МАЛАЙЗИЯ ХОЧЕТ СТАТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЕМ МОДЫ В МИРОВОЙ ИНДУСТРИИ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ МУСУЛЬМАНСКИМ КАНОНАМ

Один из «азиатских тигров» - Малайзия пытается к своим основным источникам дохода в виде нефтедобычи и перерабатывающей промышленности добавить нишу главного разработчика правил игры на растущем потребительском рынке исламского мира, который оценивает $500 млрд. Страна предлагает ввести единый мировой халяльный стандарт, который даже получил уже маркетинговое название «Халяль-2.0».

«НАШИ ЯБЛОКИ ХАЛЯЛЬНЫ, ОНИ ЖЕ НА ДЕРЕВЬЯХ РАСТУТ»

«А почему у вас нет халяльного знака на шоколаде?» — пожилая мусульманка в платке придирчиво осматривает «Алёнку». — «Ещё не успели получить, оформляем. Но не волнуйтесь — всё халяльное, да и сам я мусульманин», — терпеливо объясняет ей сотрудник российского стенда Данияр Мамыров. «Российский шоколад был бы очень востребован в Малайзии. Он дешевле бельгийского, но бельгийский официально халялен, а российский — нет. Вы напишите, пожалуйста, может, производители всё же решат знак получить», — просит другой российский участник выставки халяльных продуктов в Пенанге Расил Галеев. Пока же российский бизнес рассуждает в обыденных терминах: раз нет свинины и алкоголя, значит, халяльный.

Лёгкое отношение к халялю отличает и торговцев из Китая, пытающихся продавать в Малайзии яблоки. «Конечно, наши яблоки халяльны, они же на деревьях растут, никакая свинья до них не дотянется», — говорит мне представитель фруктовой компании из провинции Гуанси. Мы беседуем уже на другой крупной выставке халяльных товаров, MIHAS в Куале-Лумпуре, — здесь встречаются халяльщики и их партнёры со всего мира, от Африки до Латинский Америки. «К нам на фабрику приезжала делегация из Малайзии, чтобы подтвердить халяльность нашего производства, велели, например, использовать ручной труд, а не машины», — рассказывает представитель чилийской компании, продающей ягодные соки.

РОТТЕРДАМСКИЙ ПОРТ СТАЛ ХАЛЯЛЬНЫМ

Популярность халяльной индустрии отражает растущее влияние ислама по всему миру, а также рост религиозности внутри самих мусульманских государств. Так, за последние десять лет средний малаец стал более образован в вопросах ислама и, соответственно, более требователен к халяльности потребляемых товаров. Хотя и здесь случаются казусы. «Одна из крупных компаний три месяца торговала обувью в Куала-Лумпуре и только потом выяснила, что продукция сделана из свиной кожи. Был грандиозный скандал», — рассказывает один из участников MIHAS.

Халяльная индустрия развивается далеко не только в исламских странах. Сегодня крупнейшими игроками на мировом рынке халяльных продуктов считаются Бразилия, Таиланд и Китай, что уже вызывает недовольство наиболее радикально настроенных потребителей. Более того, два года назад официальный халяльный знак получил крупнейший в мире Роттердамский порт. Здесь был выделен отдельный терминал, в котором все операции с грузами совершаются в строгом соответствии с правилами халяля. По словам представителей порта, сегодня в одной только Голландии насчитывается около миллиона мусульман, и Роттердам надеется стать главными европейскими воротами для халяльных продуктов.

РАЗДЕЛЬНЫЕ КУХНИ

В целом же мировой рынок продуктов, соответствующих правилам халяля, оценивается в $500 млрд. в год, а число потенциальных потребителей может достигать 1,5 млрд. человек — столько жителей Земли исповедуют ислам.

Малайзия, пожалуй, наиболее удачный пример сосуществования халяльной культуры еды с другими культурами, в первую очередь, с китайской, где свинина традиционно считается главным мясом. Ресторан, в котором будет подаваться свинина, невозможно открыть в торговом центре, но в других местах ею торгуют совершенно открыто. Можно найти свинину и во многих крупных отелях, правда, её разделывают на отдельной кухне, — всю халяльную еду готовят в другом месте. «Сделать отель полностью халяльным в любом случае невозможно, мы не можем отказаться от продажи алкоголя. А кроме того, многие туристы с Ближнего Востока на самом деле часто втихаря прикладываются к бутылке», — рассказывает менеджер одного из четырёхзвёдочных куала-лумпурских отелей.

ВОЙНА СТАНДАРТОВ И МЕТОДОВ КОНКУРЕНЦИИ

Несмотря на это, именно Малайзия сегодня наиболее активна в международной пропаганде собственных халяльных стандартов. Многие малайзийские участники выставки говорят, что иностранным продуктам в Малайзии необходимо получить и местный сертификат, даже если они уже выправили таковой у себя на родине.

Согласно высокому халяльному стандарту, в момент забоя «и мясник, и убиваемое животное должны быть обращены лицом к Мекке». «Разве неверные могут об этом постоянно помнить? Халяльная еда должна производиться только мусульманами», — говорит сотрудник от одной из специализированных халяльных компаний в Куала-Лумпуре, представляющий радикально настроенную часть профессионального халяльного сообщества. Другие просто предлагают ввести единый халяльный стандарт, работу над которым уже начал Международный альянс по соблюдению халяльной целостности, тоже базирующийся в Куала-Лумпуре. Здесь его называют «Халяль-2.0», и он должен сменить первую и не столь совершенную версию. Перезагрузка ожидается в ближайшие два-три года.

«Эксперт»