Айрат Файзрахманов (справа): «И Шайхразиев говорил о том, что нужно работать с родителями, и министр образования Бурганов. Вот, вы сказали — мы работаем, где вы?» Айрат Файзрахманов (справа): «И Шайхразиев говорил о том, что нужно работать с родителями, и министр образования Бурганов. Вот вы сказали: «Мы работаем», — где вы?» Фото: Рушан Хаялиев

«МЫ УЖЕ ВЫСТУПАЛИ НА МИТИНГАХ, ВЫХОДИЛИ НА ПИКЕТЫ, ПРИШЛО ВРЕМЯ КОНКРЕТНЫХ ДЕЙСТВИЙ»

«Я удивлен, что всемирный конгресс немножко отстранился. Это самая нужная работа. И Шайхразиев говорил о том, что нужно работать с родителями, и министр образования Бурганов. Вот вы сказали: „Мы работаем“, — где вы?» — обращался заочно к республиканским чиновникам зампредседателя всемирного форума татарской молодежи (ВФТМ) Айрат Файзрахманов на конференции «Воспитание ребенка на родном языке в новых реалиях», которая собрала в IT-парке более 300 родителей и общественных деятелей со всей республики.

Как оказалось, организаторы конференции, среди которых был и ВФТМ, отправляли приглашение и в министерство образования республики, и в Госсовет Татарстана на имя председателя комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Разиля Валеева, а также на имя вице-премьера республики, председателя нацсовета «Милли шура» Василя Шайхразиева. Однако ни один из них под различными предлогами на конференции не появился. Кстати, «БИЗНЕС Online» уже писал, что Шайхразиев ранее фактически отказал в финансовой и организационной помощи конференции татарских родителей, поскольку весь ВКТ несколько месяцев занимался конкурсом «Татар кызы – 2018».

Отдуваться за конгресс вызвался член президиума «Милли шура»  доктор исторических наук Дамир Исхаков. «К сожалению, здесь нет представителей всемирного конгресса татар. Я, как член нацсовета „Милли шура“, приношу вам свои извинения, — обратился он к участникам конференции. — Я считаю, что они обязаны были здесь присутствовать, но не пришли, это их выбор, они выбрали другой путь, к сожалению». Эти слова Исхакова публика встретила громкими одобряющими аплодисментами. «Если бы они были сегодня здесь, то вынесли бы много новой и полезной для себя информации», — добавил он.

А послушать действительно было что. Модератор встречи, политолог Руслан Айсин, особо подчеркнул, что конференция является практической, нужны конкретные шаги и предложения по сохранению татарского языка. «Мы уже выступали на митингах, выходили на пикеты, пришло время конкретных действий, пламенные речи тут не к месту», — обратился он к тем, кто планировал «выпустить пар» в рамках «свободного микрофона».

Координатор сообщества татароязычных родителей, преподаватель татарского языка, мама четверых детей Ксения Зарипова познакомила с деятельностью сообщества, а также анонсировала создание стипендиального фонда «Дардманд», который будет поощрять детей, выбравших в качестве родного языка татарский. «Наша задача — воспитание детей на родном языке, сохранение татарского языка в новых реалиях», — отметила она.  

Файзрахманов, в свою очередь, представил «100 идей стратегии роста татарской школы», разработанных в рамках интеллектуального проекта «Акыл фабрикасы», под эгидой которой и проходила нынешняя конференция. «Самое главное для нас сейчас — возвращение татарских школ, татарских гимназий к преподаванию всех предметов на татарском языке. В Казани осталась только одна гимназия, где преподавание предметов идет на татарском языке. Мы уже дошли до такого уровня, что не можем себе позволить образование на татарском языке в татарской же школе. Приходится через такие механизмы работать, а это очень кропотливая деятельность, ею должен заниматься целый аппарат, большое количество людей, как в Башкортостане, например», — добавил он.

