Антон Силуанов Антон Силуанов: «Этот год создает запас дополнительной прочности на предстоящий трехлетний период» Фото: duma.gov.ru

«КОРРЕКТИРОВКА ВНИЗ ОЖИДАЕМОГО В ЭТОМ ГОДУ РОСТА ВВП»

Сегодня депутаты Госдумы распределяли сэкономленные в бюджете этого года деньги — 349,4 млрд рублей. Эту сумму стране придется освоить буквально за ближайшие полтора месяца. Откуда внезапно взялись эти средства? На этот вопрос подробно ответил на пленарном заседании первый вице-премьер — министр финансов РФ Антон Силуанов. Как оказалось, минфину пришлось править бюджет на этот год из-за изменившихся социально-экономических показателей, на которых отразились сразу несколько факторов. Первый — изменения на мировых финансовых рынках, в первую очередь развивающихся стран. «Мы видим, что происходят оттоки капитала с развивающихся финансовых рынков. Это не могло не затронуть РФ», — отметил Силуанов. Второй (вполне ожидаемый) фактор — изменение цен на нефть и газ. И, наконец, санкционное давление на Россию, которое, как теперь признается министр финансов, не прошло бесследно. «Все это привело к охлаждению инвестиционного спроса, что стало причиной корректировки вниз ожидаемого в этом году роста ВВП. Мы в прогнозе ожидаем динамику на уровне 1,8 процента», — подчеркнул он.

Так что, судя по всему, спасает ситуацию только потребительская активность, которая, как считает Силуанов, поддерживается ростом зарплат, прежде всего их индексацией в бюджетном секторе. «Прогноз динамики реальной зарплаты повышен до 6,9 процента, ранее в наших прогнозах показатель составлял 6,3 процента», — пояснил он.

Поэтому, естественно, минфину пришлось корректировать параметры бюджета. Так, например, растущие цены на нефть и одновременное ослабление рубля сыграли только в плюс — доходы бюджета выросли на 1,9 трлн рублей. Наибольший рост ожидаемо показали нефтегазовые доходы — почти 1,6 трлн рублей, а ненефтегазовые увеличились на 292,5 млрд рублей. «В первую очередь за счет НДС продолжаются меры по улучшению администрированию этого налога. Рост поступлений от налога на прибыль — за счет роста прибыльных организаций. Также рост ввозных пошлин за счет рублевой стоимости импорта», — пояснил Силуанов. В целом минфин рад тому, что улучшился бюджетный баланс — профицит в этом году на уровне 2,1% ВВП против 0,5%, которые сначала планировались.

«Этот год создает запас дополнительной прочности на предстоящий трехлетний период», — объявил министр финансов. По его словам, об этом свидетельствует то, что в фонд национального благосостояния удастся направить 4,1 трлн рублей дополнительных нефтегазовых доходов. «С 2019 года объем ликвидной части ФНБ без учета тех денег, которые вложены в инфраструктурные проекты, составит 6,3 триллиона рублей, или порядка 6 процентов ВВП. Это без учета денег, которые в 2019 году будут поступать от нефти и газа», — похвастался Силуанов.

Андрей Макаров Андрей Макаров отметил, что без помощи центра многим субъектам попросту не справиться Фото: duma.gov.ru

«МЫ ВСЕГДА ОСЕНЬЮ ПОМОГАЕМ СУБЪЕКТАМ РФ»

Так что к концу года минфин решил расщедриться и в связи с увеличившимися доходами побольше пустить на расходы, правда, всего лишь увеличить их на 217 млрд рублей — почти до 17 трлн по итогам года. Это как раз часть тех 292,5 млрд дополнительных ненефтегазовых доходов. Плюс решено направить в оборот еще 131 млрд рублей сэкономленных бюджетных ассигнований. «Экономия сложилась по отдельным мероприятиям, которые связаны с уточнением контингента, численности, с экономией при осуществлении торгов и т. д. Это обычная практика», — объяснил Силуанов.

