РА Moody’s Investors Service изменило прогноз рейтингов ПАО «КАМАЗ» со «стабильного» на «негативный». Для КАМАЗа это может означать не только снижение интереса к нему кредитных организаций, но и некоторое обесценивание ценных бумаг Фото: prav.tatarstan.ru

ПРОГНОЗ «НЕГАТИВНЫЙ», НО ФАКТИЧЕСКИЙ РЕЙТИНГ БЫВАЛ И ХУЖЕ

Международное рейтинговое агентство Moody’s Investors Service изменило прогноз рейтингов ПАО «КАМАЗ» со «стабильного» на «негативный». Текущий корпоративный рейтинг КАМАЗа остается на уровне Ba3. Это означает, что на данный момент долговые обязательства компании характеризуются как спекулятивный инструмент, кредиторы рискуют своими средствами, доверенными носителю такого рейтинга. Модификатор 3 по шкале рейтингов от Moody’s указывает, что компания оказалась в самом низу идентификатора Ba, который и без того относится к спекулятивному классу. Для КАМАЗа это может означать не только снижение интереса к нему кредитных организаций, но и некоторое обесценивание ценных бумаг. Рейтинги Moody’s признаются во всем мире и являются инструментами для принятия решения инвесторами, в том числе потенциальными акционерами: с ними знакомятся перед сделками, причем, даже если сделка состоится, рейтинг контрагента влияет на саму цену бумаг компании.

Снижение рейтингового прогноза в релизе агентства сопровождается кратким пояснением. Аналитики Moody’s отмечают, что ухудшение прогноза связано с финансовыми показателями КАМАЗа, который недавно опубликовал бухгалтерскую отчетность по РСБУ, охватившую 9 месяцев этого года. «Изменение прогноза рейтингов КАМАЗа на „негативный“ было вызвано результатами его деятельности, которые в 2018 году были намного слабее, чем ожидало Moody’s, и существенным ухудшением его рентабельности и финансового профиля. Перспективы восстановления в ближайшие 12−18 месяцев были ограниченными», — сказано в сообщении. Аналитики считают, что положение КАМАЗа на рынке стало более уязвимым и зависимым от поддержки государства. Впрочем, рейтинг вероятности дефолта пока остается неизменным на уровне Ba3-PD, что подчеркнул в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» и руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев, назвав текущие рейтинги стабильными и акцентировав внимание на снижении только прогноза.

Отметим, что при всей отрицательной динамике нынешние рейтинговые показатели КАМАЗа не самые худшие за последние годы. К примеру, весной 2016 года КАМАЗ спустился с актуального сегодня Ba3 до B1, то есть обязательства автогиганта оценивались как не просто спекулятивные, а как высоко спекулятивные. Тогда провал был связан со снижением кредитоспособности КАМАЗа из-за падения продаж на 30,5%, хотя его доля на рынке при этом достигала 57,6%. По итогам предыдущего, 2015-го, года КАМАЗ показывал худший финансовый результат за 6 лет, уйдя в убыток на 3,3 млрд рублей. Нынешняя ситуация не столь сурова: как мы уже сообщали, за три квартала года КАМАЗ получил чистый убыток в 288 млн рублей, рассчитанный по системе российской бухгалтерской отчетности. С другой стороны, к концу года падение, возможно, увеличится, поскольку завод уже заявил о простоях по одному дню в неделю, да и финансовая динамика неутешительна: год назад за те же 9 месяцев КАМАЗ показал 3 млрд рублей в плюсе.

Что касается динамики рейтингов от Moody’s, то год назад, в ноябре 2017-го, КАМАЗ тоже сдвинулся со стабильной позиции, но в позитивном направлении: тогда международные аналитики повысили его корпоративный рейтинг как раз до нынешнего Ва3 с В1, то есть на один шаг. Прогноз был присвоен «стабильный» благодаря крепкому кредитному профилю организации и восстановлению спроса на российском рынке грузовиков, да и дальнейшая господдержка производителя виделась весьма вероятной.

