На обновленной площадке ДК им. Ленина со 2 по 5 ноября пройдет «Зиланткон» — крупнейший в России фестиваль фантастики, толкинистики и ролевых игр. Его организаторы Борис Фетисов и Владислав Хабаров рассказали журналистам, почему особое внимание на мероприятии будет уделено Японии, как игры помогают людям самореализовываться и какая мировая тенденция лежит в корне трагедии в Керчи.
Если в прошлом году из-за реконструкции в ДК им. Ленина участникам «Зиланткона» пришлось ютиться на площадке профилактория КАПО, то теперь фантасты вернутся на свою привычную площадку
«В ДК ИМЕНИ ЛЕНИНА МНОГИЕ ВЕЩИ ОКАЗАЛИСЬ ПРИБИТЫ ГВОЗДЯМИ»
Если в прошлом году из-за реконструкции в ДК им. Ленина участникам «Зиланткона» пришлось ютиться на площадке профилактория КАПО, из-за чего открытым был лишь один день мероприятия, то теперь крупнейший фестиваль фантастики вернется на свою привычную площадку в ДК им. Ленина. Он пройдет со 2 по 5 ноября, в программе заявлены традиционные балы, дуэльные турниры, ярмарка, концерты, конкурсы костюмов. Кроме того, презентуют книгу Джона Р. Р. Толкина «Падение Гондолина» и расскажут про Страну восходящего солнца в рамках Дней Японии в Казани.
«Если раньше для нас ДК был пространством-трансформером, в котором мы могли делать почти все что угодно, то сейчас мы сталкиваемся с тем, что многие вещи оказались прибиты гвоздями — их нельзя менять, нельзя трогать. Многое из того, что мы могли позволить себе раньше, теперь нам недоступно. С другой стороны, мы получили доступ на совершенно новую площадку, которая гораздо лучше, чем раньше, оборудована и предоставляет больше возможностей. И мы попробуем их по максимуму использовать», — рассказал председатель оргкомитета «Зиланткона» Борис Фетисов. Он надеется, что в этом году бюджет фестиваля не уйдет в минус — в прошлом году так получилось из-за закрытости мероприятия, нехватку финансирования ему пришлось восполнять из своего кармана. Основной источник средств для организации «Зиланткона» — входные билеты по 500 и 800 рублей. Организаторы ожидают в этом году по 300–400 посетителей каждый день.
«Когда „Зиланткон“ был на взлете и популярность игрового сообщества росла (это было до кризиса в 2008 году), нам даже выделяли государственное финансирование, но оно никогда не превышало 10 процентов бюджета. Для меня удобнее не зависеть от этого, не играть в „сегодня можем — завтра не можем“, а все ждут, что завтра будет на таком же уровне, как и сегодня», — пояснил Фетисов. По его словам, даже если коммерциализировать фестиваль, существенно снизить финансовую нагрузку все равно не получится. «Мы помогаем, нам помогают — существует скорее такая не спонсорская история, а история дружбы и взаимопомощи», — рассказал председатель оргкомитета.
По мнению Владислава Хабарова, участвуя в «боевых действиях», игрок выплескивает накопившуюся агрессию
«В ОДИН ПРЕКРАСНЫЙ МОМЕНТ ЧЕЛОВЕК ПОНИМАЕТ, ЧТО ОН НИКТО И ЕМУ НАДО ЧТО-ТО СОВЕРШИТЬ»
После истории с «керченским стрелком» вновь поднялись споры о том, влияют ли игры на психику детей. СМИ писали, что Владислав Росляков играл в шутер Doom и боевую стратегию Dota 2. Заведующий отделом научной реконструкции Нацмузея РТ Владислав Хабаров, который отвечает на «Зилантконе» за турнирную составляющую, отвечает однозначно: ролевые игры влияют на психику подростков только положительно. «В нашей практике есть огромное количество примеров, когда люди раскрепощались, находили себя в обществе, ведь ролевые игры — это не только когда погружаешься в игровой мир, ты в любом случае коммуницируешь с другими игроками. Многим закомплексованным людям легче сделать это в образе другого персонажа, нежели самого себя. Но, играя в образе персонажа, он тренируется находить общие точки, разрешать какие-то ситуации и после такой тренировки может выйти в нормальную жизнь».