Дамир Исхаков (третий слева): «У нас есть все учебники для татарских школ, но ни одного из них нет в сети! Нужно выложить все это в сеть, поскольку современный ребенок уже с трехлетнего возраста сидит в интернете» Дамир Исхаков (третий слева): «У нас есть все учебники для татарских школ, но ни одного из них нет в сети! Нужно выложить все это в сеть, поскольку современный ребенок уже с трехлетнего возраста сидит в интернете» Фото: Рушан Хаялиев

 «ВЫ НЕ ДЕЛАЕТЕ САМОГО ГЛАВНОГО — НЕ РАБОТАЕТЕ СО ШКОЛАМИ»

К слову, о башкирах. Их на конференцию из Уфы приехала целая делегация в количестве 7 человек — представители ассоциации башкирских родителей. Представляя гостей из соседней республики, Айсин напомнил, что они знакомы с этим сообществом давно — вместе собирали подписи против языковой реформы, вместе отвозили письма в Госдуму…

«Наш комитет сформировался год назад, мы объединились, потому что были не согласны с новой языковой политикой в стране. У нас есть отделения в каждом районе республики, и мы очень плотно работаем со школами. Если где-то нарушаются права ребенка на изучение его родного, башкирского, языка, десант из юриста, психолога и представителей родительского комитета выдвигается в эту школу», — рассказал председатель уфимского комитета Рустем Бикинеев. Работает сообщество, в отличие от Татарстана, при всемирном курултае башкир. По словам Бикинеева, ни у кого не было сомнений, что работа будет идти эффективнее только в связке «государственные органы — родители». Также комитет плотно взаимодействует со своими депутатами в Госдуме РФ. При этом уже после конференции в приватной беседе башкиры дали татарам практический совет: «Все, о чем вы тут говорили, вторично. Вы не делаете самого главного — не работаете со школами, не мониторите их», — сделали справедливое замечание они.

Что касается татарских школ, то, по словам Файзрахманова, как правило, в таких классах показатели уровня образования намного выше, некоторые русские родители, разглядев эту тенденцию, также отдают своих детей туда. Но татарских школ, по его мнению, Казани катастрофически не хватает. «Нам кажется, что в плане национального образования Татарстан в лидерах, на самом деле это не так. В Осетии, например, функционирует более 30 билингвальных школ, где ведется преподавание на двух языках: осетинском и русском. А самая лучшая школа в Якутии по уровню знаний — это якутская школа, где преподавание ведется на языке саха. К сожалению, у нас школ такого уровня в республике нет. У этого есть свои причины — инфраструктура, кадры. В Якутии, в отличие от других регионов, еще со времен СССР сохранился институт образования на языке саха. У нас такой структуры нет», — привел пример он.   

При этом юрист и правозащитник Рашит Зарипов дал практические рекомендации, что делать и куда обращаться, если директор школы отказывает ребенку в его праве изучать родной язык. Он также рассказал о том, что в каждой школе можно организовать национальные классы и подгруппы по изучению родного языка без оглядки на федеральный центр, даже если собрались менее 8 желающих, как того требуют нормативы министерства образования РФ. «Законодательство это позволяет», — отметил он. Как пояснил юрист, ограничения в 8 детей в классе основываются на том, что бюджетное финансирование будет выделяться только в том случае, если наберется именно такое количество детей. «Но у Татарстана есть и свой бюджет, ничто не мешает ему взять финансирование на себя, если вдруг в классе набралось детей меньше норматива. Директор не имеет права отказывать — два человека набралось в подгруппе, три или четыре», — подчеркнул он. По словам Зарипова, все эти вопросы можно решить на уровне директоров учебных заведений, будь то детский сад или школа. «Если вопросы не решились в положительную сторону, то митинги и пикеты здесь не помогут, они не будут эффективными, здесь только один путь — обращение в суд», — отметил юрист.  

Фото: Рушан Хаялиев

«В РУССКОЙ ИСТОРИИ, КОТОРУЮ ПРЕПОДАЮТ СЕГОДНЯ В ШКОЛЕ, НЕТ НИ СЛОВА О ТАТАРАХ»

В унисон выступлению юриста президент ассоциации работников татарского национального просвещения и культуры РТ «Магариф» Марат Лотфуллин рассказал о текущих проблемах национального образования в школах, в частности о нормах, которые были введены новым законом об образовании, о нехватке учебников на татарском языке, о том, что образование на родном языке ограничено только 9-м классом, о невозможности сдачи на родном языке ЕГЭ и пр.

