Известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батыр вновь обращается к вопросу обманутых паломников, которые не смогли, даже заплатив немалые средства, в этом году отправиться в хадж. В своем очередном материале для «БИЗНЕС Online» Батров размышляет о сути и истоках проблемы, а также предлагает нововведения, которые могли бы сделать хадж-индустрию значительно более прозрачной.
«Из года в год истории с обманутыми паломниками повторяются. Люди честно платят деньги (причем немалые), но уехать не могут»
«КАК РАСПРЕДЕЛЯЮТСЯ ЭТИ КВОТЫ В НАШЕЙ СТРАНЕ? ЧЕРЕЗ МУФТИЯТЫ»
Из года в год истории с обманутыми паломниками повторяются. Люди честно платят деньги (причем немалые), но уехать не могут. В прошлом году паломников обманул ООО «Урал-сервис» в этом – ООО «Хадж фонд». В обоих случаях среди пострадавших есть жители Татарстана, чьих озаренных внутренним счастьем лиц мы, увы, не видим среди хаджиев, которые в эти дни возвращаются из святых мест. В чем же причина подобного положения вещей? Нам говорят: в нехватке квот. Все верно: формально так оно и есть. Только надо понимать, что квоты на самом деле – не причина, а лишь одна из частей общего пазла в современной системе хаджа, построенной в том числе на обмане и даже на коррупции. До тех пор пока мы будем мириться с этим обманом, на другом конце причинно-следственной цепочки всегда будут сложности с квотами и как следствие – сотни и тысячи обворованных соотечественников.
Обман по поводу хаджа распадается, в свою очередь, на два уровня: так сказать, глобальный, в который вовлечены исламские богословы, и локальный, в который (если мы говорим о России) вовлечены муфтияты. Одно поддерживает другое, словно взаимосообщающиеся сосуды. Давайте начнем анатомирование проблемы с последнего.
Правительство Саудовской Аравии вынуждено жестко лимитировать желающих поехать в хадж. Если этого не делать, то случится транспортно-логистический коллапс и, как следствие, гуманитарная катастрофа. Поэтому и возникла система квот для каждой страны. Россия получила в этом году 20,5 тыс. квот, то есть, грубо говоря, одну тысячу на один миллион номинальных мусульман. Все вроде логично.
Как распределяются эти квоты в нашей стране? Через муфтияты. Например, согласно открытым источникам, в нынешнем году Дагестану досталось 8 600 мест, Ингушетии – 1400, а Татарстану – 1800. Справедлива ли такая система распределения квот? И да и нет. С одной стороны, именно муфтияты в лице своих имамов и проповедников создают потребность у людей в хадже, то есть, говоря маркетинговым языком, формируют сам рынок хаджа. Поэтому вполне логично, что они должны получать свою выгоду с этого рынка. Квоты – их вполне заслуженная преференция. С другой стороны, когда рынок регулирует не свободная конкуренция, а административные подходы, всегда возникает почва для коррупции. Этот – как раз тот самый случай. Мы не говорим о схватке бульдогов под ковром за кусок пожирнее: внутренняя борьба муфтиятов за число квот – тема отдельного разговора.
Мы говорим о том, что лежит на поверхности. Система административного распределения квот уничтожает свободную конкуренцию на рынке духовного туризма и порождает коллективного монополиста – консорциум муфтиятов с эксклюзивным доступом к ключевому для данного рынка ресурсу – квотам. Все остальные участники рынка – всевозможные турфирмы – должны теперь кланяться им в ноги, чтобы тоже получить доступ к этому ресурсу. Сколько стоит данный доступ – тайна, сокрытая в недрах всевозможных коробок из-под ксерокса. И муфтии вряд ли ее когда-либо раскроют в своих налоговых декларациях. Но мы вслед за людьми, не понаслышке знающими сферу, вольны предположить, что квоты, выделяемые муфтиятам, могут продаваться либо на сторону внешним турфирмам, либо собственным дочерним туркомпаниям.
В самой продаже квот как таковой, на мой взгляд, нет ничего плохого. Повторюсь: муфтияты создают рынок хаджа и потому им и должно принадлежать право первой брачной ночи с этой изобильной красавицей. Более того, было бы несправедливо, если выгоду из хадж-отрасли извлекали только сторонние коммерческие структуры, в то время как заслуга убеждения людей в необходимости совершать хадж принадлежит прежде всего религиозным деятелям. Другое дело, что предполагаемая продажа квот осуществляется подпольно и вырученные таким способом деньги идут отнюдь не на благотворительность и даже не на содержание мечетей и медресе, а прямиком в широкие, а в отдельных случаях и бездонные, карманы наших духовных лидеров.