«СНИЖЕНИЕ ПРОГНОЗА ПО РЕЙТИНГУ ТОЖЕ МОЖНО ОТНЕСТИ К САНКЦИЯМ…»

Насколько негативно снижение прогноза отразится на отношениях КАМАЗа с инвесторами, оценить сложно, но стоит отметить, насколько своевременно завод провел крупные сделки как раз со своими ценными бумагами. Не далее как на прошлой неделе мы рассказывали о выкупе Евразийским банком развития (ЕАБР) акций и облигаций КАМАЗа более чем на 9,5 млрд рублей. Деньги пришли в некотором смысле целевые, так как ЕАБР в своем релизе отмечал, что финансовая помощь вольется в инвестиционную программу КАМАЗа по модернизации производства под выпуск грузовиков поколения К5. Банк тогда выкупил 3,72% акций (минус одна) — если ориентироваться на актуальные на тот момент котировки, их стоимость составила порядка 1,5 млрд рублей. В этом случае остальные 8 млрд рублей ЕАБР потратил на облигации КАМАЗа. Рейтинги Moody’s на выкупленных облигациях уже никак не скажутся — вот если бы сделка была впереди, резюме агентства могло бы поставить ее под сомнение, как пояснил «БИЗНЕС Online» бывший главный бухгалтер КАМАЗа и заслуженный экономист РФ Евгений Голдьфайн.

«От рейтинга зависит размещение облигаций — его объемы и темпы, а условия выплат по уже выкупленным облигациям от Moody’s никак не зависят, — прокомментировал Гольдфайн сделку с ЕАБР. — У КАМАЗа сравнительно прочная в российских реалиях экономика, основанная и на господдержке, и на таможенных барьерах для иномарок. Для многих потребителей „КАМАЗ“ — это знакомый бренд, инфраструктура по сервису лучше, чем у конкурентов, поэтому я не вижу существенных рисков по облигациям».

На каких аспектах деятельности КАМАЗа прогноз Moody’s может в какой-то мере сказаться, так это, по мнению экономиста, на акциях, кредитах и отношениях с поставщиками, но во всех случаях некритично. В целом Гольдфайн не считает, что снижение прогноза окажет прямое и тем более существенное влияние на предприятие. «Возможны какие-то изменения курса акций, но к производственной и финансовой деятельности это имеет косвенное отношение. Сообщение Moody’s может повлиять на партнеров КАМАЗа, в первую очередь на Daimler в его отношениях с другими внешними контрагентами, но это тоже некритично. У них отношения довольно прагматичные, рейтинги Moody’s они учитывают в части перспектив, новых проектов, закрепления неких результатов. Если у КАМАЗа были планы и проекты с внешними или даже внутренними партнерами — эти потенциальные партнеры могут задуматься. Заемные ресурсы для компании могут подорожать, потому что банки чувствительны к формальным вещам. КАМАЗ имеет значительную кредитную задолженность. Из-за прогноза банки могут закладывать дополнительные риски, но у автогиганта свои отношения с государственными банками, поэтому я не думаю, что и в этом контексте будут существенные коррективы».

В отношениях с поставщиками Гольдфайн выделяет особо ранимую категорию контрагентов, которые сами мало зависят от связей с государством. Спикер поясняет, что у КАМАЗа с последними долгосрочные отношения и большинство из них поставляют материалы, комплектующие и услуги без предоплаты, с отсрочкой платежей. В новых договорах, прежде всего на 2019 год, возможна перестраховка поставщиков — они могут попросить уменьшения срока расчетов, либо вообще потребовать предоплату, либо заложить риски в стоимость поставок. «Предприятия же, подобные КАМАЗу, то есть зависимые от государства, в принципе мало подвержены влиянию всяких рейтингов, — отмечает экономист. — Все-таки страна, условно говоря, идет по пути милитаризации, а КАМАЗ отчасти оборонное предприятие. Если будет трудно, государство найдет средства свою поддержку монетизировать либо субсидиями, либо заказами — спектр вариантов большой».

Того же мнения относительно перспектив господдержки придерживается и руководитель челнинского отделения УК «Финам» Виктор Разинков. «Самое неприятное, чем может обернуться для КАМАЗа снижение рейтингового прогноза, — это реакция зарубежных покупателей продукции, которых на сегодняшний день не так много, — считает Разинков. — Могут возникнуть и проблемы с кредитованием: какие-то банки могут отказать в кредитах, а какие-то повысят процентную ставку. Любая коммерческая структура, которая ведет серьезный бизнес, нуждается в кредитах. Что касается господдержки, то российская политика в этом отношении не зависит от прогноза Moody’s. Мы и так живем под санкциями, и снижение прогноза по рейтингу, кстати, тоже можно отнести к санкциям, а у нас ведь принято считать, что от санкций мы только крепнем… Господдержка промышленности в России заключается прежде всего в военных заказах, а у КАМАЗа оборонзаказы уже есть, в частности для Росгвардии. В этом смысле КАМАЗ себя чувствует неплохо».