОМУ ПОСТАВИТЬ И ПОЧЕМУ»

Дамир Исхаков — доктор исторических наук:

— Я могу сказать только одно: по сравнению с Венгрией у нас памятников в 100 раз меньше, поэтому еще есть полно, кому поставить. Очень много людей, всех их перечислять не буду. У нас устанавливают памятники всяким чудовищам, а до сих пор нет памятника основателям Казани — Алтынбеку и Алимбеку. Уже много напутано, и тот памятник татарской женщине-воительнице, который собираются установить в Альметьевске, связанный якобы с основанием Казани, — там на самом деле исторически недостоверные вещи придуманы. Потому что имена людей, которые основали Казань, известны, а также их сестры — ее звали Айша. По ее имени возле Старой Казани назван населенный пункт Айша, поэтому проводить всякие эксперименты над татарами без научной экспертизы не стоит. Когда ставят памятник, впереди должны идти эксперты, чтобы решать, кому поставить и почему, после этого политики должны принимать решения. А у нас все наоборот делается.

Лада Аюдаг — художник:

— Я считаю, что необходимо увековечить память многим основателям исламской культуры в образовании, например Шигабутдину Марджани или Мусе Бигиеву. Мне кажется, что тема религиозных мусульманских деятелей совершенно у нас не раскрыта. Почему я об этом заговорила? Дело в том, что вся наша письменность, культура шли именно из медресе. И сегодня мы очень мало знаем об этих людях. Когда будет стоять памятник такому человеку, мы хотя бы станем интересоваться, почему ему ставят монумент, кто это, что он сделал, и таким образом начнем о них узнавать. И еще — почему бы не ставить памятники меценатам? Если есть монумент Третьякову в Москве, почему не установить нам памятник купцам Юнусовым?

Зуфар Гаязов — председатель правления ассоциации рестораторов и отельеров Казани и РТ

— Я за все то, что открывается, — благодарен за это. Скоро возле озера Кабан памятник Марджани откроется. После того, как мы, от имени ассоциации рестораторов и отельеров Казани и РТ, обратились в мэрию города — они поддержали нас, что нужен памятник легендарному шеф-повару Юнусу Ахметзянову, — надеюсь, что это случится. Что касается увековечения разных сказочных персонажей, то их в городе и так много.