Накануне в архитектурном пространстве BFFT в КГАСУ прошел круглый стол на тему проектирования и разработки современных школ Накануне в архитектурном пространстве BFFT в КГАСУ прошел круглый стол на тему проектирования и разработки современных школ Фото: Лилиана Набиуллина

СКРЕСТИТЬ БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ИДЕИ

В архитектурном пространстве BFFT в КГАСУ вчера прошел круглый стол на тему проектирования современных школ. Поводом стало обсуждение концепции школы на 1224 места, строительство которой планируется в квартале М-8 комплекса «Седьмое небо» (территория старого аэропорта). Напомним, к работе над созданием концепции застройки М-8 «Ак Барс Девелопмент» (АБД) привлек известного московского архитектора Сергея Скуратова, отметившегося своими проектами класса luxury.

Как пояснил вчера заместитель гендиректора АБД Сергей Ураков, девелоперы не ограничивали творческую мысль архитектора, и он дал волю фантазии, в частности, посадив на участке «нетиповую» школу. Известно, что М-8 в АБД называют «еврокварталом» и держат в «загашнике» как микрорайон повышенной комфортности. Застройка там пока не ведется и не заявляется — это резерв на будущее. Однако вопрос строительства школы рано или поздно встанет. Поэтому задумались над тем, как совместить в ее проектировании международный опыт и российские возможности, пояснила директор компании «Ак Барс Недвижимость» Елена Стрюкова. Она пояснила, что важно сделать будущую школу экономически целесообразной, чтобы в процессе эксплуатации она не обходилась государству в космические суммы.

Специально для этой встречи застройщик пригласил в Казань руководителя Центра разработки образовательных систем «Умная школа» Марка Сартана Специально для этой встречи застройщик пригласил в Казань руководителя центра разработки образовательных систем «Умная школа» Марка Сартана Фото: Лилиана Набиуллина

Специально для этой встречи застройщик пригласил в Казань руководителя центра разработки образовательных систем «Умная школа» Марка Сартана. Любопытно, что проект «Умной школы» изначально задумывался как пространство для широкой общественной дискуссии в сфере образования и был инициирован Тиной Канделаки. В портфолио компании — разработка образовательных комплексов нового типа в Иркутске и Москве, причем в обоих случаях это школы с необычными архитектурными, планировочными и пространственными решениями. Однако Сартан решил не останавливаться только на российском опыте и познакомил собравшихся с успешной практикой инновационных школ по всему миру. К примеру, школа Айб в Ереване, установившая стандарты качества для всей Армении, школа на месте морского порта в Копенгагене, школа по проекту бюро Захи Хадид в Брикстоне — одном из самых криминальных районов Лондона, Saunalahti school в пригороде Хельсинки — с открытой планировкой дворов и большой библиотекой. При разумном подходе к проектированию школа способна обеспечивать развитие бизнеса в этом районе, повышать качество социальной среды, служить драйвером развития района, повышать капитализацию застройки и даже создавать территориальный бренд, заверил собравшихся спикер, демонстрируя слайды с выразительными зданиями.

Однако, как говорится, мечтать — прекрасно, но что на самом деле? Заместитель начальника управления образования Казани Андрей Логутченко дал понять, что проектирование «школы будущего» в «Седьмом небе» — не только инициатива застройщика, но и пожелание города. «1224 места — это типовой проект, — отметил он. — Вы его, скорее всего, будете строить в рамках одной из программ — „Жилище“ или „Развитие образования“. Вся внутренняя составляющая школы в данном случае регламентируется приказом №336 министерства образования РФ — там довольно большой перечень оборудования, которое можно выбрать, которое действительно будет покрывать любую специфику школы».  Но так ли это хорошо — типовой проект? Строить по единому образцу не совсем правильно, в связи с чем возникает потребность в разработке дизайн-проекта, объяснил Логутченко. «Его разработку берет на себя по нашей просьбе  застройщик, но это не совсем верная схема и верное решение данной проблемы. Потому что застройщик может не пойти  нам навстречу и отказаться от создания дизайн-проекта…  Поэтому тут, наверное, больше вопрос к минобру поддержать нас, чтобы заложить эти деньги при проектировании, чтобы был дизайн-проект у нас на школу. Тогда из нее можно делать уже интересные решения», — подытожил он.