В итоге 349,4 млрд рублей минфин решил потратить по трем основным направлениям. Приличная доля этих средств отправится в регионы. «Мы всегда осенью помогаем субъектам РФ, которые испытывают трудности с исполнением своих бюджетов. В эти поправки предлагается увеличить помощь субъектам РФ более чем на 107 миллиардов рублей. Здесь и компенсация выпадающих доходов, как мы договаривались, изменение налогового законодательства в части отмены налога на движимое имущество субъектов РФ. На эту цель — 97 миллиардов рублей. Чуть более 10 миллиардов — для сбалансированности бюджетов регионов. Целый ряд субъектов нуждается в поддержке. Целый ряд субъектов нуждается в выполнении первоочередных социальных обязательств. Без поддержки федерального центра не пройти этот финансовый год регионам», — расписал министр финансов.

Чуть позже председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров также указывал, что без помощи центра многим субъектам попросту не справиться. «Если в прошлом году было 29 регионов, бюджет которых был дефицитным, сегодня таких регионов 17. Тенденция хорошая, но 17 регионов, имеющих дефицитные бюджеты, — серьезная цифра. По решению президента в конце 2017 года провели реструктуризацию бюджетных кредитов. Но уже сегодня 9 регионов уже не выполнили даже тех обязательств, которые были по реструктуризированным кредитам, 7 из них пришлось возвратить в федеральный бюджет те средства, которые были», — убеждал депутат. Как мы видим, поощрений для успешных регионов этими поправками не запланировано.

Еще один приоритет, куда пойдут дополнительные миллиарды, — поддержка промышленности. «На это направление предлагается дополнительно выделить 30 миллиардов рублей. Это лизинг транспортных средств, разработка двигателя ПД-35, поддержка организаций-экспортеров продукции», — перечислил Силуанов.

Кроме того, минфин предлагает помочь трем банкам. 20 млрд рублей для Промсвязьбанка, чтобы «он мог увеличивать кредитование оборонно-промышленного комплекса». Столько же для Россельхозбанка «для увеличения его устойчивости и кредитов сельскому хозяйству». А еще почти 25,5 млрд рублей Внешэкономбанку, чтобы он «начал раскручивать механизм кредитования промышленности».

Наконец, третье направление — социальные задачи. Тут Силуанов выделил необходимость завершения строительства многоквартирных домов — проблема, которую создали Су-155 и Urban Group. «Мы предлагаем увеличить капитал «Дом.рф» и фонда защиты прав граждан-участников долевого строительства на 7,5 и 5 миллиардов рублей», — отметил министр, дополнительно попросив увеличить объемы резервных средств правительства, чтобы обеспечить переселение граждан из аварийного жилищного фонда, а заодно выделить 12 млрд федеральным учреждениям, чтобы те в конце концов могли выполнить в полном объеме «майские указы» по увеличению зарплат.

В этом раскладе Татарстан может рассчитывать разве что только на дополнительные 9,5 млрд рублей, которые федералы выделят для обеспечения антитеррористической безопасности инфраструктуры, включая «Казань Экспо», в связи с чемпионатом WorldSkills.

Алексей Кудрин Алексей Кудрин указал на негативные тенденции в российской экономике — снижение темпов роста и стагнацию доходов населения Фото: duma.gov.ru

«МЫ СНОВА НЕ ВЫРАСТЕМ ПО РЕАЛЬНЫМ ДОХОДАМ»

На правах главы Счетной палаты, а также отца-основателя бюджетных кубышек присутствующий на обсуждении Алексей Кудрин указал на негативные тенденции в российской экономике: снижение темпов роста и стагнацию доходов населения, наблюдаемых в текущий момент. При этом экс-глава российского минфина обнаружил «коллизию» в реализации бюджетного правила.

«Ожидаемая цена на нефть в 2018 году увеличена с 61,4 доллара за баррель до 69,6 доллара, что больше соответствует сложившейся динамике на мировом рынке», — начал свое выступление на оптимистичной ноте Кудрин.  Однако, несмотря на существенный рост нефтяных цен, прогнозные темпы роста экономики на этот год снижаются с 2,1% ВВП до 1,8% ВВП, и, таким образом, внешние благоприятные конъюнктурные условия не помогли добиться планового роста, указал экс-глава российского минфина. «Не помогут они в будущем году: правительство ожидает дальнейшего снижения темпов экономического роста до 1,3 процента ВВП», — также отметил Кудрин. Глава Счетной палаты даже не исключает, что экономика в будущем году может замедлиться еще сильнее. Прогноз по инфляции в 2018 году увеличен до 3,4%, но, по мнению Счетной палаты, темпы роста потребительских цен могут оказаться около 4%. Кудрин пессимистичен и в отношении перспектив роста реальных доходов населения в текущем году, на которые неизбежно повлияет общая ситуация в экономике.

