«Задачи направлены на создание единого связанного пространства», – оценил мэр Казани Ильсур Метшин первую встречу консультативного органа по решению наболевших вопросов приграничных зон и успешного развития территории Казанской агломерации. В Казанской ратуше главы сегодня затронули вопросы туризма, питания и жилой застройки, а создание совета назвали историческим событием.
Сегодня в Казанской ратуше представители районов Казанской агломерации после многолетних обсуждений перешли от слов к делу и создали совет Казанской агломерации
«ДО ЭТОГО НУЖНО БЫЛО ДОЗРЕТЬ»
Сегодня в Казанской ратуше представители районов Казанской агломерации после многолетних обсуждений перешли от слов к делу и создали совет Казанской агломерации, развитие которой прописано в стратегии столицы РТ до 2030 года. Подписи под межмуниципальным соглашением утром поставили мэр Казани Ильсур Метшин, глава Зеленодольского района Александр Тыгин, глава Лаишевского района Михаил Афанасьев, а также руководители Пестречинского и Верхнеуслонского районов Ильхам Кашапов и Марат Зиатдинов. Документ также подпишут главы Атнинского и Высокогорского районов.
«Задачи остаются неизменными и направлены на создание единого связанного пространства», – прокомментировал создание совета мэр Казани. Он напомнил, что всерьез о создании консультативного органа говорилось на аналогичном совещании два года назад. Тогда возглавить совет предложили главе Зеленодольска Александру Тыгину, но в итоге решили обойтись без председателя. В целом казанская «Стратегия-2030» предполагает передачу ряда функций производства и потребления, рекреации, туризма из центра агломерации в районы. Население столичной агломерации составляет 1,6 млн человек – это почти половина жителей Татарстана.
«Экономика Казани, численность населения предопределяет: везде и всюду лидером агломерации становится столичный город. Это единственно возможное развитие событий, – рассказал «БИЗНЕС Online» Тыгин. – Наша задача – успешно взаимодействовать. На самом деле, важно иметь понятные локальные проекты и понятные алгоритмы решения вопросов. Пять лет назад мы только говорили о том, что нам бы сесть за стол и договориться, и сегодня это сделано».
Александр Тыгин: «Экономика Казани, численность населения предопределяет: везде и всюду лидером агломерации становится столичный город. Это единственно возможное развитие событий»
Помимо глав муниципальных образований, в совет войдут профильные заместители руководителей районов. Казань будет представлять замруководителя исполкома Ильдар Шакиров, курирующий вопросы транспорта, экономического развития и торговли. Совещания будут проводиться нерегулярно, по мере необходимости. Не каждый день на повестке дня стоят общие для всей агломерации вопросы.
«Самое главное – это горизонтальные связи, когда специалисты будут между собой готовить решение совместных вопросов, напрямую связываться между собой. Не как раньше, – считает Тыгин. – Тут колоссальный потенциал. До этого нужно было дозреть, потому что в законодательстве нет понятия горизонтальных связей. Не обязана Казань ничего согласовывать с нами, делая что-то на приграничной территории, а мы – с ней».
Опрошенные главы районов рассказали, что уже к следующему лету рассчитывают увидеть первые результаты работы совета, а подписание документа назвали ни много ни мало историческим событием
В комплекс вопросов совета агломерации вошло развитие и поддержание совместной транспортной, коммунальной, туристической инфраструктуры, планирование развития территорий под многоквартирную жилую застройку на смежных территориях, решение проблем приграничной жилой застройки, в том числе социальных. Всего в документе указано 10 направлений для сотрудничества.
Опрошенные главы районов рассказали, что уже к следующему лету рассчитывают увидеть первые результаты работы совета, а подписание документа назвали ни много ни мало историческим событием.
Всего в документе указано 10 направлений для сотрудничества
«ОНИ И ТАК НА НАС, НА ВСЮ РОССИЮ КАК НА ТАЙГУ СМОТРЯТ»
Так какие вопросы сегодня стоят на повестке у совета? Одним из первых проектов Казанской агломерации стало создание пищевого кластера. Первым в эту работу включилось АО «Департамент продовольствия и социального питания Казани». На регулярной основе налажены поставки продуктов из районов (с Зеленодольского хлебокомбината, Высокогорского мясокомбината, куриной продукции с «Пестречинки» и других предприятий). Отметим, что готовую продукцию департамент в свою очередь поставляет в школьные и дошкольные учреждения соседних муниципалитетов. Всего поставки идут в 12 районов, включая и удаленный от Казани Нижнекамск.
По словам Шакирова, за два года доля татарстанских поставщиков департамента питания доросла до 60%. «Неплохая цифра», – прокомментировал Метшин и перешел к теме туристического развития агломерации.