При этом Исхаков уверен, что отстоять свои права в современной России будет намного сложнее. В рамках лекции «Кто мы, татары?» он обратил внимание на то, что в русской истории, которую преподают сегодня в школе, нет ни слова о татарах. «Татары заменены в новых учебниках на „ордынцев“, а ведь период Золотой Орды — это самый расцвет татарской нации. В советское время там были монголо-татары, но нас, татар, там как таковых тоже не было», — провел небольшой исторический экскурс ученый. Но, по словам Исхакова, в советской школьной программе существовал такой предмет, как краеведение, и грамотный педагог в рамках него мог знакомить учеников с историей татар. «Но сегодня и краеведения нет! Единственный выход — татарские школы. Как минимум кружки и факультативы по истории татар. Но для этого нужно, чтобы министерство образования Татарстана работало в данном направлении. Также нужны методики, их сегодня нет!» — возмутился он. По словам ученого, еще один способ распространения татарской истории — это интернет: «У нас есть все учебники для татарских школ, но ни одного из них нет в сети! Нужно выложить все это в сеть, поскольку современный ребенок уже с трехлетнего возраста сидит в интернете».

«До революции численность русских в Российской империи составляла менее половины всего населения. Сегодня их более 80 процентов. То есть мы живем совершенно в другой стране, в других условиях, бороться за свои национальные права сейчас стало намного тяжелее. Даже в СССР нам было легче, многие годы у Татарстана было свое, самостоятельное, министерство образования, сегодня оно подчиняется Москве. Родной язык — это наша собственность, данная нам Всевышним, и никто не имеет права лишать нас его: никакие законы, никакие правители», — под громкие аплодисменты зала резюмировал Исхаков.

Одним из факторов потери родного языка детей Айсылу  Лерон назвала отсутствие кружков, дополнительных занятий, досуга и игр для детей на татарском языке Одним из факторов потери родного языка детей Айсылу Лерон назвала отсутствие кружков, дополнительных занятий, досуга и игр для детей на татарском языке Фото: Рушан Хаялиев

 «ЕСЛИ РЕБЕНОК ВСТРЕТИТ НА УЛИЦЕ КОГО-НИБУДЬ, КТО ГОВОРИТ НА ТАТАРСКОМ, УДИВЛЯЕТСЯ ТАК, СЛОВНО УВИДЕЛ ДИНОЗАВРА»

Еще одним ярким выступлением, но уже направленным не к чиновникам от образования, а к родителям-татарам, было выступление PR-директора проектов «Барс Медиа» Айсылу Лерон. Успешный журналист и блогер, мама троих детей жестко прошлась по тем родителям, которые знают свой родной язык, но не передают, не обучают ему своих детей. «Я могу назвать таких родителей не иначе как преступниками. Как это так? Он сам язык знает, а своего ребенка лишает такой возможности! Кто-то осознанно это делает, кто-то неосознанно», — отметила она. Также одним из факторов потери родного языка детей Лерон назвала отсутствие кружков, дополнительных занятий, досуга и игр для детей на татарском языке: «Приходишь в бассейн, тренер говорит с тобой на русском языке, на гимнастику — на русском, в художественную школу — опять на русском. Татарские дети порой чувствуют себя одинокими в этом мире, поскольку, кроме них, на татарском в обществе, в социуме больше никто не говорит. Если ребенок встретит на улице кого-нибудь, кто, как и он, говорит на татарском, удивляется так, словно увидел динозавра — для него это чудо. Вот до чего мы дошли, хотя это должно быть обыденным явлением!»