«На этот год этот показатель обозначен в размере 3,4 процента, но поскольку за январь–сентябрь он составил 1,7 процента, а последние два месяца реальные доходы населения снижались, то мы ожидаем, что рост реальных доходов будет существенно меньше», — сказал Кудрин, заметив, что в этом году «мы снова не вырастем по реальным доходам».

Касаясь параметров расходной части бюджета, Кудрин посетовал, что сокращение финансирования по ряду статей не всегда сопровождается изменением целевых показателей. Глава Счетной палаты также обратил внимание парламентариев на то, что на 1 октября не проведены расходы по 9 подпрограммам: по безопасности труда, по авиационным приборам, по возобновляемым источникам энергии, по инвестпроектам в Байкальском регионе, по созданию медицинского кластера Кавказских минеральных вод, и др. По данным Кудрина, не было также расходов по двум федеральным целевым программам: по развитию гражданско-авиационной техники и уголовно-исполнительной системы.

«МЫ ЖЕ ОТВЕТСТВЕННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЛЮДИ!»

Кудрин также указал на слабую бюджетную дисциплину. На 2018 год запланировано увеличение бюджетных ассигнований на 8 приоритетных проектов и программ, пояснил он. «При этом за 9 месяцев на реализацию приоритетных проектов направлено только 52,2% от запланированного. Это ниже, чем исполнение расходов по всему бюджету», — указал он.

Ведомство Кудрина провело выборочный мониторинг контрольных точек проектов, который показал, что отдельные показатели не достигнуты, а задачи в полном объеме не выполнены. «Мы по-прежнему видим недисциплированность по отдельным программам, что дает основание изучать, почему конкретные распорядители бюджетных средств, ответственные исполнители по госпрограммам не выполняют условий», — обратил внимание парламентариев Кудрин. По его словам, Счетная палата не будет ограничиваться только констатацией таких фактов. «Мы должны более строго увязывать выделяемые ресурсы с достижением результатов и показателей», — подчеркнул экс-глава минфина.

Кудрин также затронул один из самых острых моментов бюджетной политики властей, а именно принцип неприкосновенности фондов на «черный день», актуальность которого вызывает споры как во властных кругах, так и среди экономистов. По его мнению, «нужно обратить внимание на исполнение бюджетного правила», строгость которого не позволяет тратить деньги из фонда национального благосостояния на что-либо иное, кроме финансирования бюджетного дефицита. «У нас в бюджете из ФНБ на расходы запланировано 1,113 триллиона рублей. При этом они еще не использовались. Планируя профицит, мы тут же из ФНБ берем 1 триллион 113 миллиардов», — возмутился Кудрин. Глава Счетной палаты указал, что таким образом «сложилась коллизия, но она пока в рамках закона». «Нам нужно подумать над совершенствованием бюджетного правила с тем, чтобы при таком профиците нам не требовалось использовать средства ФНБ», — завершил свое выступление он.

Тема складирования в ФНБ сверхдоходов от нефти и газа закономерно встретила отклик у выступающих вслед за главой Счетной палаты депутатов Госдумы. По их мнению, эти средства пригодились бы в реальном секторе, стимулируя экономический рост и развитие социальной сферы. Иначе как выполнять президентскую программу по прорывному развитию страны?  

Минфин в очередной раз стойко держал оборону, заявляя, что средства ФНБ расходуются в том числе на поддержку регионов. «Вот вы говорите „ловушка бюджетного правила“, — обиделся Силуанов. —  Мне кажется, это не ловушка, а наша ответственная бюджетная политика! Как будет складываться в следующем году ситуация с ценами на нефть, с внешними ограничениями, с источниками финансирования дефицита бюджета? В этом году заложена основа для устойчивого выполнения обязательств в следующем году». По словам первого вице-премьера российского правительства, если сейчас «проесть» 4 трлн рублей из ФНБ, то что делать потом, «когда возрастут риски?» «Нельзя согласиться с подходом текущего момента, нужно смотреть на перспективу, мы же ответственные государственные люди! Нам нужна кубышка для того, чтобы обеспечивать стабильность», — заключил Силуанов.