Естественно, хадж-операторы, даже созданные муфтиятами, не раскрывают документально подтвержденную структуру ценообразования. В таком случае, как мы предполагаем, пришлось бы вскрыть все серые схемы и вывернуть на свет Божий карманы наших духовных иерархов. Впрочем, вполне может статься, что там и нет никого второго дна. Однако закрытость информации от людей порождает в народе массу домыслов. И вот о наших муфтиях уже судачат, что якобы их доля в каждой из хадж-путевок начинается от $100 и что, дескать, в том числе на эти неофициальные доходы они живут и даже прикупают роскошную недвижимость. Кто-то отгрохал себе коттедж, кто-то обзавелся апартаментами в Крыму, а кто-то – домом в Турции. Конечно, если муфтии публиковали бы свои декларации о доходах, то многие из недобрых слухов, возможно, развеялись бы, но, увы, финансовой открытостью перед паствой религиозные мужи грешить не спешат. Кстати, а это неплохая идея. Ведь наши клирики всех направлений весьма активно претендуют на близость к государству и вполне открыто пользуются его расположением. Пора вкусить и обратную сторону подобного положения вещей, ибо власть – это не только возможности, но прежде всего ответственность перед людьми и подотчетность народу.
«Процедура распределения квот на хадж должна быть максимально открытой»
«СТРОГО ГОВОРЯ, ХАДЖ ОБЯЗАТЕЛЕН ТОЛЬКО ДЛЯ БОГАТЫХ»
Как бы там ни было, такого рода разговоры – часть рассматриваемой проблемы. Ведь муфтияты своей секретностью сами дают им повод. Когда люди не понимают, на каких началах квоты передаются коммерческим структурам, то, естественно, у них возникают вопросы, перерастающие в сомнения верующих. Поэтому для того, чтобы исключить не только домыслы, но и саму возможность для злоупотреблений, процедура распределения квот на хадж должны быть максимально открытой. Но как это сделать?
На мой взгляд, в данной ситуации можно осуществить две фундаментальные вещи. Первое. Каждой квоте должен быть присвоен индивидуальный шифр, который будет фиксироваться в договоре и параллельно отражаться/активироваться на сайте хадж-миссии России (регулятора хадж индустрии в нашей стране). В таком случае продажа путевок без квот, как это было в случае с «Урал-сервисом» или «Хадж фондом», будет попросту исключена в принципе.
Второе. Квоты должны продаваться на открытом аукционе, в котором смог бы принять участие абсолютно любой туроператор. Так мы получим добросовестную конкуренцию, которая, как известно, всегда выгодна конечному потребителю. Здесь может возникнуть возражение, что, мол, это приведет к удорожанию стоимости хаджа. Во-первых, квоты, как мы с вероятностью в 99,9% предполагаем, и так уже продаются муфтиями, но только по серой схеме. Стало быть, в существующей ныне стоимости хаджа подпольная продажа квот, надо полагать, уже заложена. Так что никаких ценовых изменений здесь не предвидится. Во-вторых, появление механизмов открытой конкуренции в конечном итоге начнет тянуть цены вниз и компенсирует расходы на закуп квот.
В-третьих, строго говоря, хадж обязателен только для богатых. Мусульманская мысль формулирует эту идею предельно ясно, иногда даже жестоко. Так, в средневековом этико-дидактическом трактате «Кабуснаме» описывается случай, как правитель Бухары однажды совершил хадж. Собрав огромный караван, в окружении бесчисленной прислуги «он сидел в носилках и ехал по пустыне, покачиваясь и нежась, со всеми припасами и утварью, что бывают дома». На Арафате ему «попался навстречу нищий дервиш, босоногий, терзаемой жаждой и голодом». Аскет упрекнул богача в том, что тот совершает столь роскошный хадж, когда суфий творит его в лишениях и мучениях. И тогда правитель Бухары воскликнул: «Я выполняю приказ Господа Всевышнего, а ты нарушаешь его! Я званный [Богом] гость, а ты всего лишь прихлебатель!» Звучит грубо, но именно этому и учат наши имамы и муфтии, когда говорят, что хадж обязателен только для богатых. Другими словами, по их мнению, нищебродам там делать нечего. Так что даже если официальная продажа квот приведет к удорожанию стоимости хаджа, существующие нормы и принципы ислама здесь не будут нарушены.
