В Татарстане стало на одну беспилотную фирму больше. К работам «Эникса», ОКБ им. Симонова и КНИТУ-КАИ скоро, похоже, можно будет добавить и проект компании SKYF — ее грузовой дрон сегодня готовится к опытной эксплуатации на полях Татарстана. Итоги четырехлетней работы презентовали вчера на аэродроме Караишево. По какой причине фирма родом из Казани зарегистрирована в Лондоне и почему мирным беспилотником уже интересуются военные, выяснял корреспондент «БИЗНЕС Online».
Для начала, что такое SKYF. Универсальная авиагрузовая платформа с вертикальным взлетом. Размеры — 5,2×2,2 м, максимальный взлетный вес — 650 кг, грузоподъемность — до 250 килограммов
СХОЖЕЕ В МИРЕ ЕСТЬ, НО…
Для начала, что такое SKYF. Универсальная авиагрузовая платформа с вертикальным взлетом. Размеры — 5,2×2,2 м, максимальный взлетный вес — 650 кг, грузоподъемность — до 400 килограммов. Крейсерская скорость — 70 км/ч, дальность (с грузом 50 кг) — 350 км, длительность полета (с такой же нагрузкой) — до 8 часов. Пока предусмотрены три варианта применения — обработка полей, доставка грузов в труднодоступные места, пожаротушение. Но вообще, это именно платформенное решение, с возможностью установки различного навесного оборудования. Аппарат готовится к полету за 10 минут.
Если пошерстить интернет, можно увидеть, что аналогичных проектов в мире немало. «Транспортные задачи для беспилотных авиационных систем — одни из перспективных как в военной, так и в гражданской сферах, — рассказал „БИЗНЕС Online“ ведущий российский специалист в области беспилотных систем Денис Федутинов. — Вместе с тем говорить о том, что данная разработка уникальна, нельзя. В мире существует немало разработок подобного рода как меньшей, так и большей размерности. Некоторые из них делаются для транспортировки людей и представляют „беспилотные авиатакси“ или „беспилотные мотоциклы“, другие делаются с расчетом на перевозку грузов».
В данном случае перед нами — воздушный трактор. Именно так в беседе с «БИЗНЕС Online» определил концепцию проекта его идеолог, 26-летний Дмитрий Арсентьев: «Да, именно трактор — максимально простой, надежный, крепкий, экономически эффективный». Трактор еще и потому, что первое применение планируется именно в сельском хозяйстве — на обработке полей.
В данном случае перед нами — воздушный трактор. Именно так определил концепцию проекта его идеолог, 26-летний Дмитрий Арсентьев
Но вернемся к вопросу об уникальности. Заявлено, что главная изюминка проекта — особая аэродинамическая схема. «Визуально схожие аппараты в мире есть, — соглашается Арсентьев. — Но технически у нас — на ступеньку выше. Дело в том, что мы разделили тягу и управление. Тягу создает бензиновый двигатель (вазовский, 220 л/с), работающий на два несущих винта, а управляется аппарат 8 электромоторами, приводящими в движение небольшие рулевые винты. Поэтому в мире нет другого такого беспилотника вертикального взлета, который поднимает так же много груза и при этом долго летает. Да, можно сделать электрический, со множеством маленьких винтов, но он будет ограничен емкостью аккумуляторов, и более продвинутых аккумуляторов на горизонте нет». Отметим, что сам Арсентьев — программист, окончил МГУ, но решил вернуться в Казань. «Всегда очень любил авиацию, — говорит он, — вот и немного самообразовался в этой области. Однако сейчас все расчеты делают выпускники КАИ, поработавшие на Казанском авиазаводе и КВЗ».
Заявлено, что главная изюминка проекта — особая аэродинамическая схема
В общем, не зря столь продвинутый проект и презентовали в соответствующем месте — на аэродроме Караишево (Лаишевский район РТ), который резонно назвать самым продвинутым малым аэродромом Татарстана. Широким народным массам туда вход заказан — это частное владение. Не смог в свое время туда попасть и «БИЗНЕС Online». Реальность (см. фоторепортаж под текстом) вполне соответствовала описанному нашими источниками: уютный гостевой домик, прекрасные ангары, идеальные полоса, перрон и рулежки. Словом, чувствуется любовное отношение к теме.
