В Коране Аллаh указывает на необходимость учета обоих циклов – как луны, так и солнца Фото: «БИЗНЕС Online»

«ВСЕ ЛИ БЫЛО УЧТЕНО ПРИ ВВЕДЕНИИ НОВОГО КАЛЕНДАРЯ ПОСЛЕ СМЕРТИ МУХАММАДА-ПРОРОКА?»

На основе вышеизложенного возникает естественный вопрос: все ли было учтено при введении нового календаря после смерти Мухаммада-пророка? Мы уже отмечали, что при принятии нового календаря было решено согласовывать айаты Аллаhа лишь по лунному циклу. Солнечный цикл был проигнорирован. Хотя в Коране Аллаh указывает на необходимость учета обоих циклов: как луны, так и солнца.

«Расщепитель рассвета, – ведь устроил Он ночь (невидимость-темноту) – покоем, а солнце и луну – исчислением. То – предопределение Невообразимо Могущественного, Всезнающего» (К.6:96).

Посмотрим на другие важные указания из Корана при составлении календаря:

«Он есть Тот, Который устроил солнце – сиянием, а луну – светом, и предопределил ей (луне) положения, чтобы вы знали количество лет и счет» (К.10:5).

«И устроили Мы ночь (невидимость-темноту) и день (струящийся свет) двумя айатами-знамениями. И стерли Мы айат-знамение ночи (невидимости-темноты). И устроили Мы айат-знамение дня (струящегося света), позволяющим осознать увиденное, чтобы стремились добиться вы соблаговоления-снисхождения от Господа вашего и чтобы знали вы количество лет и счет» (К.17:12).

«Спрашивают тебя о новолуниях. Скажи: „Они – установленные времена для людей и Хаджа“» (К.2:189).

«Воистину, число месяцев у Аллаhа – двенадцать месяцев, – в писании Аллаhа, – (в) день, (когда) Он, созидая, создал небеса и Землю.

Из них четыре – священные-запретные. Таково исповедание правильное. И не поступайте, несправедливо затемняя в них души свои» (К.9:36).

Из этих айатов видно, что месяцы календаря должны начинаться с новолуния, непрерывные фактические лунные месяцы должны составлять год, а их количество должно соотноситься с солнечным годовым циклом. Также календарь не должен смещать четыре священных-запретных месяца. Следовательно, эти четыре месяца должны быть учтены при сопряжении лунного и солнечного циклов.

Принятие после смерти Мухаммад-пророка нового календаря, в числе прочего, было продиктовано желанием иметь простую расчетную систему, исключающую возникновение осуждаемого Аллаhом явления – «откладывания» (ан-наси’у):

«Воистину так, – откладывание (ан-наси’у) есть приумножение в неблагодарном отвергании, – посредством которого побуждаются заблудиться и блуждать те, которые неблагодарно отвергли: делают дозволенным его в какой-либо год и объявляют запретным его в другой год для того, чтобы им сговориться о сроке того, что запретил Аллаh. Так они делают дозволенным то, что запретил Аллаh. Была приукрашена для них скверность деяний их, – ведь Аллаh не ведет людей неблагодарно отвергающих» (К.9:37).

В этом айате речь идет о сдвиге сроков исполнения предписаний Аллаhа за счет манипуляции календарем. В результате подобной манипуляции фактическое время наступления того или иного природного события заменяется расчетным. Например, по фактически наступившему новолунию следует начинать пост, а придуманный людьми календарь отодвигает его начало на несколько дней.

«ПРИ ПОСТРОЕНИИ ЛУННО-СОЛНЕЧНОГО КАЛЕНДАРЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНО ВОЗНИКАЕТ ПРОБЛЕМА…»

Проблема «откладывания» так или иначе возникает при построении любого расчетного календаря: солнечного, лунно-солнечного и лунного. Ее появление обусловлено отсутствием целочисленной кратности между различными циклами и необходимости, вследствие этого – сопряжения их между собой. При построении различных календарей эта проблема решается по-разному. Например, при построении лунного календаря, с годом, состоящим из 354 суток, будет происходить ежегодное отклонение времени фактического новолуния на 0,367 суток. Это происходит из-за того, что продолжительность астрономического года из 12 лунных месяцев составляет не 354 суток, а 354,367058 суток. В течение 11 лет ошибка возрастет до четырех суток. В лунном календаре мусульман эта проблема была решена методом чередования простых годов (354 суток) с «дополненными» (355 суток). Известны «арабский» и «турецкий» циклы. В «арабском» каждый 30-летний цикл содержит 19 простых и 11 «дополненных» лет. Ошибка в 1 сутки накапливается лишь за 2552 года. В «турецком» же каждый 8-летний цикл состоит из пяти обычных и трех «дополненных» лет, и ошибка в 1 сутки накапливается каждые 125 лет. Поэтому в таком календаре каждые 125 лет вводится поправка на 1 сутки: в «турецком» 8-летнем цикле последний «дополненный» год заменяется на простой.

