Сделка с КАМАЗом на 9,5 миллиарда, объявленная накануне Евразийским банком развития, похожа на матпомощь — вливания появились на фоне ухудшения финансового положение автозавода Сделка с КАМАЗом на 9,5 млрд, объявленная накануне Евразийским банком развития, похожа на матпомощь — вливания появились на фоне ухудшения финансового положения автозавода Фото: «БИЗНЕС Online»

АКЦИЙ НА 1,5 МЛРД, ОСТАЛЬНОЕ — ОБЛИГАЦИИ?

Сделка по покупке Евразийским банком развития акций и облигаций ПАО «КАМАЗ» — начало долгой дружбы в рамках камазовской инвестпрограммы. Это единственное, о чем заявляет сам КАМАЗ, комментируя вчерашний релиз от ЕАБР. В нем говорилось о том, что банк предоставил КАМАЗу финансирование в размере свыше 9,5 млрд рублей.

«Инвестиции будут направлены на важнейший инвестиционный проект ПАО „КАМАЗ“ — „Развитие модельного ряда автомобилей КАМАЗ и модернизация производственных мощностей для его производства“, в рамках которого ПАО „КАМАЗ“ создает компактное высокотехнологичное производство, предназначенное для выпуска грузовых автомобилей нового поколения К5, — сказано в сообщении ЕАБР. — Проект соответствует миссии и стратегическим целям ЕАБР. Его реализация способствует импортозамещению, технологическому развитию, а также экспорту продукции в том числе в страны-члены ЕАБР».

При этом в релизе имеется скромная ремарка: «При реализации данной сделки ЕАБР использовал инструменты акционерного и облигационного финансирования, позволив тем самым ПАО «КАМАЗ» сформировать оптимальную структуру привлечения средств». Из чего следует, что 9,5 млрд рублей получены КАМАЗом как расчет за выкуп и акций, и облигаций. 

Отметим, проданный пакет принадлежал «Финансово-лизинговой компании «КАМАЗ». После сделки у ФЛК осталась лишь одна акция материнского предприятия.

«Инвестиции будут направлены на важнейший инвестиционный проект ПАО «КАМАЗ» — «Развитие модельного ряда автомобилей КАМАЗ и модернизация производственных мощностей для его производства» «Инвестиции будут направлены на важнейший инвестиционный проект ПАО «КАМАЗ» — «Развитие модельного ряда автомобилей КАМАЗ и модернизация производственных мощностей для его производства» Фото: «БИЗНЕС Online»

ЕАБР — банк, созданный по инициативе президентов России и Казахстана (его штаб-квартира находится в Алма-Ате), эти две страны и являются учредителями банка. Также в состав участников ЕАБР входят Армения, Беларусь, Киргизия и Таджикистан. Свою миссию банк определяет как развитие рыночной экономики этих государств путем вложения в инфраструктуру, машиностроение, нефтепереработку и другие отрасли. Свой инвестпортфель банк намерен увеличить с $2,3 до $3,6 млрд до 2022 года.   

В банке, куда «БИЗНЕС Online» отправил официальный запрос, сразу пояснили, что все вопросы КАМАЗ просил перенаправлять в свой адрес, поэтому комментировать сделку банк не может. «Тема для публичной компании достаточно деликатна, поэтому мы идем навстречу», — пояснил нашему изданию сотрудник московского пресс-центра ЕАБР Александр Савельев. Однако контакт с прессой КАМАЗ замкнул отнюдь не для того, чтобы делиться подробностями.

«Евразийский банк опубликовал релиз, мне нечего к нему добавить, кроме того, что в лице ЕАБР мы рассчитываем видеть стратегического партнера в реализации наших инвестиционных программ по модернизации производства автомобилей, — заявил руководитель пресс-службы ПАО „КАМАЗ“ Олег Афанасьев в разговоре с „БИЗНЕС Online“. — Могу только подтвердить факт сделки, общая сумма которой с учетом облигаций заявлена в релизе».

ЕАБР — банк, созданный по инициативе президентов России и Казахстана. Свою миссию банк определяет как развитие рыночной экономики этих государств путем вложения в машиностроение и другие отрасли. ЕАБР — банк, созданный по инициативе президентов России и Казахстана. Свою миссию банк определяет как развитие рыночной экономики этих государств путем вложения в машиностроение и другие отрасли. Фото: «БИЗНЕС Online»

Если предположить, что стоимость акций более или менее соответствует актуальным котировкам, то ЕАБР выкупил их за 1,5 млрд рублей, остальные 8 млрд — это расчет за облигации. Арифметика довольно простая: последнюю неделю курс акций КАМАЗа плавал в пределах 53,7–58,2 рубля за штуку, на дату совершения сделки (15 ноября) акция котировалась по 57,8 рубля, на дату отчуждения (19 ноября) — 57,2 рубля. Количество 3,72% (минус одна штука) акций в реализованном пакете составляет 26 млн 323 тыс. 427 штук, что и дает в произведении 1,5 миллиарда. Оговоримся, что рыночная оценка в случае с КАМАЗом очень грубая, ведь в свободном обращении лишь 4% акций, но что есть, то есть.