РОМАН ШАЙХУТДИНОВ ГОТОВ НАЙТИ ДЕНЬГИ
Кто за всем этим стоит? Все началось в Казани в 2014 году с идеи Арсентьева. До поры до времени он вкладывал в проект собственные деньги. Но в конце 2017-го на проект вышел российский венчурный фонд FPI (сегодня ему принадлежит порядка 40% компании), специализирующийся на стартапах в сфере новых материалов, лазерных и энергосберегающих технологий и тому подобном. Появились первые серьезные деньги. На сегодня, по словам Арсентьева, в проект вложено около $2 млн частных денег и примерно $1 млн государственных — грант от Национальной технологической инициативы. Один из частных инвесторов — Игорь Малыхин (собственник и генеральный директор ГК «Миррико»). Он рассказал «БИЗНЕС Online», что ему сразу пришлась по душе идея грузового дрона, поэтому он и стал, по сути, бизнес-ангелом. «И впредь буду поддерживать этот проект, — говорит он. — Команда очень сильная, собственно дрон — только часть проекта: нам предстоит развернуть целую индустрию. Сам проект нравится за его масштабность, перспективность, сложность. Да, конечно, я ожидаю возврата инвестиций, но понимаю, что это небыстро…»
На сегодня, по словам Арсентьева, в проект вложено около $2 млн частных денег и примерно $1 млн государственных
В итоге в Лондоне зарегистрировали материнскую компанию ARDN Technology, а в Казани — ее «дочку», ООО «Авиарешения». Почему головная контора — в Великобритании? «Дело в том, что английское право всем понятно, — объяснил „БИЗНЕС Online“ бизнес-девелопмент директор SKYF Александр Иванов. — И именно такую компанию, с понятным юридическим происхождением, проще воспринимать нашим иностранным коллегам». Резонно: хотя основная часть акционеров — россияне, проектом больше интересуются за границей. Поэтому сегодня на презентацию приехали гости из Китая, Турции, Нидерландов, Панамы, Колумбии, Мексики.
А с Саудитами вчера подписали соглашение о сотрудничестве. «Эта компания работает с министерством обороны Саудовской Аравии, — рассказывает Иванов. — Коллега Мохаммед Хасим аль Араби говорит, что они изучили схожие проекты США, Китая, Франции, Великобритании, но наш оказался самым технологичным в нише крупных дронов. Но — подчеркну! — мы в первую очередь коммерческий проект и не хотели бы быть ассоциированными с военными и попасть на ограничения на ведение бизнеса».
Намерение всячески поддерживать проект высказал Роман Шайхутдинов. Он заявил, что «мы готовы найти средства, чтобы законтрактовать сезон на сельхозку»
Отметим, что интерес проявляли и российские военные. Как рассказал Арсентьев, приходили их представители, которые ищут различные интересные технологии: «Посидели, поговорили. Но мы решили, что прежде всего пойдем в гражданский сектор, потому что военные — хорошо, но с частными проще взаимодействовать. Их наш аппарат интересует как носитель полезной нагрузки, какой — даже не хочу спрашивать. Если интересно — можно купить».
Сегодня у компании в Казани есть коллектив из 48 человек, конструкторское бюро, лаборатория и участок сборки. Для выхода на серию — первоначально предполагается выпускать до 10 аппаратов в год — потребуется некоторое расширение. А в том, что серия будет, похоже, никто не сомневается. Интересно, что поддержку проекту (во всяком случае, идеологическую) оказывает правительство Татарстана. «Нам готовы помогать, но помощи мы не запрашивали, — говорит Арсентьев. — Вот когда весной выйдем на этап опытной обработки полей химией, обратимся в минсельхоз — нам обещали выделить хозяйства для работы». Сегодня же намерение всячески поддерживать проект высказал эффектно прилетевший на вертолете вице-премьер правительства РТ — министр информатизации и связи РТ Роман Шайхутдинов. Он заявил, что «мы готовы найти средства, чтобы законтрактовать сезон на сельхозку».
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/404367/162761.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/404367/162760.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/404367/162755.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/404367/162756.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/404367/162759.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/404367/162757.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/404367/162758.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/404367/162744.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/404367/162743.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/404367/162746.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/404367/162745.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/404367/162747.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/404367/162749.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/404367/162750.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/404367/162748.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/404367/162762.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/404367/162764.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/404367/162765.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/404367/162766.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/404367/162763.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/404367/162732.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/404367/162752.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/404367/162767.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/404367/162754.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/404367/162751.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/404367/162736.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/404367/162731.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/404367/162772.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/404367/162771.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/404367/162770.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/404367/162769.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/404367/162768.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/404367/162753.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/404367/162735.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/404367/162734.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/404367/162733.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/404367/162742.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/404367/162741.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/404367/162740.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/404367/162739.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/404367/162738.jpg)
![](https://stcdn.business-online.ru/photos/404367/162737.jpg)
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 49
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.