При построении лунно-солнечного календаря дополнительно возникает проблема сопряжения лунного и солнечного циклов, известная как «проблема 13-го месяца». В лунно-солнечном календаре, состоящем из 12 месяцев, месяцы должны соответствовать лунному циклу, а год – солнечному. Однако один солнечный цикл (тропический) в среднем равен 365,24219 суткам, а 12 лунных месяцев (синодических) равняются 354,367058 суткам. Получается, что лунный год, состоящий из 12 лунных циклов, примерно на 11 суток короче солнечного. Поэтому в таком календаре каждые три года будет происходить накопление «лишнего» лунного месяца относительно солнечного цикла. Замечу, что искусственное урезание этого лишнего месяца в рамках 12-месячного годового цикла открывает широкое поле для «откладывания».

Было придумано множество алгоритмов согласования лунного и солнечного циклов. Из древних, наиболее точных, следует отметить цикл Гиппарха. У него точность среднего лунного месяца соответствует современным астрономическим данным, а годовой солнечный цикл дает отклонение всего на 6,5 минуты.

Мы уже отмечали, что лунно-солнечный календарь, которым в течение всей своей жизни пользовался Мухаммад-пророк, при халифе Умаре был заменен на новый лунный календарь. При этом «проблему 13-го месяца» решили радикально: исключив солнечный, оставили для летоисчисления лишь лунный цикл с 12 лунными месяцами в году. На первый взгляд кажется, что в таком лунном календаре проблемы «откладывания» быть не должно. Возможность визуальной сверки лунных периодов с календарными позволяет увидеть наличие отклонения между расчетным и фактическим циклами. К тому же корректировка календаря на основе «арабского» или «турецкого» циклов, позволяет и вовсе снять проблему «откладывания». Однако это не совсем так. Выше мы уже видели, что проблема «откладывания» в лунном календаре может о себе дать знать косвенно, в результате смещения таким календарем некоторых важных айатов (природных циклов), установленных Аллаhом.

«ОСОБОГО РАССМОТРЕНИЯ ЗАСЛУЖИВАЕТ АЙАТ 9:36»

Особого рассмотрения заслуживает айат 9:36, где говорится о том, что «со дня создания Аллаhом небес и Земли, число месяцев у Него, в Его Писании, равняется двенадцати». На основе этого айата делается вывод, что год должен состоять из 12 непрерывных лунных месяцев. Я думаю, что такое понимание и легло в основу построения лунного календаря хиджры.

Но давайте вспомним содержание первой части статьи. Подобная интерпретация данного айата приводит к выводу о том, что, встречая рамадан и начиная пост, Мухаммад-пророк и мусульмане ошибались. Поскольку их лунно-солнечный календарь не всегда состоял из 12 непрерывных лунных месяцев и поэтому сильно расходится с лунным календарем хиджры. Более того, встанет вопрос о месяце ниспослания Корана. Ведь мусульмане того времени под этим месяцем подразумевали месяц рамадан своего старого лунно-солнечного календаря. Возникнет также вопрос: почему после ниспослания данного айата Мухаммад-пророк не заменил лунно-солнечный календарь на лунный, с 12 непрерывными лунными месяцами в году? Это же ему было очень просто сделать.

Известно, что, получив айат о недопустимости «откладывания», он запретил лишь «вставные дни» в календаре, не отменив при этом сам календарь. Он остался лунно-солнечным. Изменилось лишь правило определения продолжительности календарных месяцев: они должны были соответствовать фактическим лунным периодам. А в таком календаре, естественно, в некоторые годы возникал 13-й лунный месяц. Получается, что Мухаммад-пророк не интерпретировал данный айат как указание на необходимость приравнивания годового цикла календарной системы строго к 12 лунным месяцам.

Взглянем на это также и с другой стороны. Предположим, что средняя продолжительность жизни у людей длилась бы лишь несколько лунных месяцев. Тогда солнечный цикл не мог бы служить для них в качестве годовой системы учета времени, поскольку люди всегда жили бы меньше одного «солнечного» года. В этом случае, естественно, в качестве «года» календаря был бы избран цикл более низкого уровня, например один лунный цикл. Тогда у людей в качестве «месяца» выступал бы суточный цикл. Неужели при этом кто-либо будет настаивать, чтобы в таком календаре «год» состоял из 12 «суточных месяцев»? Ведь лунный цикл как был равным 29,53 суток, таким же и останется.