Николай Арефьев Николай Арефьев: «Вы не пробовали эти деньги вложить в инфраструктурные проекты, чтобы потом за счет этих проектов жить и есть?» Фото: duma.gov.ru

«ТАКАЯ ЦИКЛИЧНОСТЬ ПРИВЕДЕТ К ПОЛНОМУ КОЛЛАПСУ В СТРАНЕ»

Но парламентариев, по всей видимости, ответ главы финансового ведомства не удовлетворил. Депутат от фракции КПРФ Николай Арефьев «заметил цикличность в действиях минфина и правительства». «Вы очень усердно выкачиваете деньги из экономики, доводите страну до кризиса, затем даете средства на погашение кризиса, а затем вновь выкачиваете деньги», — так описал он наблюдаемые им циклы. Такая цикличность через четыре года приведет к полному коллапсу в стране, прогнозирует депутат. 

— Вы не пробовали эти деньги вложить в инфраструктурные проекты, чтобы потом за счет этих проектов жить и есть? — спросил главу минфина представитель КПРФ.

— Пробовали, — ответил Силуанов, вспомнив те времена, когда «мы жили без резервов». При этом глава финансового ведомства указал, что кризисы, действительно, носят цикличный характер. «Бюджетное правило как раз и сглаживает эту цикличность», — нашелся министр финансов. 

По его словам, в этой связи показателен пример Турции, власти которой два года назад «накачали внутренний спрос» и получили рост экономики выше 7%. А что сейчас? «Сейчас снизилась конъюнктура, происходит отток капитала с развивающихся рынков, а экономика испытывает проблемы, — указал Силуанов. — Зачем нам повторять этот пример? Мы прошли это на своем опыте».

Сергей Катасонов Сергей Катасонов заявил, что «макроэкономические показатели нас не устраивают», а особенно по росту ВВП, который, по его словам, к следующему году спустится до уровня статистической погрешности Фото: duma.gov.ru

«НЕЛЬЗЯ ЖЕ ЖИТЬ БЕЗ ЗАПАСА В СЛУЧАЕ ТУРБУЛЕНТНОСТИ»

Депутаты оппозиционных фракций дружно отказались поддержать поправки минфина к бюджету этого года. Например, депутат от ЛДПР Сергей Катасонов яростно заявил, что «макроэкономические показатели нас не устраивают», а особенно по росту ВВП, который, по его словам, к следующему году спустится до уровня статистической погрешности. «Мы не понимаем, каким образом исполняется поручение президента о роста ВВП выше среднемировых значений», — развел он руками. Более того, Катасонов указал, что и эти 100 млрд для регионов останутся незамеченными, так как составляют всего-то 1% от общего бюджета субъектов. Следом за ним эсер Александр Ремезков возмущался тем, что цена отсечения — по-прежнему 40$ за баррель, а это значит, что все доходы сверху неизменно складываются в резервный фонд.

После этого единоросс Андрей Исаев, напротив, рассыпался в похвалах минфину, который еще недавно «резал по живому», а теперь появилось то, что можно поделить. Радовался депутат внезапно подросшему профициту бюджета. А то, что ВВП, напротив, стремится к нулю, так и это не беда. «ВВП растет не так быстро, как нам бы хотелось, но он растет», — нашелся Исаев.

Силуанову, подводя итог, оставалось лишь напомнить, что у минфина нет цели бесконечно пополнять резервный фонд, мол, настанут времена, когда деньги можно будет пустить в оборот. «Давайте накопим 7 процентов ВВП и после этого будем направлять на проекты. Нельзя же жить без запаса в случае турбулентности, которая сейчас происходит в рамках внешних условий, — недоумевал он. — В случае сохранения нормальной конъюнктуры, успешного прохождения следующего года мы сможем направлять средства резервного фонда после достижения его минимального значения на инфраструктурные проекты, как мы это делали раньше. Сейчас же это жизненная необходимость».

Наконец, спикер Госдумы Вячеслав Володин выступил сегодня в роли примирителя. «В ситуации усилившихся санкций правительство обеспечило рост экономики и профицитный бюджет. Санкционная политика против нашей страны усиливается, а рост около 2 процентов обеспечен. Почти 2 триллиона — профицит бюджета. Мы перешли к распределению того, что получено. Задумайтесь!» — многозначительно посмотрел он в зал.

И, кажется, это возымело действие. Несмотря на то что оппозиционные фракции решительно отвергали поправки минфина, только 24 депутата проголосовали против, еще один воздержался, а подавляющее большинство — 323 парламентария — нажали кнопку «За».