По мнению Хабарова, участвуя в «боевых действиях», игрок выплескивает накопившуюся агрессию. «Более того, большое количество затираненных, закомплексованных детишек обрели уверенность в себе и смогли избавиться от этих комплексов. Игры не только дают возможность самореализоваться в психологическом плане, они еще и подталкивают к необходимости развития, изучения всего на свете — от материальной до духовной культуры, от умения работать руками до умения петь. Люди не просто изменяют свою психику, а изменяют ее в лучшую сторону. Если бы „керченский стрелок“ попал в игровой клуб, скорее всего, ничего бы этого не было», — резюмирует сотрудник Нацмузея РТ.
Фетисов же считает, что все, что происходит с человеком, влияет на его психику — от общения дома до просмотра телевизора. И в игровом процессе важна возможность творчества, а потом обсуждение этого творчества в соответствующем окружении. Кроме этого, организатор «Зиланткона» обратил внимание на такую важную функцию игры, как приобретение опыта: «Игра — это опыт. Получая опыт в жизненной ситуации, человек может лишиться средств, здоровья, жизни, имени. В игре я надеваю шкуру другого персонажа, который существует ограниченно во времени и пространстве, могу что-то сделать, а потом игра закончилась, я из этого персонажа вышел». Затем у игрока есть возможность свой игровой опыт осмыслить, обдумать и далее воспринимать его не как «опыт чистой игры, а как опыт, мной прожитый», рассуждает основатель фестиваля.
«Причем этот опыт прожит не мной лично, а в коллективе участников игры, и мне оттуда „прилетит“, если я что-то сделал не так, какие-то правила нарушил. Есть такая процедура обсуждения игры, во время которой возникает рефлексия и человек начинает относиться к своим действиям критически, а не просто „делаю что хочу и трава не расти.“ Это опыт, который не влечет социальные, финансовые и другие последствия», — говорит главный «игровик» республики.
И в игровом процессе важна возможность творчества
НА «ЗИЛАНТКОНЕ» МОЖНО НАУЧИТЬСЯ ПЛЕТЕНИЮ ЯПОНСКИХ ШНУРОВ ИЛИ ВАЛЬСУ…
Фетисов подчеркивает: проблема агрессивных подростков, способных на массовое насилие, кроется в особенностях нынешнего общества. «Для современного молодого человека существует фатальный дефицит событийности. Он попадает в массовую индустрию, которая борется за его свободное время и внимание. Он теряет субъектность и становится объектом — покупателем, потребителем. Для него события не происходят, происходит некая трансляция контента, который он потребляет. В один прекрасный момент подросток вдруг понимает, что он никто и, чтобы стать кем-то, ему надо вырваться из этого пространства объективируемого и что-то совершить. А что совершить, он не знает, потому что этому не учат, не показывают. И дальше мы получаем в критических случаях те самые трагедии. Это мировая проблема, но ее почему-то стараются не обсуждать», — заключает организатор «Зиланткона».
Восполнить этот дефицит событийности и призван «Зиланткон», на котором, по словам Фетисова, можно побыть не только наблюдателем, но и научиться чему-то новому, например плетению японских шнуров или вальсу, а также показать что-то свое — умение петь или играть на музыкальных инструментах. Одно из мероприятий пройдет вне стен ДК им. Ленина — 5 ноября во внутреннем дворике Нацмузея РТ участники «Зиланткона» проведут реконструкцию «боя на Киевском направлении» времен Великой Отечественной войны. Это будет не конкретный, а художественно-реконструкторский бой, в котором примут участие 60–70 человек в формах советской и немецкой армии, а зрители смогут увидеть образцы советской и немецкой техники.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.