«Я ДЛЯ СЕБЯ ОБНАРУЖИЛ ВОЗМОЖНОСТЬ ИНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ДАННОГО АЙАТА»

Изучая эту проблему, я для себя обнаружил возможность иной интерпретации данного айата. Она, на мой взгляд, позволяет понять и разрешить изложенные выше противоречия.

В этом айате обращает на себя внимание одновременное присутствие разноуровневых образов. Такое в Коране встречается часто. На первом уровне речь идет о 12 месяцах некоего календарного года людей. Далее сообщается о священности (запретности) четырех из них и необходимости соответствующего поведения в них. На втором уровне речь идет об основах мироустройства, о наиболее общих законах мироздания. На это указывают выражения: «число месяцев у Аллаhа», «в писании Аллаhа», «днем, (когда) Он, созидая, создал небеса и Землю». Кроме того, понятия «день», «месяц», «год» Аллаhа нельзя автоматически переносить на циклы, используемые человеком. Вот, например, что говорится в Коране о «дне» Аллаhа: «и воистину, день у Господа твоего – как тысяча лет по тому, как вы считаете» (К.22:47).

Исходя из этого я считаю, что в этом айате не говорится о том, что вышестоящий цикл всегда должен состоять из 12 нижестоящих. Здесь прежде всего говорится об особой, исходно заложенной Аллаhом универсальнойи12-кратной периодичности всего мироустройства. Иными словами, речь идет о наличии в нем 12 универсальных повторяющихся качественных состояний. При этом среди них особо выделяются четыре. Такая периодичность (качественные состояния) должны присутствовать во всем Проявленном (в Его «Книге» или «Писании»). Они должны быть в основе всех природных циклов, обеспечивая тем самым их неразрывную целостность, синхронность и вложенность друг в друга. Аллаh этим айатом показывает, что с момента создания Им небес и Земли, Он для любого повторяющегося природного цикла (условного «года») определил и обнародовал 12 качественных состояний (условных «месяцев»).

Что же собой представляет такая универсальная 12-кратная периодичность? Ответ на этот вопрос ясно явлен в айатах вокруг нас. У любого направленного повторяющегося природного цикла есть четыре качественных состояния: минимум с максимумом и два равновесных состояния, возникающих при движении от минимума к максимуму и от максимума к минимуму. Эти четыре качественных состояния в рассматриваемом айате названы хурум («священный», «запретный», «почитаемый»). Их Аллаh выделил особо, подчеркнув значимость для нашего восприятия, для развития осознания души. Кроме того, каждое из этих четырех состояний, в свою очередь, имеет по три периода. Первый – это начальный период движения к достижению данного состояния, второй – собственно сам период достижения, и третий – завершающий. В итоге получается, что любой природный циклический процесс имеет 12 таких периодов. Присутствие спиралевидности у природных процессов на эту особенность не влияет. Поскольку в Единой Живой Вселенной во время Его «вдоха и выдоха» связность процессов не нарушается. Меняются лишь «объемные» характеристики.

Подобные 12 периодов есть и у лунного, и суточного циклов. У солнечного цикла этими четырьмя состояниями хурум являются периоды весеннего и осеннего равноденствий, а также летнего и зимнего солнцестояний. Из 12 солнечных периодов (месяцев) они являются особыми. У лунного цикла этими четырьмя особыми периодами из 12 являются период полнолуния, период отсутствия луны и два периода «половинных лун» во время новолуния и старолуния. О священности этих четырех лунных периодов хорошо знали древние.

У суточного 12-кратного цикла эти четыре священных периода включают в себя четыре времени молитвы: утреннюю, дневную, вечернюю и ночную. Суточный цикл – это непрерывный процесс чередования «энергий» света и темноты. В полдень мера света достигает своего максимума, а темнота – минимума. В полночь, соответственно, все наоборот. При этом две пиковые точки суточного цикла остаются неизменными относительно друг друга. Периоды достижения этих предельных состояний указывают на время дневной и ночной молитв. Эти суточные пики являются как бы аналогами летнего и зимнего солнцестояний у солнечного цикла.

