. Телеведущий Николай Корженевский предложил Антону Силуанову и Сергею Собянину лайтовый режим работы, чтобы получать от беседы «и информацию, и удовольствие»

«КАК В НАЧАЛЕ СЫТЫХ НУЛЕВЫХ РУГАЛИ МИНФИН! РУГАЛИ ГРОМКО, А ПОТОМ РАДОВАЛИСЬ МОЛЧА»

Второй день московского экономического форума начался с разговора с министром финансов РФ Антоном Силуановым и мэром Москвы Сергеем Собяниным. Модератор сессии — телеведущий Николай Корженевский предложил лайтовый режим работы, чтобы получать от беседы «и информацию, и удовольствие». Гостей и ведущего усадили в яйцеобразные белые кресла, расставленные в форме треугольников, активными участниками дискуссии оказались также зрители.

Силуанов начал с главной интриги предстоящего бюджета — национальных проектов. Но сказать успел немного. Известно, что сейчас готовятся паспорта нацпроектов, которые станут частью бюджета на 2019 год и будут вместе с ним внесены в Госдуму до 1 октября. Также министр подчеркнул, что будет повышена ответственность исполнителей. «Будут определены четкие деньги, ответственные за исполнение и жесткий мониторинг. Спрос будет гораздо выше, чем по госпрограммам. Нацпроекты будут администрироваться в ежедневном формате», — заявил Силуанов, не вдаваясь в детали.

Однако беседа быстро ушла в другое русло. Собянин поздравил Силуанова с Днем финансиста. «Это, пожалуй, одна из самых неблагодарных профессий в нашей стране», — заметил мэр Москвы. Мол, все всегда недовольны финансистами, все считают, что бюджетам недодали денег либо дали не так и не вовремя. «Вы видели, как в начале сытых нулевых ругали минфин (во главе с бывшим министром финансов РФ Алексеем Кудринымприм. ред.) за то, что они концентрировали ресурсы в фонд национального благосостояния, резервный фонд, а потом как все тихо радовались, когда наступили сложные времена! — восклицал Собянин. — Можно вспомнить ту же Венесуэлу, которая не делала этого и сегодня там инфляция достигает 1000 процентов, по сути, страна – банкрот. С Россией так не случилось, а могло быть совсем по-другому».

«Не радовались, а восприняли как должное», — заметил Силуанов с ноткой укора в голосе.

«Я и сказал — молча радовались, молча. Ругали громко, а радовались молча!» — подчеркнул московский градоначальник.

. Антон Силуанов: «Как по налогам, так и по межбюджетным  отношениям нужно зафиксировать те условия, которые будут стабильны на протяжении 6 лет, чтобы субъекты РФ могли планировать свои доходы и расходы»

Позже Силуанов ответил любезностью на любезность, признавшись в любви к Москве. «Стало так здорово жить в Москве, появилось много мест, где можно прогуляться. Я горжусь Москвой, спасибо Сергею Семеновичу!» — благодарил министр.

Конечно, не обошлось без пикировок. Силуанов заметил, что если предыдущие наказы президента РФ по повышению уровня зарплат бюджетникам были успешно выполнены, то вот с созданием высокотехнологичных рабочих мест и ростом производительности труда вышла заминка.

— Увеличить зарплату бюджетникам гораздо проще, чем нарастить свою экономику, — заметил мэр Москвы.

— Сергей Семенович, вы думаете, так просто было увеличить зарплату бюджетникам? — искренне удивился Силуанов.

— Это на порядок проще, чем создать экономику! — гнул свое Собянин, — Вам, конечно, было тяжело, вы напрягали все силы, выискивали резервы, направляли деньги...

Силуанов оправдывался, мол, не было необходимой мотивации, да и контроля. «Вы можете сами с собой спорить. Мы выстраивали другие приоритеты. Мы увеличили расходы в инфраструктуру в разы — в кризис. Нас критиковали: „Что вы делаете?“ Но это был бы тупик, сегодня ни на социальную сферу не было бы денег, ни на развитие!»

Министр был вынужден признать, что бюджет Москвы изменится в лучшую сторону и средства, отправляемые столицей в федеральный бюджет, помогают кормить другие, менее богатые регионы. И да, опыт Москвы не пропадет даром. «Следующие 6 лет федеральный бюджет будет уделять больше внимания вопросам развития», — обещал глава Минфина.