Что касается облигаций, то сделка весьма кстати. В 2015 году КАМАЗ открыл для себя золотую жилу, получив госгарантии на 9 выпусков облигаций, предназначенных в первую очередь для выкупа ВЭБом. В мае этого года последние выпуски на общую сумму 15 млрд размещены. Получается, лимит госгарантий исчерпан, а деньги все еще нужны? Как раз недавно автогигант сигнализировал о своих проблемах, отраженных в бухгалтерском отчете по РСБУ за 9 месяцев года. Падение как спроса, так и рентабельности производства из-за перехода российских автопроизводителей на экологический класс «Евро-5» принесло автогиганту чистый убыток в размере 288 млн рублей вместо 3 млрд рублей прибыли годом ранее. Прибыль от продаж, напомним, за отчетный период сократилась в 77,7 раза.

В 2004 году группа инвесторов под руководством Рубена Варданяна (на фото) начала собирать пакеты акций КАМАЗа с целью перепродажи будущему зарубежному инвесторуФото: kremlin.ru

ВЛОЖЕНИЕ С ОТДАЧЕЙ В 54 ГОДА?

Напомним также нелегкую судьбу небольшого пакета акций, выкупленного ЕАБР. В 2004 году группа инвесторов под руководством председателя совета директоров ИК «Тройка Диалог» Рубена Варданяна начала собирать пакеты акций КАМАЗа с целью перепродажи будущему зарубежному инвестору. Таким образом была выкуплена доля правительства Татарстана, приобретенная в 2000 году в счет налогового долга КАМАЗа в размере $145 миллионов. Для приватизации пакета в 2005 году было создано ОАО «КАМАЗ-Капитал», в уставный капитал которого минземимущество РТ внесло 11,6% акций автогиганта, а несколько офшоров, связанных с «Тройкой», — скупленные ранее 18,3%. В 2008 году компания Avtoinvest Limited выкупила долю республики в этом совместном предприятии и стала владельцем 29,53% обыкновенных акций завода.

В октябре 2013 года КАМАЗ выкупил у Avtoinvest Limited 3,72% своих акций обратно, передав их стопроцентной «дочке» — ФЛК «КАМАЗ». Сумма, уплаченная кипрскому офшору, согласно отчетности предприятия, составляла 2,9 млрд рублей. Сам Когогин в интервью «Ведомостям» объяснил, что «консорциум Варданяна» ранее купил эти акции у КАМАЗа за 2,2 млрд рублей, рассчитывая на перепродажу Daimler. Деньги при этом они брали в долг у ФЛК «КАМАЗ». Когда в 2013 году сделку развернули обратно, консорциум вернул займ, по которому платил проценты, но КАМАЗ потерял на разнице в продаже и последующем выкупе пакета 728 млн рублей. При этом стоимость выкупа оказалась на 79% выше рыночной цены бумаг.

В 2017 году выяснилось, что КАМАЗ выкупал акции отчасти у своего гендиректора. Avtoinvest Limited в рамках деофшоризации перевела свои акции на российское юрлицо — ООО «Автоинвест». В нем 30% капитала напрямую принадлежит Сергею Когогину, 50% — «Пирсон холдинг лимитед» из Белиза, 20% — «Ноэлия холдингс» с Британских Виргинских островов. По данным газеты «Ведомости», бенефициар «Ноэлии» — сам Варданян, а «Пирсон» принадлежит президенту «Ви холдинга» и другу Чемезова Виталию Мащицкому.

Судя по всему, покупака акций носит практически благотворительный характер Судя по всему, покупка акций носит практически благотворительный характер Фото: «БИЗНЕС Online»

Зачем ЕАБР акции КАМАЗа? Судя по всему, покупка акций носит практически благотворительный характер: даже если ориентироваться на рекордные дивиденды этого года, пакет в 3,72% акций может приносить владельцу по 27,9 млн рублей в год. Отталкиваясь от официальной цены купленных акций, выходит, что на покрытие расходов на покупку акций за счет дивидендов банку потребовалось бы 54 года. Если, конечно, не предполагать фантастический рост мастшабов и прибыли КАМАЗа, что на традиционных рынках трудно представить. Пока же дивиденды, напротив, исключение, а не правило.