. Чиновники всех мастей обсудили плановые бюджеты на ближайшую трехлетку и перспективы роста экономики до 2024 года

УБЫТОЧНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И «ВНУТРЕННИЕ ИНВЕСТОРЫ» В УСЛОВИЯХ РОСТА ЭКОНОМИКИ

«В Татарстане, как и в стране в целом, отмечается экономической рост, но он недостаточен», — заявил накануне премьер-министр РТ Алексей Песошин на республиканском совещании с участием президента РТ Рустама Минниханова. Последнему доложили о социально-экономическом развитии республики на ближайшие 6 лет, а также наметили бюджетный план на следующую трехлетку. Но перед серьезным экономическим разговором Минниханов сделал небольшое лирическое отступление, поздравив с назначением пятерых избранных вчера муниципальных глав: Дрожжановского, Нурлатского, Пестречинского, Рыбно-Слободского, Тукаевского районов.

Доложить о нынешнем состоянии экономики Татарстана доверили замминистра экономики РТ Олегу Пелевину, который не стал ходить вокруг да около. По его словам, в России и РТ наблюдается в целом тенденция роста экономической активности. Так, рост валового продукта страны в этом году наблюдается на уровне 101,8%, а в Татарстане — 100,9%. Сдерживают, по мнению Пелевина, экономический рост ограничения ОПЕК по добыче нефти и снижение оптовой торговли, на которой сегодня держится почти пятая часть экономики республики. Также ограничивает рост такой фактор, как «высокие достижения прошлого года»: мол, в 2017-м планы перевыполнили, а теперь чего сравнивать? Объем промышленного производства за полгода в республике составил 1,556 трлн рублей (101%). Сдержанно растут добыча полезных ископаемых, обрабатывающая промышленность, весьма уверенно набирает темпы производство нефтепродуктов (110%) и электроэнергии (109,7%). В целом рост экономики прогнозируется в следующие 6 лет в диапазоне 102–103,6%. При этом при расчете прогнозного сценария социально-экономического роста, пояснил Пелевин, брали стоимость нефти на уровне $69,3 за баррель со снижением к 2024 году до $53,5 и растущий среднегодовой курс доллара до 68 рублей через 6 лет.

По словам замминистра экономики РТ, рост производства стал возможен благодаря наращиванию татарстанскими предприятиями своих мощностей. Такая тенденция будет только сохраняться. Например, в период 2019–2024 годов должно, наконец, завершиться строительство комплекса по глубокой переработке тяжелых остатков нефтеперерабатывающего завода ТАИФ-НК и строительство производства дивинил-стирольного синтетического каучука НКНХ, должно появиться новое производство Нижнекамского завода шин ЦМК, запуститься — установка ЭЛОУ-АВТ-6 ТАНЕКО, а «Казаньоргсинтез» перейдет с этана на пропан-бутановую фракцию при производстве собственного этилена и модернизирует завод поликарбонатов. Еще ряд не менее важных инвестпроектов, на которые делает ставку руководство РТ, ожидается на КАМАЗе, КАПО им. Горбунова, КВЗ, ТАИФе и т. д. В целом рост производства к 2019 году составит 103,3% с сохранением дальнейшей положительной тенденции.

Выступая перед собравшимися, часть из которых уже успела изрядно к вечеру пятницы утомиться, Пелевин кратко прошелся и по основным отраслям. Например, сельское хозяйство подросло только на 1,9%. Виной тому — засуха и жаркое лето, но, впрочем, урожай не сильно выбивается из прогнозов. В строительном комплексе ожидается сдержанная динамика объема подрядных работ на уровне 101%. В 2019 году планируется ввод 2,4 млн. кв. м жилья с постепенным увеличением объемов. На потребительском рынке тоже все замечательно — 104,5% при росте кредитной активности татарстанцев.

«По итогам первого полугодия текущего года 26 процентов предприятий убыточно, — внезапно заявил замминистра экономики РТ. — В отдельных видах экономической деятельности наблюдается ухудшение финансовых результатов в условиях роста объема инвестиций в основной капитал. И это нормально! Инвестиции в будущем приведут к росту финансовых результатов. Вместе с тем в ряде видов экономической деятельности отмечается ухудшение финансовых результатов на фоне сокращения объемов инвестиций. На это следует обратить внимание при проведении балансовых комиссий». Отметим, что показатель в 25–26% убыточных от числа всех предприятий колеблется на том же уровне из года в год. 