. Сергей Собянин: «Если будем дальше увеличивать налоговый пресс, последние миллиардеры разбегутся по офшорам, и мы получим дырку от бублика»

«ДРУЗЬЯ, ВЫ ЭТИ ДОХОДЫ ОТПРАВЬТЕ В ЭКОНОМИКУ РОССИИ, НЕ ПРОЕДАЙТЕ, НЕ ИНВЕСТИРУЙТЕ В ЗАРУБЕЖНЫЕ АКТИВЫ»

Но Корженевский уже уводил тему обсуждения в другое русло — вспомнил про «письмо Белоусова» о планах по изъятию сверхдоходов» ряда компаний. Бизнес от таких идей не в восторге. Антон Германович так объяснил логику «стрижки металлургов»: «Стабильный курс рубля, увеличение цен на нефть позволили предпринимателям получить хорошие доходы. И мы говорим: „Друзья, вы эти доходы, пожалуйста, отправьте в экономику России, не проедайте, не инвестируйте в зарубежные активы, а здесь потратьте!“ А наша задача — создать условия, чтобы им было интересно тратить деньги в России».

Модератор заметил, что «лучшим месседжем для бизнеса» стало бы заявление, что прибыль частного сектора —  это его деньги, делайте с ними что хотите. «На прибыль компаний никто не покушается, но раньше тратилась она в основном вне России», — заметил Силуанов, который, конечно, и не думал поднимать белый флаг. Но было сказано несколько примирительных фраз, вроде того, что «надо больше общаться» и что правительство вовсе не думает надурить предпринимателей.

Далее всплыла тема изъятия у профицитных регионов, таких как Москва (и, кстати, Татарстан) дополнительного 1% налога на прибыль. Мол, раз уж с доходами в России сегодня все хорошо и даже очень хорошо... Но Силуанов пресек такие поползновения. Он ответил в том смысле, что свалившиеся на страну допдоходы связаны с нефтью и газом. «Сегодня хорошо, а завтра не очень, мы их не тратим, а складываем в резервы, обеспечиваем стабильность на финансовых рынках», — заметил Силуанов. Что касается 1%, он идет на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов, которые не блещут лишними миллиардами.

«Москва — самый сильный регион по бюджетной обеспеченности, другие регионы не такие сильные. У нас больше 10 раз разница по бюджетной обеспеченности между регионами, нам надо помогать тем, у кого нет таких ресурсов», — защищал глава минфина тот самый 1%. Его собеседник подметил, что «нельзя плодить иждивенчество».

Однако Собянин не стал посыпать голову пеплом по поводу того, что Москва пол-России кормит, мол, это нормально, что 60% всех собираемых денег идут в федеральный бюджет. «Мы возьмем обязательства еще наращивать отчисления в федеральный бюджет», — гордо обещал мэр.

«Мы не отказываемся от денег, Сергей Семенович, никогда. Будем ждать от вас дополнительных ресурсов, кхе-кхе, — с удовольствием согласился Силуанов и добавил на радостях. — Как по налогам, так и по межбюджетным отношениям нужно зафиксировать те условия, которые будут стабильны на протяжении 6 лет, чтобы субъекты РФ могли планировать своих доходы и расходы».

«Антон Германович, это золотые слова, которые надо высечь на камне! Найдем в Москве специальное место для этого. Ничего более приятного от министерства финансов и первого вице-премьера я никогда не слышал, спасибо большое!» — откровенно льстил Собянин.


МИНФИН ПРИДУМАЛ «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЕНСИОННЫЙ КАПИТАЛ»

Разумеется, звучали вопросы о том, хорошо ли спит минфин в связи с пенсионной реформой. В ответ прозвучала привычная аргументация о том, что нельзя было дольше тянуть, нужно поднимать размеры пенсии и уровень здравоохранения, про сохранение льгот для людей предпенсионного возраста и переквалификацию. Но, как выяснилось, это еще не все. Минфин готовит некую инициативу под кодовым названием «Индивидуальный пенсионный капитал». Судя по всему, речь идет о создании параллельной, коммерческой пенсионной системы.

