В ближайшее время ОАО «РЖД» («Российские железные дороги») планирует приступить к разработке технико-экономического обоснования (ТЭО) второго Северомуйского тоннеля на Байкало-амурской магистрали (БАМ). Как выяснил «Коммерсантъ», весь проект «стройки века» оценивается примерно в 100 млрд рублей.

Отмечается, что ТЭО тоннеля должно быть готово уже к 20 декабря — эта тема обсуждалась на совещании с участием вице-премьеров Максима Акимова и Дмитрия Козака 13 августа. Как следует из протокола, который есть в распоряжении «Ъ», обеспечить разработку поручили минтрансу, минэкономики, РЖД и совету потребителей монополии.

При этом глава РЖД Олег Белозеров говорил о необходимости проработки строительства второго тоннеля на заседании комиссии по ТЭК в Кемерове 27 августа, уточняет издание. «Это бутылочное горлышко на БАМе. Для того чтобы развивать Дальний Восток, нам нужно будет увеличивать объем перевозок. Если мы построим второй тоннель, то это даст возможность провозить не 16 миллионов, а 100 миллионов тонн грузов», — пояснял он. Тогда же, по данным «Ъ», он призвал как можно раньше приступить к первоначальному ТЭО. В РЖД и минтрансе не стали комментировать эту информацию.

По данным источников издания, стройка может начаться не раньше 2025 года, и в том случае, если грузовая база к тому моменту будет ее оправдывать.

Самый длинный на железных дорогах РФ Северомуйский тоннель протяженностью 15,3 км на БАМе введен в 2003 году после 26 лет стройки. Собеседники отмечают, что строительство второго тоннеля даст прирост провозной способности порядка 30−50 млн т в год, однако важно понимать, «будут ли те миллионы тонн, сколько они будут стоить». По их словам, средства на «стройку века» могли бы снять с проекта моста на Сахалин.