Доложить о нынешнем состоянии экономики Татарстана доверили Олегу Пелевину, который не стал ходить вокруг да около

Объем инвестиций в экономику республики в этом году составит 668,9 млрд рублей, что на 31 млрд рублей больше уровня прошлого года. Темпы роста инвестиций — на уровне 100,5–102,1%. При этом основные источники инвестиций — это собственные средства самих предприятий. «Их доля в 2017 году выросла до 60 процентов, а по итогам текущего года уже превысила 75 процентов», — отметил Пелевин. Видимо, все реже нетатарстанские инвесторы стремятся вложить свои кровные в республику — и на то есть несколько причин: сокращение кредитного портфеля в экономике республики, в том числе обусловленное высокой базой предыдущих лет, а также сокращение прямых инвестиций из федерального бюджета. Кроме того, чиновник посетовал, что не выдерживается ряд сроков реализации инфраструктурных проектов «Иннокама». Зато все замечательно у ОЭЗ, ТОСЭРа и вообще в целом у малого и среднего бизнеса. На сегодня 10% всего производства в республике приходится на МСБ.

Под конец своего доклада Пелевин кратко прошелся по социальным показателям. Доля безработных не превысит 0,7%, индекс потребительских цен — на уровне 102,9%, темпы роста зарплат — 105,6–108%. «Таковы основные параметры прогноза. В целом они соответствуют „Стратегии-2030“», — констатировал замминистра экономики РТ.

«РАЗНОГЛАСИЙ НЕТ»

Вопросов к Пелевину у дремлющего зала не возникло, поэтому решили перейти сразу к следующему вопросу повестки дня — докладу министра финансов РТ Радика Гайзатуллина. Он представил свой прогноз консолидированного бюджета РТ на 2019 год и плановый период 2020–2021 годов. По словам Гайзатуллина, на сегодняшний день в консолидированный бюджет республики собрали налоговых и неналоговых доходов в размере 178,6 млрд рублей. В эту сумму вошли преимущественно налог на прибыль, на физлиц и на имущество организаций. Поступившие доходы позволили рассчитаться по основным статьям расходов, но дефицит бюджета все же присутствует — главным образом из-за недоимки по налогам.

Вопросов к Пелевину у дремлющего зала не возникло

«Основываясь на бюджете текущего года, мы составили прогноз на 2019-й и плановый период 2020–2021 годов», — рапортовал министр финансов РТ  и следующую часть своего спича посвятил уже вопросам будущих бюджетов. По его словам, в 2019 году в бюджет Татарстана должно поступить 251,2 млрд рублей, из которых 87 млрд рублей — налог на прибыль (это 36% налоговых доходов), 77,6 млрд рублей — НДФЛ, 27,6 млрд рублей — акцизы, 22,1 млрд рублей — налог на имущество организаций, 7,7 млрд рублей — земельный налог в районах, 4,8 млрд рублей — транспортный налог, который отправят в дорожный фонд, 11,1 млрд рублей — налог на совокупный доход, 1,7 млрд рублей — налог на имущество физлиц. Неналоговые доходы составят 10,1 млрд рублей. «Не учтены межбюджетные трансферты из федерального бюджета. Эта сумма будет уточняться во втором чтении по бюджету республики», — уточнил Гайзатуллин. К слову, общий объем налоговых и неналоговых доходов на 2020 и 2021 годы прогнозируется в объеме 255,7 и 263,1 млрд рублей.

Расходная часть бюджета на 70% состоит из социалки, основные акценты делаются на реализацию республиканских программных мероприятий на 2019–2021 годы. Тут следовало бы сделать небольшое отступление. Участникам совещания мельком продемонстрировали весьма занимательный слайд с прогнозными расходами на программные мероприятия в РТ. Одна из строк была посвящена программе «Сохранение, изучение и развитие государственных языков РТ и других языков в РТ». На нее в 2019 году заложили 122 млн рублей, при этом в следующие годы объем трат по данной статье расходов практически такой же. На сохранение национальной идентичности татарского народа выделили 31 млн рублей, без финансирования в 2020–2021 годах. Та же участь постигла программу «Мирас – Наследие» (10 млн рублей в 2019 году) и стратегию развития образования в РТ «Килэчэк – Будущее» (768 млн рублей). Большая часть средств предназначена на повышение БДД, организацию детского отдыха и поддержку МСБ. Эти и последующие прогнозы, по словам Гайзатуллина, составляли с учетом всех районов республики, с которыми «разногласий нет».



