ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ ДОЛЮ РЫНКА, АВТОПРОИЗВОДИТЕЛЬ ОТКАЗАЛСЯ ОТ ПЕССИМИСТИЧЕСКОГО ПРОГНОЗА И УВЕЛИЧИЛ ПЛАН ПО ПРОДАЖАМ НА 7%

С начала года КАМАЗ произвел 14 тыс. машкомплектов – на 45% больше, чем за тот же период прошлого года. Средний бизнес - строительные и дорожные компании –  активизировались, в результате оживления на рынке челнинский автопроизводитель пересматривает планы по производству в сторону увеличения на 7%, или 3 тыс. авто. Представители компании объясняют, что теперь важно не опоздать и успеть занять минимум половину рынка России. Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», отнеслись к росту со сдержанным оптимизмом – надо выпускать на 10 - 15 тыс. авто больше для достижения благополучных докризисных лет.

ЗАНЯТЬ ПОЛОВИНУ РЫНКА

С января по апрель 2011 года КАМАЗ отгрузил своим потребителям, партнёрам и сборочным предприятиям около 14 тыс. готовых автомобилей, шасси, сборочных и ремонтных комплектов. Это на 45% больше, чем за тот же период 2010 года, и больше одной трети годового плана их производства, сообщает официальный сайт компании.

«КАМАЗ-Дизель» и «Камминз Кама» (СП «Камаза» и Cummins) выпустили и поставили заводу и сторонним потребителям свыше 15 тыс. двигателей и силовых агрегатов - рост составил 33%. С опережением годового плана на 20 - 25% идут продажи компании. Активизировался сегмент спецтехники для строительных отраслей.

В результате оживления рынка и благоприятной конъюнктуры совет директоров КАМАЗа на прошлой неделе даже был вынужден пересмотреть первоначальный прогноз по продажам на этот год, увеличив его на 6,9% с 35,8 до 38,3 тыс. автомобилей. Ранее директор по маркетингу и рекламе КАМАЗа Ашот Арутюнян заявлял, что в 2011 году рынок тяжёлых грузовиков в России вырастет на треть до 72 тыс. авто. Таким образом, челнинский автопроизводитель в 2011 году намерен занять более половины российского рынка грузовиков.

Отметим, что, несмотря на пересмотр планов в сторону увеличения и рост производства по сравнению с прошлым годом, КАМАЗ пока что отыгрывает докризисные потери. В самые успешные годы – в 2006, 2007 и 2008 – компания произвела 44, 53 и 47,5 тыс. грузовиков соответственно. В 2010 году производство сократилось до 32 тыс.

ПЕССИМИСТИЧЕСКИЙ СЦЕНАРИЙ ТОРМОЗИЛ КАМАЗ

Борис Кузнецов, доктор технических наук, заведующий кафедрой "Экономика, организация и управление производством" ИНЭКА:

- Сейчас действительно идёт возвращение на докризисный уровень и есть множество факторов, обеспечивающих этот рост. Но не надо впадать в эйфорию, поскольку КАМАЗ работает на очень низких проектных мощностях. Изначально она у него было 150 тысяч машин и 250 тысяч дизельных двигателей. Рост, который идёт сейчас, колеблется между 30 и 40 тысячами машин. И даже если к какому-то году компания выйдет на проектную мощность, не надо забывать, что уже сейчас автогигант уходит на аутсорсинг, комплектацию по принципу отвёрточной сборки.

Главным фактором роста является наш внутриэкономический тренд. Экономика прирастает примерно в темпе 4 процента. Соответственно увеличиваются грузоперевозки, действуют и госпрограммы, связанные с министерством обороны. А между ВВП и производством автомобилей есть не очень жёсткая, но всё-таки заметная корелляция. Растет ВВП – растёт производство грузовиков. Легковые автомобили, например, больше кореллируют с благосостоянием, с ростом заработной платы и доходов на душу населения.

Но если сравнить с тем, как растёт экономика и производство грузовиков, скажем, в Китае, то на их фоне мы выглядим очень и очень бледно. Цифры там поражают: объём производства грузовиков в Китае составляет 5 миллионов! У них пять автомобильных заводов, и каждый выпускает больше, чем по миллиону. У нас ничего подобного в стране нет. Поэтому для нас, "на местечковом уровне", это большая радость, что у КАМАЗа растут объёмы производства…

Артур Николаев, зампредседателя ТПП РТ:

- Надо всё-таки смотреть базу и сравнивать не с прошлым годом, а с 2007-м, 2008-м. В прошлом году объём продаж, насколько я знаю, упал достаточно сильно. Возможно, на фоне этого рост и произошёл. Если приближаемся примерно к тем же цифрам, это не значит, что мы уже вышли из кризиса, но, по крайней мере, КАМАЗ подходит к этой докризисной ситуации.

На мой взгляд, на рост в первую очередь повлиял отложенный спрос. Обновление автопарка происходит постоянно и те, кто должен был в кризисный период обменять свои автомобили на новые, по экономическим соображениям не смогли этого сделать. Сейчас чуть-чуть стало полегче для бизнеса с точки зрения макроэкономики. И всё это повлияло на решение приобрести новый грузовик, его начали покупать все те, кто не покупал в последние два-три года. Это рикошетом ударило по росту продаж компании. Кроме того, росту способствовали различные программы - от Универсиады до проектов в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Предугадать этот рост в прошлом году было тяжело, тогда все ждали второй волны кризиса. Автомобилестроение к тому же вообще тяжёлый бизнес. Я не могу сказать, что сейчас всё гладко проходит, но вектор экономики всё же направлен скорее вверх, чем вниз.

Олег Афанасьев, директор департамента информационной политики ОАО «КАМАЗ»:

- Для нас этот рост не был неожиданностью. Когда в конце прошлого года мы рассчитывали бизнес-план, у нас было два варианта: пессимистичный и оптимистичный. Естественно, в первую очередь мы ориентировались на пессимистичный сценарий развития, потому что у нас есть определённые долги, необходимость выплаты кредитов. Первые три месяца показали, что рынок развивается скорее по оптимистичному плану. И мы, естественно, пересмотрели план, чтобы не потерять долю рынка и успеть удержать или захватить те позиции, которые у нас были. Поняли, что планы, основанные на пессимистичном сценарии, мешают развитию бизнеса.

Должен заметить, что госзаказы в этом году вообще никак не повлияли на рост продаж. Рост произошёл за счёт свободного рынка. Наши аналитики считают, что главным драйвером роста продаж компании является цена на нефть. Да и экономика начала развиваться, народ перестал бояться, повысилась уверенность в завтрашнем дне. Люди активнее стали развивать свой бизнес – а большинство наших клиентов это средний бизнес, строительные и дорожные компании с парком в 50 машин. За счёт них у нас и идёт рост объёма продаж.

Докризисного уровня мы планируем достичь в 2013 году. Даже с учётом этого стремительного роста. Мы в этом году выходим на 38 тысяч машин, а это уже 2011 год.

БИЗНЕС Online