Рафгат Алтынбаев: «Ипподром мы тоже не просто так создали. Двое пацанов в селе Шильна забрались на конный двор, попросили сторожа дать им лошадей покататься. Тот, естественно, не дал, и они его убили» Рафгат Алтынбаев: «Ипподром мы тоже не просто так создали. Двое пацанов в селе Шильна забрались на конный двор, попросили сторожа дать им лошадей покататься. Тот, естественно, не дал, и они его убили»

ПОСТОЙ, ПАРОВОЗ

Представляя еще несколько фрагментов из «Команды А...», «БИЗНЕС Online» решил сосредоточиться на традициях управления городскими пространствами в 1990-х годах, однако прежде мы хотим предложить читателю интересный эпизод времен Первой чеченской кампании: он наглядно иллюстрирует зыбкую черту полномочий республиканской и федеральной властей на примере исполнения местных постановлений структурами федерального подчинения. Описывая этот любопытный случай, составитель книги Татьяна Дронова обратилась к газетной статье того времени, подготовленной непосредственно в ходе событий.

«С большой благодарностью встретили солдатские матери заявление мэра города Р. Алтынбаева, что отныне ни один челнинский парень, пока идет война в Чечне, не будет призван там воевать. Не будут посланы в Чечню и солдаты, находящиеся в полку Гражданской обороны, дислоцированном в поселке Новом, находящимся на окраине Челнов. Это заявление принято в полном соответствии с Постановлением Верховного Совета РТ от 22.05.1992 „О недопущении участия призывников РТ в решении межнациональных и территориальных конфликтов“.

Но в начале февраля поступила информация о том, что полк ГО планируется отправить в Чечню якобы на восстановление разрушенного. Мэр города экстренно дал телеграмму премьер-министру Ф. Мухаметшину с просьбой принять меры и не допустить отправку полка. Такая же телеграмма ушла в Самару, начальнику Приволжского регионального центра по делам ГО и ЧС Мирошниченко, в которой до полковника доводились сведения об акциях протеста в Челнах, направленных против событий в Чечне. Полковник пообещал мэру приехать в Челны и на месте разобраться с ситуацией. Но официального ответа как за, так и против не последовало.

В течение двух с лишним недель самарский полковник так и не выкроил времени для решения судьбы челнинских ребят. Тем не менее в конце минувшей недели командир полка ГО, полковник Н.Гизатуллин, довел до сведения мэра, что на днях полк будет поднят по тревоге и по приказу отправлен на Кавказ. В связи с этим ожидается срочный приезд заместителя начальника Приволжского регионального центра по делам ГО и ЧС полковника Маркелова.

Алтынбаев моментально приехал к месту отправки полка. Ребята уже находились в вагонах на станции Автозаводская. Мэр принял все меры, возможные и невозможные, чтобы вагон не двинулся с места Алтынбаев моментально приехал к месту отправки полка. Ребята уже находились в вагонах на станции Автозаводская. Мэр принял все меры, возможные и невозможные, чтобы вагон не двинулся с места

Мэр экстренно выехал в часть, поговорил с руководством, пообщался с ребятами, успокоил их и еще раз пообещал, что сделает все возможное, чтобы в Чечню они не попали. Потом собрал у себя глав администраций Мензелинского и Тукаевского районов. В результате было принято совместное аргументированное заявление от Р. Алтынбаева, И. Исламова (Мензелинский район) и В. Хазеева (Тукаевский район) и немедленно отправлено в Министерство РТ по делам ГО и ЧС, в котором руководители администраций настаивали на том, чтобы было отменено распоряжение об отправке личного состава войсковой части в Чечню.

А ситуация тем временем не прояснялась. Мэр встретился с полковником из Самары Маркеловым и попытался убедить его не трогать ребят до принятия решения кабинетом министров РТ. Срок просил всего-то до утра следующего дня, то есть до понедельника. Но просьбу мэра, председателя городского совета народных депутатов Р.Алтынбаева военные оставили без внимания.

А в воскресную ночь весь полк ГО был поднят по тревоге. Объявили приказ на погрузку и отъезд личного состава. Кому-то из парней удалось позвонить Алтынбаеву. Он моментально приехал к месту отправки полка. Ребята уже находились в вагонах на станции Автозаводская. Даже до Круглого Поля вагон не дошел. Мэр принял все меры, возможные и невозможные, чтобы вагон не двинулся с места. Вместе с парнями он провел бессонную ночь, здесь же находились их родители, родственники. Свое слово — не пустить челнинских парней в кровавую мясорубку — Рафгат Закиевич сдержал.

Когда подписывался номер, вагон с ребятами еще стоял на станции Автозаводская. Но мэр уже провел переговоры с премьер-министром РТ Ф. Мухаметшиным, заместителем министра РТ по делам ГО и ЧС генералом Ю. Воробьевым. Получен пока устный приказ вернуть полк к месту дислокации, то есть в поселок Новый на окраину Челнов».

«ТЕБЕ ТВОЮ МАШИНУ ЖАЛКО, А ДРУГИЕ ПУСТЬ БЬЮТСЯ?»

Если один из преемников мэрского кресла, Василь Шайхразиев, проверял качество отремонтированного дорожного полотна со стаканом воды, поставленным на руль велосипеда, то в середине 1990-х ответственные лица практиковали свои методы тестирования — не менее креативные, но, пожалуй, чуть более логичные.