После этого глава минфина РТ прошелся по основным разделам расходов бюджета на 2019 год. Здесь, как и прежде, делается акцент на социально-культурной сфере, расходы на которую постоянно растут (к 2021 году — на 9,7%). Среди основных запланированных трат — экономика (38,3 млрд рублей), образование (75 млрд), здравоохранение (58,6 млрд), социальная политика (34,5 млрд) и т. д. В целом расходная часть бюджета без учета федеральных средств на 2019 год составит 255,3 млрд рублей, на 2020 год — 260,3, на 2021 год — 268,4. Дефицит консолидированного бюджета в следующем году составит 4,1 млрд рублей, в 2020-м — 4,6, в 2021-м — 5,3.

«Прогнозируется утяжеление бюджета по доходам в связи с изменением федерального законодательства, по расходам — в связи с индексацией текущих расходов. Это, в свою очередь, приведет к сокращению инвестиционной составляющей расходной части бюджета. Для того чтобы удержать сохранившиеся в республике пропорции между текущими капитальными расходами, перед нами стоит задача обеспечить сбалансированность бюджета, используя его резервы, то есть через рост доходов, погашение задолженности по налогам и проведение оптимизационных мероприятий в расходах», — резюмировал Гайзатуллин, подчеркнув, что решить эту задачу можно только сообща.

Как и к первому докладчику, ни у кого в зале вопросов не возникло. Озвученные цифры все восприняли как данность. Разве что Минниханов многозначительно добавил, улыбаясь: «Разногласий нет...»

Радик Гайзатуллин (слева) представил свой прогноз консолидированного бюджета РТ на 2019 год и плановый период 2020–2021 годов

«ПРИНЯТ РЯД ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, КОТОРЫЕ УХУДШАЮТ ДОХОДНУЮ БАЗУ НАШЕГО БЮДЖЕТА...»

«Проделана огромная работа. Я сам несколько раз с министром финансов встречался... Понятно, что формирование бюджета идет по определенным нашим нормативам и стандартам. Наверное, не все расходы учтены. Но самое главное, что мы сохранили все наши подходы, плюс мы сохраняем все наши программы, которые реализованы, в том числе в этом году, — отметил в заключительном слове президент РТ. — Но вы должны четко понимать, что принят ряд законодательных решений, которые ухудшают доходную базу нашего бюджета. Это движимое имущество, это по акцизам ряд подходов. Мы работаем с нашими федеральными коллегами в части того, чтобы получить компенсацию. Но это достаточно серьезные суммы (ранее на комитете по бюджету Госсовета РТ озвучивалась цифра в 16 млрд рублей прим. ред.), поэтому следующий год будет напряженным. Это не в плане того, что я вас пугаю. Но поставленная задача — существующие программы сохранить! Кроме этого, есть 13 программ, согласно указу [Путина], и определенная часть там, 19 процентов, — это наше софинансирование. Я считаю, что нам необходимо будет мобилизовать определенные суммы для реализации указов президента России».

Минниханов тут же объяснил смысл своих слов. Он отметил, что в этом году в республике запустили несколько программ, причем с начала года, а обычно это делается ближе к 9-му месяцу. Это стало возможным благодаря тому, что удалось вовремя собрать все исходные данные, вовремя подготовить документацию, проектные решения по программам. Чтобы не терять сноровки, нужно вновь сделать все к сроку, чтобы Госсовет на следующей сессии, 15 ноября, уже мог в первом чтении бюджет одобрить.

Кроме того, президент РТ попросил всех чиновников и муниципальных служащих не забывать про пополнение доходной базы. «Наш резерв — недоимка, которая есть. Очень внимательно надо смотреть по тем предприятиям, где она увеличивается или появляется. Это потенциальные банкроты, это будущие кандидаты, которые не будут платить зарплаты, которые не будут платить налоги. Поэтому оперативно нам к этим вопросам надо подключаться, — подчеркнул Минниханов, признавая, что проделана огромная работа. — Все будет зависеть от состояния экономики, от того, какая будет цена на нефть. Но самое главное — чтобы не было каких-то изменений в перераспределении доходов. К сожалению, регионы-доноры сегодня оказались не в лучшей ситуации — есть желание за счет регионов-доноров подправить ситуацию у себя. Но тем не менее я считаю, что доходная база... Все же самое главное — чтобы стабильно работала наша экономика!»

Фото: president.tatarstan.ru