Более того, хотя официальная доктрина ислама и проповедует идею элитарности хаджа, фундаментальные идеи милосердия никто не отменял. Предлагаемый же механизм позволит как раз таки обеспечить это самое милосердие реальным инструментом реализации. Как? Все очень просто. Деньги, вырученные с продажи квот, мы можем направить на покупку путевок для неимущих мусульман. Если исходить из минимальной цены за одну квоту в $100, минимальной стоимости хаджа примерно в $1000 и общего числа российских квот в 20,5 тыс., то мы получаем, что ежегодно сможем направлять в хадж бесплатно 1–2 тыс. человек. Даже если мы сможем на вырученные деньги отправить «лишь» 500 человек, то мы все равно сделаем сразу два добрых дела: поможем людям и спасем наших духовных отцов от соблазна и греха, ведь бесплатные путевки будут распределяться среди заявителей исключительно через механизм слепого розыгрыша, транслируемого в прямом эфире. Естественно, внедрение этого новшества потребует детальной юридической проработки вопроса и проведения соответствующих переговоров и согласований.
«Сегодня благодаря прогрессу хадж могут позволить себе если не все мусульмане, то как минимум половина из них»
«ПУТЬ ВОЗВРАЩЕНИЯ МУСУЛЬМАН К ИСЛАМУ БУДЕТ ДОЛГИМ»
Про вторую сторону проблемы – обман в сфере хаджа глобального уровня – ваш покорный слуга уже писал. Здесь мы должны понимать, что сама система квот порочна изначально, ибо корпорация богословов забывает объяснить мусульманам классическое (читай: ортодоксальное) учение ислама. Как следствие, ежегодное столпотворение в Мекке, вынуждающее лимитировать приток приезжих через квоты, основано на убеждении, что хадж можно совершать только в определенные дни месяца зуль-хиджа. Отсюда и возникает бешеный ажиотаж со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.
Однако если мы почитаем книги по фикху, то конкретное время нигде не оговаривается для хаджа в качестве его обязательного (фард) условия. К таковым относятся только три вещи: облачение в ихрам, стояние на горе Арафат и совершение обхода-тавафа вокруг Каабы. В случае с другим столпом ислама – пятикратным намазом, мы наблюдаем совсем иную картину. Его исполнение жестко привязывается факихами к определенному времени, которое квалифицируется исламскими улемами как обязательное условие. Вот почему, скажем, дневную молитву нельзя совершать ночью, а вечернюю – утром. У третьего столпа ислама, закята, также нет привязки ко времени. Каждый человек сам определяет дату его выплаты: он может сделать это абсолютно в любой месяц года. То же самое и с хаджем: обязательное время для него в исламском праве не оговаривается в качестве условия. И это принципиальный момент. Уточню еще раз — это не реформаторские концепции ислама, а самые что ни на есть классические, традиционные.
Однако исторически так повелось, что хадж совершается в месяце зуль-хиджа. Для своего времени собрание паломников в одно время было вполне оправданной и даже необходимой мерой. Все дело в том, что раньше хадж был доступен очень узкому кругу лиц, и если бы пилигримы приезжали в Мекку в разное время, то никакой массовости не возникало бы. А массовость в хадже нужна, ибо десятки и сотни тысяч паломников, облаченных в белые саваны ихрама и собранных вместе, создают ощущение Судного дня, одного из кульминационных переживаний всего хаджа.
Сегодня благодаря прогрессу хадж могут позволить себе если не все мусульмане, то как минимум половина из них. В любом случае речь идет о сотнях миллионов по всему миру. Поэтому временное лимитирование хаджа – это изживший себя атавизм, к тому же противоречащий классическим нормам исламского канонического права.
Вот и получается, что богословы, умалчивающие перед доверяющими их слову мусульманами истины собственных книг и не разъясняющие их суть, создают проблемы хаджа на пустом месте: давки, порой, со смертельным исходом, квоты, взвинчивание цен, тысячи обманутых людей и миллионы лишенных счастья приобщиться к духовному странствию ислама. Однако путь возвращения мусульман к исламу будет долгим. Легче начать наводить порядок в масштабе хотя бы своей страны и обратить свой взор на механизм распределения квот. Того гляди за нами подтянется и остальной мир.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 100
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.