«...И как-то в субботу (это 1995 или 1996 год) вице-мэр Ильдус Бариевич Шайдуллин в очередной раз решил сделать объезд своей „епархии“. Начальником ГПАД был Шамиль Шагизьянович Хафизов. Он подкатил на своей новенькой „семерке“ — тогда еще все ездили на „Жигулях“. И тут Шайдуллин предлагает:

Вернулись, и Хафизов тут же отправил свою технику и рабочих, чтобы исправить брак. Вице-мэр его предупредил: имей в виду, в следующий раз мы опять поедем на твоей машине! Вернулись — и Хафизов тут же отправил свою технику и рабочих, чтобы исправить брак. Вице-мэр его предупредил: имей в виду, в следующий раз мы опять поедем на твоей машине!

— Шамиль, а давай поедем на твоей машине!

Тот удивился, но согласился, однако сел за руль Шайдуллин. И не без определенного умысла: как только видел гпадовскую „нашлепку“ на месте проведенного ямочного ремонта, тут же на нее наезжал. „Жигули“ раз сильно тряхнуло, другой. Хозяин заволновался:

— Ильдус Бариевич, шаровая опора полетит, вы бы ехали осторожнее! Объезжайте, пожалуйста, эти латки!

— Ах, пожалуйста, говоришь? А зачем ты так делал ремонт? Была яма, стал холмик. Значит, тебе твою машину жалко, а другие пусть бьются?

— Все понял, понял! Больше такого не повторится!

Вернулись — и Хафизов тут же отправил свою технику и рабочих, чтобы исправить брак. Вице-мэр его предупредил: имей в виду, в следующий раз мы опять поедем на твоей машине!»

Другой эпизод показывает отношение Алтынбаева к всенародным праздникам. Об этом случае в книге напоминает Мунавир Гимазетдинов, бессменный гендиректор строительного ООО «Подряд».

«По-моему, это было под новый, 1995-й год: мы поставили елку, работники этого предприятия (речь в контексте идет о „Горзеленхозе“ прим. ред.) под руководством художников выточили изо льда всевозможные фигуры, крепости, животных. Красота, да еще подсвеченная со всех сторон, была невероятная! И надо же было такому случиться, что 30 декабря резко потеплело и все это волшебство превратилось в воду! Наутро ударил мороз, но уже было поздно. Честно признаюсь — я плакал от досады вместе с этими женщинами, которым так хотелось превратить центральную елку в сказочный городок.

Но по-настоящему потрясло меня другое. В жуткий мороз, который сопровождался еще и пронизывающим ветром, они (правда, уже 1–2 января) все вернули, как было задумано! Мужики по новой нарубили ледяных „кирпичей“, а женщины сложили из них крепости и скульптуры».

ОТКУДА В ЧЕЛНАХ МАЙДАН И ИППОДРОМ

Вспоминает Алтынбаев.

«Примечательно, как выбирали место для Сабантуя. Сначала, при Р.К. Беляеве, его проводили в нынешней зоне затопления, там сейчас плещется Кама. Основным организатором праздника был К.В. Исмагилов, замначальника КГЭС по быту. А потом перенесли эту площадку на место нынешнего ипподрома. А то, что было построено, народ растащил, как муравьи. И я подумал, придя в исполком: найду-ка я для Сабантуя постоянную территорию и так ее оборудую, чтобы челнинцы ею гордились. Помню, пошел на лыжах через лес, посмотрел окрестности, прикинул, где лучше „бросить якорь“ — чтобы было и просторно, и легко добраться пешком.

На бывшем месте проведения Сабантуя со временем был обустроен ипподром, к идее строительства которого Алтынбаева подтолкнул весьма неординарный случай На бывшем месте проведения Сабантуя со временем был обустроен ипподром, к идее строительства которого Алтынбаева подтолкнул весьма неординарный случай

Так появился майдан. Там, помню, росло 10 деревьев. Я понимал, что их придется вырубить, и расстраивался по этому поводу, но выхода не было — они мешали сделать гладкое полукольцо. Потом договорился с бригадиром скреперистов УМС Героем социалистического труда Умат-Гиреем Камбулатовичем Наурбиевым, он завез туда грунт, из которого образовался мощнейший вал. Потом люди думали, что холм тут был всегда! Засыпали овраги, сделали большой бруствер. Приближался день Сабантуя, и я подумал: а как его проводить в такой пылище? Идея пришла внезапно. Сказал команде: давайте договоримся со школами, и пусть ребятня поможет сделать там естественное покрытие. Работали три смены по 5 тысяч человек. Выделили им машины, объяснили, что нужен именно дерн, а не просто земля. Старшеклассники потрудились на совесть».

На бывшем же месте проведения Сабантуя со временем был обустроен ипподром, к идее строительства которого Алтынбаева подтолкнул весьма неординарный случай, по его же собственному рассказу.

«Коль скоро зашла об этом речь, хочу заметить, что ипподром мы тоже не просто так создали. Толчком послужила милицейская сводка. Из нее следовало, что двое пацанов в селе Шильна забрались на конный двор, попросили сторожа дать им лошадей покататься. Тот, естественно, не дал, и они его убили. Я, конечно, ужаснулся, но потом пришла другая мысль: значит, такая у подростков тяга к этим прекрасным животным, что они даже пошли на особо тяжкое преступление! Мысль об ипподроме гнездилась в голове давно, но этот случай подтолкнул к реальным действиям (это было до пожара). Начали думать о том, каким его строить, и еще о том, что необходима конноспортивная школа. Мы поехали с одним специалистом в Австрию, чтобы изучить принцип строительства ипподрома. Нам хотелось, чтобы это сооружение соответствовало европейским стандартам.

Таким образом появился ипподром, который служит челнинцам и по сей день».