В ноябре на «Казанской ярмарке» традиционно собираются художники из разных городов России, чтобы показать себя миру и провести несколько дней в богемной атмосфере

САБАНТУЙ ХУДОЖНИКОВ И МУЛЬТИМЕДИА ОТ ГИПЕРМАРКЕТА КАРТИН

Выставки на «Казанской ярмарке» обычно воспринимаются как что-то утилитарное — в разные времена года там можно найти пуховики, филе индейки, мед в сотах, трактора или кожаные сумки. Но в ноябре на «Ярмарке» традиционно собираются художники из разных городов России, чтобы показать себя миру и провести несколько дней в богемной атмосфере. В этом году организаторы заявили о 200 участниках, работы которых разместились в четырех павильонах, таким образом, захватив все пространство «казанской ВДНХ» и даже немного подвинув экспозицию «Россия — моя история». Для размещения там мультимедийного проекта «Арт-мост: от холста к цифре» пришлось временно отключить экспозиции «Рюриковичи» и «Романовы», о чем тревожно, со множеством восклицательных знаков, предупреждала табличка у входа.

«Сегодня большой праздник для нас, художников, — живописец из Сокуров Дмитрий Пастернак эмоционален. — Десятая выставка, представляете?! Были седьмая, восьмая, девятая… На последнем вздохе думали: „Ну все, больше не будет“… Сейчас — выставка-перезагрузка. Надеюсь, что еще 10 проведем на одном дыхании, на скаку». Вместе с женой Ольгой они завсегдатаи «Арт-Галереи» — гиперреалистические работы супругов неизменно пользуются популярностью. Пастернаку вторит и новичок — народный художник РТ Мударис Мингазов: «Действительно, большой праздник — как Сабантуй художников! Это большая школа — знакомства, дружбы и совместной работы». Предправления союза художников РТ Зуфар Гимаев признался, что временами почти хоронил проект: «Вообще, я даже думал: „Вдруг когда-то это помрет?“ Потому что были моменты, когда художники не так активно участвовали…»

Да, судя по масштабу выставки, «помирать» она совсем не собирается — более того, в этом году впервые к традиционной ярмарке художников присоединился проект «Арт-мост: от холста к цифре». Его организовали «гипермаркет картин», интернет-портал «Арт-Мост» и галерея современного искусства Казанской ратуши «Окно». Когда слышишь словосочетание «мультимедийная выставка», в голове всплывают ассоциации с сомнительными по художественной ценности проектами вроде «Ван Гог Live», когда кроме увеличенных в несколько раз изображений картин из интернета и пары строк из биографии художника организаторы ничего не показывают. Однако в случае с «Арт-мостом» концепция иная. «В этом году мы впервые в России открываем совершенно новый экспериментальный уникальный формат, — заявил гендиректор портала Вячеслав Тишин. — Он совмещает формат мультимедиа: картины, фильмы, мультфильмы или видеоряды работ представлены на проекторах, и обязательно живьем одна или две картины в виде холста. Выставка уникальна тем, что на ней представлены 40 художников из 10 городов России, есть и специально приглашенные из Италии, Индии и Бангладеш».

Предправления союза художников РТ Зуфар Гимаев (в центре) признался, что временами почти «хоронил» проект Предправления союза художников РТ Зуфар Гимаев (в центре) признался, что временами почти хоронил проект

«Арт-мост» — это всероссийская площадка по продаже предметов искусства, в первую очередь живописи. На портале размещены десятки тысяч картин художников (в том числе любителей) со всей России. За год портал продал картин на $200 тысяч. «Творцы должны заниматься творчеством, а менеджерские функции по продаже мы берем на себя», — так определяет Тишин основную цель «Арт-моста». На мультимедийной выставке в Казани можно увидеть, как работает сайт — там на экранах транслируются его страницы с информацией о художниках и стоимости их картин, чтобы после посещения выставки можно было найти понравившуюся картину на портале и сразу ее заказать. В мультимедийном формате экспонируется абстрактный экспрессионизм Елены Волковой, гиперреализм Ирины Чернавиной (чьи работы есть в коллекциях Жака Ширака и Дмитрия Рогозина), наив Альфрида Шаймарданова, монументальный реализм Рустема Хузина, символизм Виталия Скобеева, экспрессионизм Марко Грасси, чьи произведения находятся в коллекциях Сильвио Берлускони, Стеллы Маккартни. Есть и картина самого Тишина — объемная работа в виде ладони из листов монолитного поликарбоната, полностью смоделированная на компьютере. «Этой техники нигде нет, это мое ноу-хау. У меня есть второй бизнес, IT, и для меня ближе новые тенденции, техники. Работа называется Welcome, это часть диптиха», — рассказал Тишин.

В этом году впервые к традиционной ярмарке художников присоединился проект «Арт-мост: от холста к цифре»

РЕАЛИСТЫ ЕЩЕ ЖИВЫ

А в богато убранных залах главного павильона «Казанской ярмарки» экспонируется избранное — работы лучших творцов «Арт-Моста», в числе которых много художников из Татарстана. «Мы подобрали презентабельных художников, и ценник, соответственно, там уже выше. Представлены мэтры и молодые художники из той когорты самобытных, которые настолько эксклюзивны, что их уже можно выставлять. Есть массовый потребитель, это свой ценник. Есть потребитель, имеющий свои пристрастия. Мы пригласили ценителей искусства, которым представим эти работы», — объяснила корреспонденту «БИЗНЕС Online» куратор-администратор художественной галереи современного искусства «Окно» Светлана Кузнецова. В этом павильоне экспонируются работы Михаила Шульпина. Мисака Чолокяна, Александра Новоселова, Александра Мальцева и других избранных художников. За доступ к ним придется заплатить дополнительные 100 рублей, но остановит ли это истинных ценителей искусства?