«Мы готовим предложение, чтобы у людей, которые еще не вышли на пенсию, была возможность накапливать свой пенсионный капитал. Деньги должны быть сохранные, чтобы не исчезали, если банк сгорел, и застрахованы, как банковские вклады, но на всю сумму», — заинтриговал Силуанов.

По задумке, средства можно будет взять в случае форс-мажора — например на операцию. «Детали системы мы обсудим в правительстве. И с 2020 года мы сможем запустим индивидуальный пенсионный капитал», — обещал Силуанов.

У главы минфина спросили, что он думает про прогрессивную шкалу налога на прибыль, о чем любят рассуждать коммунисты. Силуанов дал понять, что облагать повышенным налогом богачей в ближайшие 6 лет в стране точно не собираются. Аргумент — в силу социальной справедливости.  «У нас и так есть налоги на роскошь — на [большие] квартиры и [дорогие] машины. Богатые платят в пенсионную  систему со своих доходов, но не получают [пропорционально] бо́льшие пенсии», — старательно объяснял он.


Собянин выдал более краткий, но зато куда более правдоподобный мотив: «Если будем дальше увеличивать налоговый пресс, последние миллиардеры разбегутся по офшорам, и мы получим дырку от бублика».

Наконец, руки дошли до темы создания в России 14 макрорегионов. Спикеры долго обсуждали то, что создаваться эти макрорегионы будут вокруг крупнейших агломераций, ибо именно они дают наибольший эффект для экономики, поскольку концентрация людей сразу дает рост производительности труда и прочие приятные эффекты. Опять же в каждом селе МГУ не построишь. А заработанные агломерациями деньги опять же можно направлять на развитие глубинки. В общем, сплошные плюсы.

И лишь спустя полчаса пространных обсуждений Силуанов подтвердил серьезность намерений объединить субъекты Федерации в «макрорегионы» — пока чисто экономически.

«Мы не говорим про административное объединение, речь про экономическое объединение, чтобы были налажены связи между регионами, чтобы люди, которые живу в одном регионе, могли работать в другом, — рассуждал глава минфина. — Объединять регионы не стоит, так как есть национальные принципы. Должен быть тонкий механизм. Мы говорим про экономическое объединение субъектов — вот наша задача».

Ну а завершилась «панель» обещанием Силуанова придумать систему финансовой мотивации для более эффективной работы чиновников. «Территориальные подразделения федеральных органов, и налоговой в том числе, получат дополнительную поддержку», — пообещал на прощание глава минфина.

. Тему пространственного развития России обсудили на форуме

«ЭТО НЕ СВЯЗАНО С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ НОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТЫ СТРАНЫ»

Тема пространственного развития России получила продолжение на следующей сессии. Как писал «БИЗНЕС Online», не так давно минэкономразвития РФ выложило для публичного обсуждения стратегию пространственного развития России до 2025 года. Согласно более чем 100-страничному документу, вся страна будет поделена на 14 макрорегионов. При этом соседние Татарстан и Башкортостан оказались в разных группах. Так, РТ определили в Волго-Камский макрорегион, а РБ приписали к Волго-Уральскому. Чуть больше недели назад стратегию три часа критиковали в Общественной палате РФ, но тогда на мероприятие МЭР откомандировал всего лишь начальника департамента. Сегодня уровень дискуссии поднялся хотя бы до уровня замминистра. Правда, Вадим Живулин буквально ворвался в зал, когда до окончания мероприятия оставалось пять минут. Ради того, чтобы наконец получить объяснения от авторов стратегии, публика была готова задержаться.

Так вот, по словам замминистра, на макрорегионы страну начали перекраивать не случайно. «Мы вынуждены определить макрорегионы, потому что они предусмотрены указом, определяющим основы региональной политики до 2025 года, — пояснил Живулин. — Мы исходили из того, что это не какое-то перераспределение, разукрупнение, разделение субъектов, которые тесно связаны между собой. Речь идет о консолидации усилий и совместной работы регионов, которые расположены по соседству». Весь смысл такого деления страны, как заверил представитель МЭР, нужен лишь для того, чтобы субъекты, объединенные таким образом, могли «размышлять и строить совместную инфраструктуру, которая может укрепить хозяйствующие связи», иными словами, такое деление нужно лишь как стимул для региональной кооперации. «Это не связано с определением новой политической карты страны и так далее, о чем тоже неоднократно говорили эксперты, называя это переписыванием Конституции. Ни в коем случае!» — особо подчеркнул Живулин.