«Изменить общество будет сложно, силами нескольких человек сделать это невозможно», — уверена она. Лерон также призвала родителей не бояться отдавать своих детей в татарские школы и привела пример из своей личной жизни. «У нас с мужем возник небольшой спор по поводу того, в какую школу отдавать ребенка. Я была за татарскую школу, он — за русскую, поскольку сам закончил такую школу. Однако, после того как я перечислила, где и кем сейчас работают мои одноклассники, рассказала, что все они смогли поступить в вузы и занимают хорошие должности в крупных корпорациях и холдингах, в том числе и за рубежом (один из них — продюсер на популярном канале TLC в Лондоне), все сомнения отпали, поскольку он не смог назвать ни одного своего одноклассника, который смог бы добиться всего того, чего добились выпускники татарской школы. У человека, который знает татарский язык, больше возможностей: мы можем работать и в русскоязычной среде, и в татароязычной», — рассказала она.

По словам Лерон, нам, нашим детям нужны герои, кумиры, говорящие на татарском языке. «Если это Алина Загитова, то она должна быть татароязычной Алиной Загитовой; если это певица Алсу, то она должна быть татароязычной Алсу, потому что ребенок на них смотрит и думает: вот же, она татарка, но разговаривает на русском, значит, и я могу быть татарином и при этом говорить на русском. Мы должны находить таких же героев, но знающих свой родной язык, разговаривающих на нем, и пиарить их», — резюмировала она. Также Лерон призвала давать детям красивые татарские имена. «Давая новомодные имена, мы отсекаем ребенка от татарской культуры», — уверена PR-директор проектов «Барс Медиа».

По итогам конференции была принята резолюция, одним из требований которой является обязательное преподавание татарского языка в качестве государственного в республике По итогам конференции была принята резолюция, одним из требований которой является обязательное преподавание татарского языка в качестве государственного в республике Фото: Рушан Хаялиев

«РОДИТЕЛЬСКОЕ СООБЩЕСТВО СТРЕМИТСЯ К ПОЛУЧЕНИЮ НОВЫХ ЗНАНИЙ, К ОТКРЫТОСТИ»

В ходе мероприятия также были проведены различные мастер-классы. Так, доктор педагогических наук из Крыма Ремзи Давлетов дал урок ассертивного поведения; нейропсихолог Нуршат Галимова рассказала о логопедии на татарском языке, а также о нейронных связях при билингвизме; Лейла Нурмухамметова поведала о семилетнем опыте воспитания татароязычных детей в центре детского развития «Сабыйлар»; имам мечети «Гаиля» Рустам Хайруллин — о функционировании детских лагерей при мечети, курсах татарского языка. Последний отметил, что если раньше язык выступал фактором сохранения ислама, то сейчас религия вынуждена биться за сохранение татарского языка. Профессор КНИТУ-КХТИ Исмагил Хуснутдинов поделился своим проектом Открытого университета, о котором он подробно рассказывал на страницах нашей газеты. Стоит сказать, что вся шестичасовая конференция шла на татарском языке.

По итогам встречи была принята резолюция, одним из требований которой является обязательное преподавание татарского языка в качестве государственного в республике.

Подводя итоги конференции, один из ее организаторов, Файзрахманов, рассказал «БИЗНЕС Online», что родительское сообщество стремится к получению новых знаний, к открытости. «Есть проблемы — и их нельзя, невозможно замалчивать, нужно искать практические ответы на них, а не говорить только лозунгами. Если мы говорим, что не хватает татарских классов, образования, необходимо открывать татарские классы хотя бы в татарских школах, для этого нужно, чтобы родители писали заявления, чтобы было образование на татарском языке хотя бы в татарских школах», — говорит он.

По его словам, молодое поколение более восприимчиво к новым форматам, а старшее поколение видит выход только в политизированности. «Политизированность нужна, но она уместна только в определенных ситуациях. Мне кажется, представители старшего поколения увидели, что есть такие форматы, и даже вначале немного растерялись. Я в своем выступлении сказал, что татароязычные форматы, конференции должны проходить достойно в лучших местах Казани, в лучших местах Татарстана, иначе для кого это все сделано, построено? — окидывает он взглядом современный конференц-зал IT-парка. — Проект „Акыл фабрикасы“ в самом конце подключился к проведению этой конференции и внедрил немного свой формат: не вышло совсем без выступлений, но получилось совмещение громких выступлений и лекционного формата».