В ДК им. Ленина состоится отбор потенциальных участников для нового проекта под руководством художественного руководителя Камерного хора РТ Миляуши Таминдаровой В ДК им. Ленина состоится отбор потенциальных участников для нового проекта под руководством художественного руководителя Камерного хора РТ Миляуши Таминдаровой Фото: «БИЗНЕС Online»

«это были такого уровня певцы, что мы испытали НАСТОЯЩИЙ культурный шок»

Идея кастинга «Лучшие голоса Казани» родилась из одного нашего проекта, который Государственный хор Татарстана осуществлял к прошлому празднику 9 мая. Мы сделали тогда отбор самодеятельных певцов и просто поразились изобилию талантливых, одаренных людей, которые зачастую не имели никакого отношения к профессиональному музыкальному искусству. При этом они ошеломили нас высокой степенью искренности, правдивости. Кстати, принимали участие и бизнесмены, и заведующий фармацевтической фирмой и так далее. 

Серьезно, это были такого уровня певцы, что мы испытали настоящий культурный шок. Причем самое главное обстоятельство — они абсолютно не клишированные, что важно для нашего проекта. По совести говоря, я боюсь каких-то готовых артистов с наработанными вокальными клише. Именно этих штампов очень опасаюсь. Потому что наша система, которую мы уже многие годы пропагандируем, система нашего вокального наставника Венеры Федотовой, состоит в том, что она настраивает на особую степень подхода к индивидуальности тембра, к сумме обертонов каждого человека. Наши певцы как отпечатки пальцев — очень индивидуальные. То есть настолько это тонкие, хрупкие субстанции, которым педагог по вокалу может навязать все что угодно.

Вообще, ответственность педагога особая, фантастическая. Это ответственность за здоровье человека, судьбу в искусстве, его профессию, отношение к музыке, жизни. Очень большая работа.

И была очень приятно удивлена, когда мы вывели всех наших певцов на главную площадку, на Ярмарочную площадь, 9 мая, а я настаивала, чтобы они участвовали наравне с профессиональными нашими коллективами. Так вот, они выигрывали своей степенью достоверности. Они многих впечатлили и готовы были тратить себя в искусстве до разрыва аорты. Так делать, конечно, не надо ни в коем случае, но это был эмоциональный аспект, человеческий.    

«итог кастинга — создание коллектива-трансформера»

Я абсолютно против жесткого форматирования музыки. Считаю, что татарский ансамбль, если он не исполняет русскую песню, не поет ничего. И, если русский ансамбль не исполняет татарскую композицию, значит, он тоже ничего не поет. Нельзя как делить на татарский и русский хор, так и жестко разграничивать традиции вокальные: вот это народный звук, а тут эстрадный, академический, барочный и так далее.

Поэтому в нашем кастинге нет прогнозируемости и предсказуемости, и мы не поддерживаем ни один формат. Это абсолютно социальный народный проект, где я буду смотреть по явке. Например, соберется у нас бабушкинский коллектив, значит, сформируем из них ансамбль. Будет татароязычная коллектив — значит, татароязычный.

Вообще, итог кастинга — создание коллектива-трансформера. Например, как я выстраиваю свой хор? Это опять-таки коллектив-трансформер, который имеет внутри малый состав, дуэты, сольные проекты теноров, сольные проекты баритонов камерного хора, девичий коллектив, трио, которое способно петь поп-музыку, и мы делаем для этого сложные аранжировки, чтобы уйти с попсового пути «два притопа, три прихлопа». Я считаю, что надо развивать исполнителей и им нужна огранка — как правило, в форме грамотных аранжировок. 

«НЕСМОТРЯ НА ОГРОМНОЕ КОЛИЧЕСТВО ТАЛАНТОВ, ГРАМОТНЫХ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ МОГЛИ БЫ ДАВАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ПОДСКАЗКИ, НЕТ»

Побывав в качестве члена жюри на конкурсе имени Альфии Авзаловой, куда приехали около 200 певцов (какое-то невероятное количество), я поняла самый печальный факт, что, несмотря на огромное количество талантов, грамотных людей, которые могли бы давать правильные подсказки, как идеально и максимально вытащить возможности голоса, нет. Я это к тому, что сейчас очень принято ссылаться на коучей, говорить: «О, это мой коуч...» Но такой человек не просто ставит звуки, он продумывает, какой репертуар подходит артисту. Должен быть человек, который подскажет, как правильнее. Поэтому и встречаются люди, которые из-за неправильно подобранной тональности запарывают весь свой талант, погребают его.  

Поэтому мы никого не делим ни по возрастам, ни по жанрам. Сейчас ведь только ленивые битбоксом каким-нибудь не увлекаются, ошибочно полагая, что для грамотного исполнения битбокса не нужны законы интонирования, дыхания, выстраивания резонаторов. И это не значит, что я битбоксера буду заставлять петь Caro mio ben, нет. Я хочу дать понять, что музыкальные законы не различаются ни в одном из форматов. Они одни и те же, что у Зыкиной с Пугачевой, что у Нетребко с Киркоровым, что у Фредди Меркьюри. Это законы совершенства звука.  

Резюмируя, я отмечу, что очень заинтересована в предстоящем кастинге. Я хочу выстроить, может быть, беспрецедентную модель оркестра — коллектива-спутника. Когда профессиональный коллектив становится спутником, помощником и грамотным обрамлением талантливым людям. Потому что я заметила, что, когда они выходят одни и что-то робко поют на первом кастинге, это одно. Но, когда у них за спиной уже формат сделанного, интонирующего, скажем так, уже выстроенного инструмента, хора, оркестра… понимаете, они поднимут уровень любого солиста на небывалую высоту.