Елена Стрюкова: «Важно сделать будущую школу экономически целесообразной, чтобы потом, в процессе дальнейшей эксплуатации, она не обходилась государству в космические суммы»Фото: Лилиана Набиуллина

«МОЖНО, КАК У ФИННОВ, СТЕКЛО СДЕЛАТЬ, ДЕРЕВО ПРИВНЕСТИ, НО…»

Директор международной школы «Бала-Сити» Ильдар Мухаметов высказал пожелание, чтобы АБД дал старт строительству в Казани образовательной инфраструктуры нового типа — без отсылки к каким-то типовым решениям. «Все, что показывал Марк, — это на самом деле пока индивидуальные решения, а не массовые застройщики. Но Марк не даст соврать, что это решения с новой парадигмой образования. А то, что мы сейчас строим в типовых решениях, — это фабрика клеток и звонков. Это не новая философия и это не будущее, а то, что можно косметически как-то исправить, — заключил он. — Мы с коллегами были в школе на 1224 места, которая строится в Казани, посмотрели, что там можно поменять. Там действительно можно, как у финнов, стекло сделать, дерево привнести. Но даже там, к сожалению, какие-то концептуальные решения не поменяешь. Поэтому я продолжаю агитировать за то, чтобы девелоперы не опирались на те решения, которые пока актуальны: в будущем на них будут смотреть как на решения прошлого века», — добавил он от себя.

Представитель другой казанской школы предложила застройщику сделать школу и детский сад со входом в одни ворота. Это привлечет людей, заверила она: вести двух детей разного возраста в одни двери очень удобно — одному ребенку в школу, другому — в садик! Когда в семье в среднем двое детей, это актуально — экономит родительское время! Кроме того, в последние годы очень актуальными стали маленькие учебные кабинеты: для подготовки к ЕГЭ по не самым распространенным предметам (таким, как география, литература) бывает достаточно кабинета, в котором имеется два-три рабочих стола. Идею сделать классы разного размера (или трансформируемые классы) с ходу поддержал Сартан. Но оппоненты спустили мечтателей с небес на землю. Вы видели типовые школы, которые работают с нагрузкой по проекту? Не какие-то там супермеждународноэлитные, а типовые? Всем известно, что обычная школа на 1200 мест с легкостью способна вместить раза в полтора побольше: есть же вторая смена! Потому что учиться надо, а строить школы Казань не успевает — детей много. Классы-трансформеры — тоже прекрасно, но внедрить финский стандарт экономного использования площадей зачастую невозможно: в типовом проекте этого не даст сделать даже электропроводка. Но с точки зрения образовательного процесса вопрос эффективного использования площадей необходимо решать, признали собравшиеся.

Далее Сартан поделился собственным критерием оценки школ — по актовому залу: «Смотрю на актовый зал — кресла прикрученные. В финской школе все это двигается, перестраивается», — заметил он. Ну да… двигается, перестраивается — прекрасно! Так прекрасно, что кое-кому из наших школьников может прийти в голову и стульчиками помахаться — не от этих ли страхов их к полу привинтили? Опыт говорит, что часть мест должна быть закреплена, а другая — мобильна, тогда зал становится хоть и не до конца, но трансформером.

Наконец, еще одна проблема из разряда «крик от земли». Всю эту красоту надо обслуживать — как те же парки и скверы, на содержание которых денег не дают. «Когда вы делаете красивые окна, когда много стекла, дерева, мы должны знать, какое у нас финансирование. Потому что мы потом один на один остаемся со всей этой красотой — что ж с ней делать?» — аккуратно высказалась одна из директоров. Руководитель «Умной школы» в ответ заметил, что все эти расходы можно заложить на этапе проектирования. Естественно, это возможно. Но финансирование должно быть постоянным: это дети, и они способны сломать даже то, что сломать невозможно, причем зачастую просто из «спортивного интереса». Но в реальности в бюджете не будет денег, родители по закону платить за это не обязаны, и придется директорам с учителями крутиться перед каждым учебным годом, решая эти проблемы. 