По его словам, стратегия в нынешнем виде еще не является финальной редакций, так что работа над ней будет продолжаться. Замминистра всякий раз подчеркивал, что цель документа лежит не в политической плоскости, а исключительно в экономической. «Это документ, который предполагает пространственную организацию экономики в разрезе субъектов РФ. Ровно по этой причине у разных субъектов РФ в стратегии определяется разная роль, место. Почему так происходит? В силу разных причин, несмотря на то, что все субъекты равны между собой, с точки зрения Конституции, их статуса, роли, важности в политической и общественной жизни, но по факту сложилась некоторая диспропорция, которую мы в стратегии хотели сгладить», — объяснил замминистра. Поэтому в МЭР пришли к выводу, что для каждого типа территорий надо определить свою функциональную роль. «Задача документа не выделить какой-то один тип территории и сказать, что мы будем вкладывать все ресурсы и ориентировать все внимание на них, а постараться для каждого типа территории подобрать уникальный, типичный, необходимый набор решений», — добавил Живулин.

Много вопросов среди регионов вызывал тот набор специализаций, который прописали авторы стратегии. Замминистра пояснил, что они нужны для того, чтобы сделать «более выпуклыми и заметными» конкурентные преимущества регионов. «Стратегия — описательный документ о том, как могла бы и должна развиваться страна», — подытожил Живулин.


«ЕСЛИ У НАС НА КАРТЕ БУДЕТ ПЯТЬ ГЛОБАЛЬНЫХ ГОРОДОВ, ЭТО БУДЕТ СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА»

У остальных спикеров дискуссии было свое видение пространственного развития страны. Например, президент центра стратегических разработок (ЦСР) Павел Кадочников уверял, что в нынешней ситуации на карте страны можно выделить только два глобальных города – Москва и Санкт-Петербург. А к 2035 году их может стать максимум пять – кроме Москвы и Питера, это Екатеринбург, Казань и Новосибирск. «Если у нас на карте будет пять глобальных городов, это будет современная экономика, которая примерно сможет отвечать тем целям, которые заявлены в указе президента», — пояснил Кадочников. По его мнению, в современном глобальном городе должны быть следующие признаки: университет, заметный в мировых рейтингах, авиахаб с пассажиропотоком хотя бы 20 млн пассажиров в год и со своей авиакомпанией, череда международных событий ежегодно, штаб-квартиры глобальных компаний, на каждого жителя по 10 туристов, треть из них иностранные. «Это примерные параметры того, что у нас должно быть», — подчеркнул Кадочников.

Впрочем, президент ЦСР заверил, что такое распределение вовсе не значит, что об остальной территории страны забудут и не будут развивать. Напротив, эти глобальные города должны «распространять свою энергию» на все окружающие регионы. «В этом смысле есть сверхзадача у Москвы, которая должна вытащить весь центральный округ, есть сверхзадача у Питера и других глобальных городов», — добавил Кадочников. По его словам, именно эти идеи высказывал ЦСР, когда помогал МЭР думать о стратегии пространственного развития.

Президент хозяйственного партнерства «Новый экономический рост» Михаил Дмитриев уверен, что из всех рычагов, которыми власть может влиять на экономический рост через пространственное развитие, самый главный – транспорт. Его вклад составляет более 70%. «Даже гораздо больше, потому что другие рычаги либо гораздо менее существенны для ускорения экономического роста, например, развитие качества городской среды – существенный фактор, но гораздо менее существенен, чем транспорт при нынешнем дефиците хорошей транспортной инфраструктуры для несырьевой экономики. Жилье тоже имеет значение, но без транспорта роль жилья оказывается довольно невысокой», — объяснил эксперт. Дмитриев уверен, что вклад в экономический рост транспорта в ближайшие 8–10 лет будет выше, чем все другие компоненты пространственного развития. «По транспорту есть большой портфель нереализованных проектов, которые копились десятками лет. Сейчас их реализацию можно существенно ускорить, поскольку под это появляются не только новые ресурсы, но и новые механизмы финансирования типа фонда развития», — добавил он.