Если в двух предыдущих залах было относительно пустынно и тихо, то в зале выставки-ярмарки кипела жизнь — к полудню художники уже успели вывесить свои картины и общались с посетителями. Ярмарка настолько разнообразна, что там можно найти картины почти на любой вкус — от концептуальных работ Елены Волковой до сказочных иллюстраций Петра Фролова, от сюжетных реалистических полотен члена союза художников России и Татарстана Рустема Хузина до подкупающих своей простотой картин художника-самоучки Адика Хадиуллина. «Выставка — это общение со зрителем прежде всего, — отметил в разговоре с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ Хузин. — На выставке ты проверяешь, в том ли направлении ты развиваешься, нужно ли то, что ты делаешь, людям, затрагивает их или нет. Очень важна обратная связь. Поэтому здесь такой праздник, когда ты можешь, увидев плоды своего труда, оценить его, порадоваться тому, как реагирует зритель, если работа удалась. А радость — это мощнейший стимул к созданию новых произведений». Художник отмечает, что реалистическое искусство сейчас очень востребовано — как экологически чистые продукты. «Наша задача — использовать эти инструменты, чтобы, как в моем случае, рассказать об истории своего народа и показать, что пока живы художники и люди, которые любят реалистическое искусство, хотят работать в этом направлении, оно живет, и напомнить министерству культуры, что мы еще живы, художники-реалисты», — добавил художник.

Всего из союза художников Татарстана в выставке участвуют 29 человек

Всего из союза художников Татарстана в выставке участвуют 29 человек, среди них и Волкова, которая воспринимает это прежде всего как промоушен: «Это промоушен — вылезти, развеяться, на людей посмотреть, себя показать. Любая выставка — это очень полезная вещь. Зачем сидеть красить и никому не показывать? Это же смешно. Все равно нужно шевелиться, кровь разгонять». С ней солидарен и Альберт Тимиршин, который участвует в выставке, чтобы заявиться в городе и наладить личный контакт со зрителем. Но он обращает внимание и на недостатки — плохую раскрутку мероприятия, из-за чего посетителей там мало и художники не могут не то что заработать, но даже покрыть аренду. «В рамках ярмарки оно приходит как обыкновенное, дежурное. Это мероприятие нужно освещать по-другому, эта выставка не узкопрофильная, а для города, горожан, чтобы люди посмотрели искусство. Из выставки можно сделать колоссальное городское событие, фестиваль, чтобы люди ждали, шли на нее. Но почему-то не получается», — вздыхает Тимиршин и приводит в пример Нижний Новгород и Пермь, где подобные выставки становятся событием, о котором говорят: «Недавно приехал с „Арт-России“ в Нижнем Новгороде, и выставка развивается хорошими темпами — есть динамика, люди идут, они уже знают. Я уж не говорю, что было в Перми. У нас в Казани очень мало народа. Со всеми, кто подходит, я успеваю пообщаться. В Красноярске директор галереи купил мои работы, в Екатеринбурге недавно открылась огромнейшая площадка. Лучше я там буду выставляться и повезу свои работы», — делает неутешительный вывод Тимиршин.

Жители Казани могут воочию убедиться, что современное изобразительное искусство не миф и картины живущих в одном с ними в городе живописцев не стыдно повесить на стену

«НАРИСОВАЛ СТО КАРТИН, НО ХОТЬ ОДНА БУДЕТ ЖЕ ГЕНИАЛЬНОЙ»

Действительно, несмотря на ту мощную творческую энергию, которую создают в пространстве выставки художники и их работы, нельзя избавиться от ощущения, что ярмарка застряла в прошлом веке. На открытии традиционно танцуют и поют — безусловно, талантливо, но совершенно бесполезно, потому что публика поглощена миром искусства, а из-за громкой музыки не слышно, как художник рассказывает о своих картинах. В смежных павильонах уживается и живопись, и кожаные сапожки, и туристический сувенир — и в такой сборной солянке бывает трудно оценить эксклюзивность творчества художников. Возможно, этот формат продиктован спецификой самой площадки, которая впитала в себя традиции промышленных и сельскохозяйственных выставок, однако в мультимедийном павильоне ощущения совершенно иные, а значит, всего несколько преобразований позволят сделать атмосферу более располагающей к восприятию искусства. 

Безусловно, главная роль выставки «Арт-Галерея» в том, что на одной площадке собираются самые разные художники России и жители Казани могут воочию убедиться, что современное изобразительное искусство не миф и картины живущих в одном с ними в одном городе живописцев не стыдно повесить на стену, подарить, купить в коллекцию. Круглый год этим занимается один из организаторов выставки, галерея современного искусства «Окно», где постоянно выставляются татарстанские художники и которая помогает продвинуть их работы на арт-рынок — в частности, через портал «Арт-Мост». «Очень важно предложить качественный высокоуровневый продукт за минимальную цену, — подчеркивает куратор галереи Светлана Кузнецова. — Очень важно не пролететь — вроде понравилась картина, взял ее. Висит она и висит, а потом куда-то убирается. То есть человек, даже далекий от искусства, понимает, что это неинтеллектуально, плоско и даже не живопись, а какая-то конъюнктура. В любом художнике важна самобытность. Всегда, особенно когда работаю с молодыми художниками, я прошу: „Работайте“. Как работает технология создания шедевра? Нарисовал сто картин, но хоть одна будет же гениальной». Остается надеяться, что гениальных картин на «Арт-Галерее» на «Казанской ярмарке» не одна и не две, а художников наконец заметят и оценят по достоинству.