Утренняя и вечерняя молитвы связаны с периодами равновесия суточного цикла. Утренняя молитва проводится в то время, когда наступает равновесие между «энергиями» темноты и света, при движении от первого к последнему. Это аналог точки весеннего равноденствия. Солнце всегда восходит после завершения периода утреннего равновесия. Вечерняя же молитва, наоборот, выполняется в том периоде суточного равновесия, когда происходит движение от света к темноте. Данный период всегда начинается после захода солнца и является аналогом осеннего равноденствия. Точки равновесий и временные интервалы суточного цикла подвижны относительно друг друга. Поэтому время как утренней, так вечерней молитвы меняется.

Еще два времени молитвы возникают из-за стертости айата ночи (невидимости-темноты). Это послеполуденная молитва и «витр намаз» (между ночной и утренней молитвами). Первая молитва связана с послеполуденным суточным отрезком, когда начинают проявляться первые различимые признаки «энергии» темноты. «Витр намаз», наоборот, соотносится с тем периодом ночи, когда о себе дает знать свет. Эти две молитвы особенно важны во время поста в месяц рамадан, поскольку связаны с подготовкой сознания человека к будущему восприятию айата ночи (невидимости-темноты) и овладению им после смерти всем своим потенциалом восприятия.

Такие же 12 периодов с особыми четырьмя состояниями есть у нашего дыхательного цикла, сердечного цикла. Их в своих практиках для расширения способностей мировосприятия широко применяют различные школы йоги.

«У ГАЛАКТИК, ЗВЕЗД, ПЛАНЕТ, ЖИТЕЛЕЙ ЭТИХ ПЛАНЕТ СУЩЕСТВУЮТ СВОИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЦИКЛЫ»

Необходимо отметить, что у любых живых существ в Проявленной Вселенной, начиная от самых больших и до самых маленьких, есть свои особые двенадцатеричные циклы. У галактик, звезд, планет, жителей этих планет, включая мельчайшие частицы, существуют свои индивидуальные циклы. При этом «год», «месяц», «день» для звезды и «год», «месяц», «день» для атома будут сильно разниться.

Отмечу также, что наличие универсальной 12-кратной периодичности породило древнейшую двенадцатеричную систему исчисления. Она более точна и универсальна, чем используемая нами десятичная система исчисления.

Аллаh как наиболее значимые выделил для человека три природных цикла. Они возникают в результате взаимодействия Луны, Земли и Солнца в рамках Единой Жизни. О них и говорится в вышеприведенных айатах Корана.

Все проявления Вечносущего Аллаhа являются живыми. Уже в первой суре Корана грамматические особенности использования арабского слова «аль-галямина» (миры) показывают, что речь идет о живых мирах. Любое живое взаимосвязано и взаимообусловлено. Эта взаимосвязь и взаимообусловленность проявляет себя в том числе и посредством различных ритмов. Не было бы ритмической пульсации Единой Жизни, не было бы и такого явления, как время. Понятие времени возникает лишь при существовании взаимосвязанных колебательных процессов. В этом случае появляется возможность качественного сравнения и количественного измерения одного колебательного процесса посредством другого. Естественно, что все подобные процессы не могут возникнуть и согласованно существовать без их порождающего и удерживающего Первоначала – Единого и Единственного Боhа. Поэтому все циклы Единой Жизни взаимосвязаны и взаимообусловлены. Будь то циклы элементарных частиц, клеток живых организмов, планет, звезд, галактик и вселенной. Человек также является частью этой живой и осознающей совокупности бесчисленных проявлений Аллаhа. Поэтому, если не нарушена гармония между нашими внутренними и окружающими нас внешними циклами, то мы испытываем состояние счастья и здоровья. Если же нарушена, то эта дисгармония сразу отражается на самочувствии физического тела и потенциала мировосприятия души.

Как же можно восстановить утраченную гармонию? Способ лишь один: научиться осознанно взаимодействовать с Создателем всего этого – с Единым и Единственным Творцом. Только Он создает, задает и поддерживает все видимые для нас и невидимые жизненные циклы. Через процессы «гармонии/дисгармонии» Он учит нас осознано вечно пребывать в Нем в состоянии любви и гармонии. Души же не желающих усваивать Его уроки отторгнут сами себя из Единой Жизни, со всеми вытекающим последствиями. Поэтому каждый выбирает сам.

С этой точки зрения месяц коранического рамадана – лунный месяц, содержащий в себе день весеннего равноденствия, очень важен. Он создает общевселенские исходные предпосылки для Земли и всех ее обитателей, включая человека, на весь очередной годовой цикл. Его образно можно представить в виде весеннего периода пробуждения деревьев. Если их почки вовремя подготовятся и проснутся, то дальше они зацветут и преподнесут добрые плоды. Если же нет, то будут пустоцветами, которые унесет ветер...

Айрат Бахтияров

Продолжение следует.