Сергей Ураков: «У нас уже 4 школы в наших жилых комплексах построено. И вот мы поднимаем вопрос — может быть, это сделать как-то по-новому?» Сергей Ураков: «У нас уже четыре школы в наших жилых комплексах построено. И вот мы поднимаем вопрос — может быть, это сделать как-то по-новому?» Фото: Лилиана Набиуллина

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОРМАТИВ ЦЕНЫ СТРОИТЕЛЬСТВА И МЕЧТЫ О НОВОМ ПОДХОДЕ

«Почему государство говорит, что будет строить только типовые школы? Потому что считает: если отработать какой-то элемент в массовом исполнении, это дешевле», — подключилась к дискуссии главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева. Однако руководитель «Умной школы» сообщил, что в существующий сегодня в России стандарт — 14–15 кв. м на одного ученика — можно заложить и новую современную школу. Поэтому версия о том, что типовой проект выходит дешевле, — лукавство, заявил он. Заместитель министра образования и науки РТ Азат Шарапов добавил, что реестр проектов школ, который ведется минстроем, на самом деле открыт, то есть закон не обязывает делать их типовыми. Для понимания поясним: именно на проекты из этого реестра выделяются деньги по федеральным программам.

Главный архитектор напомнила, что еще несколько школ застройщику предстоит построить и в других осваиваемых им районах, в частности, на проспекте Победы. «Скажите, а вы все-таки перед собой какую задачу ставите?» — решила расставить она точки над i, обращаясь к представителям «Ак Барса». — Сделать одну уникальную школу, которая создаст вау-эффект и везде будет выигрывать всякие конкурсы, или вы хотите задать новый стандарт проектирования? Это разовое выступление или вы все-таки будете дальше продолжать в вашем районе школы строить?» «Дайте попробовать на одном примере», — полушутя ответил Ураков. По его словам, в тех районах, где такая задача при проектировании не ставилась, она, может быть, не была так очевидна. «В этом районе мы стали об этом задумываться. И, наверное, мы сможем и в других местах подходы поменять. Можно подумать, что инвестор может добавить свои средства. Но мы можем те деньги, которые государством выделяются на все это, просто запаковать по-другому и сделать это более интересным для наших жителей», — вернул он мяч на сторону минобразования.

Шарапов, впрочем,  вернулся к разговору о финансовых рамках: «Мы реалисты, мы хотим создавать что-либо, а можно говорить бесконечно. Если ты в определенных финансовых рамках находишься — или ты создаешь что-то, или ты разговариваешь». Но представители застройщика были настроены не менее решительно: «У нас уже четыре школы в наших жилых комплексах построено. И вот мы поднимаем вопрос — может быть, это сделать как-то по-новому? Не хотите те же самые деньги потратить, но чтобы о вас уважительно вспомнил не только директор, которому мы ковровые дорожки купили?» — поинтересовался Ураков у Шарапова. «Хотим, конечно», — не стал спорить тот, но все-таки напомнил, что в случае с федеральным финансированием имеет место такой фактор, как НЦС — норматив цены строительства. «А там оговорена и ширина, и высота потолков, и так далее. Безусловно, можно делать шире и выше — только разница будет за счет региона, или, условно говоря, инвестора», — развел он руками. Интересно, получится ли, как однажды выразился главный строитель казанского исполкома Азат Нигматзянов, «скрестить ежа с ужом» в таких условиях!

Поставить точку в дискуссии взялся Сартан. Он согласился с тем, что вопрос финансирования со счетов никто не сбрасывает и сегодня любое предприятие должно быть экономичным. «Но моя главная мысль заключается в том, что школа — это уникальная точка, в которой сходятся интересы  муниципалитета, застройщика, архитектора», — пояснил он. С ним согласилась Стрюкова: «И есть ощущение, что все эти вещи могут лечь в техническое задание при проектировании школы».