Дмитриев подсчитал, что общий портфель магистрального плана инфраструктуры оценивается в 6,5 трлн рублей, из которых половина – федеральное финансирование. Частное и внебюджетное софинансирование может колебаться от 80% до 20–30%. При этом 80% частных денег может поступить для строительства портовой инфраструктуры, а 20–30% — для магистральных автомобильных дорог.

«На ближайшие 8–10 лет это 10 триллионов рублей дополнительного экономического роста», — подсчитал Дмитриев. Однако, по его словам, значительная часть эффектов будет выходить за пределы 2025 года. «Грубо говоря, две трети эффектов придется на период с 2025 по 2035 год», — добавил он. При этом эффект всей транспортной инфраструктуры в экономический рост за весь период составит 35–40 трлн рублей – около 40% нынешнего годового ВВП.


«НАДО, ЧТОБЫ ЛЮДИ ЖИЛИ НЕ В ПЯТИ КРУПНЫХ ГОРОДАХ, А ЦЕЛИКОМ ПО РОССИИ»

«Пространственное развитие не является развитием только городов и уж тем более одних агломераций. А то можно каламбурить, что в стратегии пространственного развития пространства нет», — заявил главный экономист Внешэкономбанка Андрей Клепач. По его мнению, нынешнее пространственное и экономическое развитие явно идет не на пользу стране, поскольку возникает сверхконцентрация населения, денег и проектов в очень ограниченном круге агломераций или городов. «Если мы посмотрим на пространственное деление, то получается, что у нас развиваются окраины. Темпы роста Дальнего Востока выше, чем в среднем по России, Кавказа — тоже выше. Теперь и Крыма выше, Калининграда были выше, теперь, по-видимому, тормознутся. А вся глубинная Россия, если из нее вычеркнуть Москву и Московскую область, опускается. Эта тенденция сохранится», — предсказывал главный экономист ВЭБ.

Клепач указал, что раньше (очевидно, в советские времена) даже связность территорий и населенных пунктов была лучше. «У нас когда-то была тысяча аэродромных площадок и примерно 1,5 тысячи самолетов местной региональной авиации, в основном Ан-2. Люди летали из Новосибирска в Новокузнецк, Кемерово. Это примерно час лету, на поезде — 8 часов, на машине до Кемерово с пробками — 7–9 часов. В этом смысле у нас расстояния не сократились, а увеличились», — подчеркнул он. Так что теперь возникает дилемма, как восстановить связность территорий, а для этого придется делать выбор между разными проектами, причем не только транспортными, как на том настаивал Дмитриев.

Клепач уверен, что на пространственное развитие все-таки влияют и другие факторы. В качестве примера он привел строительство самолета МС-21, которое обеспечивает население в разных регионах рабочими местами, дает им возможность жить не только в Москве и Питере. «Люди не хотят уезжать. В средних городах и деревнях есть свои достоинства, не только в смысле близости к природе, корням, могилам предков, но это возможность другого типа общения. Это другой социум. Мы тоже должны это учитывать и беречь. Это не вопрос института развития, а всей экономической и социальной политики. Надо, чтобы люди жили не в 5 и даже не в 40 крупных городах, а целиком по России», — полагает главный экономист ВЭБа. Поэтому, по его мнению, надо сосредотачиваться не только на развитии агломераций и крупных городов, а еще думать, как помочь регионам становиться драйверами роста.

Впрочем, в этом отношении нынешняя система межбюджетных финансовых отношений Клепачу очень не нравится. «Та, которая сейчас, не только крупные регионы обирает. Надо подумать о том, как бы больше доходов от нефти, газа и цветных металлов оставалось там, где реально добывается. Баланс сейчас слишком смещен в федеральный бюджет и две крупнейшие агломерации. Без того, чтобы деньги оставались в регионе и муниципалитете, мы там точек роста не создадим. Может, надо ограничивать рост, а каким-то помогать, но для этого надо менять финансовую конструкцию тоже», — пришел к выводу он.