«Серьезно продвинулись, готовимся принять 3-миллионного туриста, двигаемся в количестве неплохо», – сказал Метшин. В среднем турист в Казани задерживается на два дня – что иностранный, что российский. Но ведь есть точки притяжения и в соседних районах. В частности, уже используются магниты Зеленодольского района – Раифа, Свияжск. Реже – Болгар, так как все-таки это два-три часа пути на машине.
Одним из первых проектов Казанской агломерации стало создание пищевого кластера
Замруководителя исполкома Высокогорского района Алексей Афанасьев рассказал, что у района нет выхода к большой воде, как в соседних муниципалитетах. Но есть своя жемчужина – уникальные Голубые озера с заповедником. Но пока этот магнит манит неорганизованного туриста, обозначил проблему Афанасьев. Люди приезжают, что называется, сами по себе, и для инфраструктуры района это пока лишь нагрузка: привести все в порядок, убрать мусор и так далее.
«Диких площадок очень много», – добавил Тыгин, объяснив это отсутствием кемпингов. Есть много желающих приехать в Свияжск, в том числе из-за рубежа, в собственном автодоме. Но отсутствие инфраструктуры (подключения к электричеству, канализации) сводит на нет возможность путешествий в кемперах. Путешествующие в автодомах европейцы пока только доезжают до Москвы, а поиск по навигаторам сертифицированных точек в остальной России мало что дает.
«Они и так на нас, на всю Россию как на тайгу смотрят, думая, что за МКАДом ничего нет», – сказал Метшин и предложил детальнее проработать этот вопрос с правительством РТ.
ЛАИШЕВО И УСЛОН ДЕЛАЮТ УПОР НА ПЛЯЖНЫЙ ОТДЫХ, А ПЕСТРЕЦЫ ПОЖИНАЮТ ПЛОДЫ СТРОИТЕЛЬНОГО БУМА
Серьезная точка для пляжного отдыха формируется в соседнем Лаишевском районе. Открылся пляж «Камское море» в Лаишево, в 50 км от столицы РТ, минувшим летом на нем в летние выходные дни отдыхали до 20 тыс. человек.
«Не хуже чем в Турции», – сказал Афанасьев. Правда, тут же оговорился, что на пляж жители Казани приезжали чаще всего на личных машинах. В итоге – трудности стихийной парковки и все, что сопутствует вольному туризму. Тем не менее Лаишево продолжает строительство второй очереди этого магнита. В планах Афанасьева сделать из «Камского моря» главный пляж для казанцев. Есть идея создания цивилизованной парковки на 1 тыс. машин, а также перехватывающей парковки на въезде в Лаишево – оттуда отдыхающих намерены доставлять автобусами. Надо полагать, удовольствие будет не бесплатным, но, по крайней мере, это будет удобно и безопасно.
Глава Верхнеуслонского района Зиатдинов видит «золотую жилу» также в необорудованных пока пляжах. Плюс еще дачники: благодаря им в летние месяцы население района возрастает на 115 тыс. человек. С одной стороны, это оставленный мусор, который приходится убирать, а с другой – развитие придорожного сервиса, то есть пополнение ручейка налогов.
«К сожалению, мы не поймали тот момент, да и законодательство не позволяло в то время регулировать эти вопросы, когда бывшие сельхозземли оказались в руках лендлородов, – сказал Метшин
Наиболее острым стал доклад главы Пестречинского района Кашапова, который затронул проблемы приграничной жилой застройки и транспортных узлов. На смежных с Казанью территориях в Пестречинском районе ведется активное строительство. Это ЖК «Светлый», «Новые Куюки», «Яшьлек». Активно идет индивидуальное жилищное строительство. Сейчас в приграничных поселках и ЖК проживают более 12 тыс. человек. А по прогнозам застройщиков только в «Светлом» к 2025 году будет проживать 28 тыс. человек, в Куюках – более 5 тыс. человек. С учетом строительства частных домов власти Пестрецов ожидают роста численности населения на приграничных территориях до 50 тыс. человек. А это, к примеру, половина микрорайона «Азино-1» со всеми вытекающими транспортными потоками. Напомним, что активным строительством на приграничных территориях в районе увлекся предшественник Кашапова на посту главы – Эдуард Дияров, покинувший эту должность в 2018 году.
«Наряду с активным заселением Куюков несимметрично развивается транспортная, социальная, культурная инфраструктура», – сказал Кашапов, обозначив серьезные социальные последствия. Например, Куюки соединены с Казанью одной дорогой через Салмачи. И она, несмотря на расширение со стороны ул. Габишева, не справляется с растущим потоком автомобилей. По словам Кашапова, ведутся переговоры о прокладке новой дороги от Куюков до трассы М7. Согласие владельцев земельных участков вроде получено, но все упирается в «Газпром»: нужна перекладка газопровода.
«К сожалению, мы не поймали тот момент, да и законодательство не позволяло в то время регулировать эти вопросы, когда бывшие сельхозземли оказались в руках лендлородов, – сказал Метшин. – Поэтому проблемы транспортной, социальной инфраструктуры предстоит решать нам».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 119
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.